Прецедент Гольдмана и Симакова: суд вернул 218 млн рублей, выведенные из «Татфондбанка» перед крахом

Прецедент Гольдмана и Симакова: суд вернул 218 млн рублей, выведенные из «Татфондбанка» перед крахом
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Арбитражный суд РТ создал прецедент, отменив две операции по выводу средств со счетов в «Татфондбанке». Обе они были совершены в день, когда ТФБ заморозил все обслуживание, и рядовые клиенты уже не могли достать свои деньги. Этот случай не единственный: АСВ сообщило уже о девяти исках об оспаривании похожих транзакций. Агентство отмечает, что накануне краха ТФБ был избирателен и заблокировал расчеты не для всех. Юристы уверены, что положительные решения по первым искам АСВ послужат образцом при рассмотрении остальных схожих дел. Подробнее — в материале «Реального времени».

Первая победа АСВ

Агентство по страхованию вкладов (АСВ, конкурсный управляющий «Татфондбанка») добилось первых результатов в отмене операций по выводу денег из ТФБ, которые совершились в середине декабря, непосредственно перед обрушением банка. Вчера АСВ сообщило, что суд удовлетворил два его иска, признав недействительными транзакции, в результате которых со счетов в банке было списано в общей сложности более 218 млн рублей. Иски об отмене двух операций АСВ подавало соответственно 14 апреля и 13 июня 2017 года.

Оба заявления на прошлой неделе удовлетворил Арбитражный суд Татарстана. Резолютивные части определений арбитраж вынес 22 июня, сказано в сообщении АСВ.

И в том и в другом иске конкурсный управляющий просил отменить транзакции, совершенные 13 декабря, за два дня до прихода в банк временной администрации. В одном случае АСВ оспаривало операцию по перечислению 108,58 млн рублей со счета некоего В.В. Гольдмана на счет АО «Ипотечное агентство РТ», которое было совладельцем «Татфондбанка». Деньги Гольдман перевел якобы в соответствии с договором займа, заключенным в тот же день, 13 декабря.

Другой иск касался операции по списанию средств со счета уже самого «Ипотечного агентства» (возглавляет Андрей Симаков). Оно сняло 109,58 млн рублей с целью погашения задолженности перед «Татфондбанком» по пяти кредитам, выданным с 2013 по конец 2015 года.

Заблокировали не всех

В арбитраже на данный момент лежит уже, как минимум, девять схожих по содержанию исков от АСВ. Всего же известно о 24 заявлениях временной администрации в арбитражный суд по поводу различных сделок и операций в Татфонде накануне краха. По крайней мере, о стольких АСВ сообщило официально. Причем речь часто идет об операциях по выводу гораздо больших сумм. Как ранее писало «Реальное время», у конкурсного управляющего, к примеру, есть вопросы к операциям ТФБ с правительственным АО «Татэнергосбыт» (ему удалось списать со счета 1,5 млрд рублей), группой «Нэфис» (1 млрд рублей) и с другими юрлицами.

Свои претензии АСВ во всех этих случаях мотивирует тем, что накануне краха «Татфондбанк» был избирателен при проведении платежей. 13 декабря ТФБ заморозил расчетно-кассовое обслуживание, и рядовые клиенты с этого дня не могли проводить никакие операции. При подаче исков АСВ ссылается на ст. 61.3 закона «О несостоятельности», объяснили «Реальному времени» в пресс-службе госкорпорации. Эта статья позволяет суду отменить сделку, если она повлекла или могла повлечь оказание предпочтения одному кредитору перед остальными.

У конкурсного управляющего, к примеру, есть вопросы к операциям ТФБ с правительственным АО «Татэнергосбыт». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Далее по образцу

Юристы, опрошенные «Реальным временем», считают, что решение суда по первым искам АСВ, скорее всего, будет использоваться при рассмотрении остальных таких же дел. Оно вполне может стать образцом и приниматься арбитражем за основу при рассмотрении аналогичных исков, уверен партнер международной юридической компании King & Spalding Илья Рачков. Вероятность велика, поскольку суды все-таки руководствуются не субъективными доводами, а смотрят на практику, объясняет Рачков.

Адвокат Андрей Фокин тоже думает, что удовлетворены будут и другие иски АСВ. Особенно когда нынешнее решение подтвердится в апелляционной инстанции — конечно, если до нее дойдет, говорит он. В этом случае решения по прочим искам АСВ будут положительными с вероятностью 95%, полагает юрист.

Недавнее решение, видимо, станет образцом, не сомневается Юлия Королева из коллегии адвокатов «Петербургская». Если по содержанию все иски одинаковы, а отличия заключаются только в названии юрлиц, то у суда нет оснований выносить разные решения, считает Королева.

Андрей Симаков: «Мы этот долг признаем, мы его все равно платили бы»

Андрей Симаков, директор «Ипотечного агентства РТ», позже прокомментировал интернет-газете «Реальное время» тяжбу с Агентством по страхованию вкладов. Он сообщил, что не планирует подавать апелляцию по решению Арбитражного суда РТ об отмене операции по выводу средств со счетов в «Татфондбанке».

— Нам не стало ни лучше, ни хуже — нам просто вернули обратно сделку, и она осталась такой же, какой была на декабрь. Мы этот долг признаем, мы его все равно платили бы, просто придется платить не одному кредитору, а другому. С точки зрения бизнеса это то же самое. Есть только небольшое неудобство, что механизм высвобождения из банка посложнее, чем с другим инвестором. А экономической целесообразности никакой нет: мы так и так принимаем этот долг, и все равно бы его отдавали.

Также Андрей Симаков пояснил, что обеспечение этого кредита у компании есть. «Долг ушел в проект, нам есть чем его отдать, есть заложенные активы. Дом продается — долг закроем», — прокомментировал застройщик.

Артем Малютин

Новости партнеров