Екатерина Миначева, Альфа-Банк: Мы измеряем «пульс» бизнеса и помогаем компаниям развиваться

Эксперт о том, как изменилась ситуация в кредитовании малого бизнеса

Банки кредитуют, и спрос есть — так можно кратко описать ситуацию в малом бизнесе, считает Екатерина Миначева, директор по малому бизнесу Альфа-Банка. В ее ведении более 5,5 тысячи малых предприятий Казани с оборотом до 350 млн рублей. Банк регулярно измеряет «самочувствие» этих компаний и соответственно корректирует продуктовую линейку.

— Екатерина, на какое-то время рынок банковского кредитования, можно сказать, затих. Компании кредиты не брали, банки не давали. Как выглядит ситуация сегодня?

— С конца 2016 года рынок оживает — мы это ощущаем. Мы меняем свои продукты, и у клиентов появляется интерес. На 2017 год мы поставили амбициозную задачу по кредитованию малого бизнеса — это удвоение объемов 2016 года. Пока планы реализуются успешно как в целом по России, так и в Татарстане. Радует, что за кредитом на развитие бизнеса обращаются как наши действующие клиенты, так и новые. Недавно мы сделали срез по компаниям, и с удовольствием отметили, что среди кредитующихся появилось много производственных компаний. Банковские услуги всегда востребованы торговым бизнесом, и он оживился первым. Но когда начинают кредитоваться производственники, это говорит о том, что экономика пришла в движение.

— Сколько всего клиентов обслуживает ваше направление малого бизнеса в Татарстане?

— По данным на апрель Альфа-Банк в Татарстане в целом обслуживает порядка 8 тысяч клиентов. Отмечу, каждая компания, открывая счет, получает подарочные сертификаты от наших федеральных партнеров на сумму более 30 тысяч. Например, от Яндекс, HeadHunter и прочих известных компаний. Мы называем такую поддержку нефинансовыми сервисами. С их помощью клиент может решить задачи по расширению клиентской базы, многие бухгалтерские, налоговые и юридические вопросы, если в компании нет собственных специалистов, выстроить работу по подбору кадров и развитию сотрудников.

— Клуб Клиентов Альфа-Банка — это тоже часть нефинансовых сервисов?

— Да, это то, что позволяет нам все время быть в диалоге со своими клиентами, а им — с нами. Клуб Клиентов — это наша гордость. Его членом становится каждый клиент, который открывает у нас счет, независимо от стоимости пакета и объема услуг, которые он получает. На сайте Клуба есть раздел, где компании размещают о себе истории успеха: клиент может дать рекомендации другим, рассказать, как начинал бизнес, как развивал его, какую помощь получил от Альфа-Банка.

Каждый участник Клуба Клиентов заполняет на сайте профиль с информацией о себе, своих товарах и услугах. И это дает возможность найти потребителей или партнеров для бизнеса не только в Казани, Татарстане, но и по всей России. Через опцию «закупки» он сам может подписаться на поставщиков необходимых ему товаров и услуг. Таким образом, Клуб — это сообщество предпринимателей для сотрудничества, обмена опытом и развития бизнеса. По обратной связи от наших клиентов мы знаем, что наш Клуб помогает в продажах. Такую же обратную связь мы получаем и после мероприятий, когда подходят клиенты и говорят: спасибо, сегодня мы нашли двух или трех новых партнеров. На одной из недавних конференций наш клиент давал комментарий для СМИ и поделился, что исписал более четырех листов, конспектируя спикеров. Кстати, на мероприятиях клиенты тоже могут рассказать о себе и абсолютно бесплатно: с презентациями, с заготовленными выступлениями или в формате импровизации.

— Расскажите подробнее, как часто вы проводите мероприятия и в каком формате?

— Почти каждый квартал. В марте мы провели небольшой бизнес-завтрак с основными партнерами Клуба Клиентов. Это мероприятие для нас возможность получить обратную связь по нашей работе и узнать пожелания клиентов к нашей работе, чтобы мы могли их внедрить и стать лучше. Например, на мартовском мероприятии от клиентов прозвучало пожелание создать площадку для закупок. По сути, это тендерная площадка, сообщество предпринимателей, где один может заявить о своей потребности, другой отреагировать на нее и сделать коммерческое предложение. Мы такую площадку создали, и она уже работает.

В июне у нас прошло более масштабное мероприятие, куда пришли 140 клиентов. Вместе с федеральными спикерами мы обсуждали тему налогов, арбитражной практики налоговых споров и налоговых проверок, и изменений, которые влечет появление онлайн-касс.

Осенью мы планируем еще более масштабное мероприятие — Alfa Business Week**. В течение целого дня на мероприятии будут выступать федеральные эксперты, делать экспертизу компаний-клиентов. Обо всех спикерах я пока не скажу, но точно известно, что одним из них будет всем известный Игорь Манн.

Также осенью, практически один за другим, у нас пройдут бизнес-завтрак и отраслевой семинар по развитию бизнеса клиентов. Все мероприятия проходят с аншлагом, это очень приятно, потому что приходят партнеры наших клиентов, приходят по рекомендации.

— Конкуренция за клиента из категории малого бизнеса растет. Чем их стараетесь привлечь вы?

— Мы давно ушли от классической схемы предложения услуг. Мы изучаем, что конкретно нужно клиенту для его бизнеса. И своих сотрудников (мы называем их «экспертами по бизнесу») мы учим: сначала нужно понять, что нужно клиенту, что сейчас его беспокоит и чем мы можем ему помочь. Мы подбираем инструменты, соответствующие тому или иному этапу развития бизнеса или по отраслевой принадлежности. Для начинающего бизнеса у нас есть решения, которые включают в себя минимальный набор опций, что позволяет бизнесмену платить только за то, что ему нужно. Для компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, есть тариф «ВЭД», где уже другой набор инструментов. Для тех, кто ведет оптовую торговлю — «Оптовик». Есть специальное комплексное решение «Все включено» — для финансово-активных компаний. Оно включает в себя максимальный набор услуг и инструментов, отвечающих их многочисленным потребностям.

— Альфа-Банк всегда считался технологичным, он стал таким раньше, чем многие другие игроки. Но сейчас все стремятся к технологичности. Удается выдержать эту гонку?

— Альфа-Банк, действительно, очень технологичный банк. Это отмечают даже соискатели, которые к нам приходят устраиваться на работу. Направление digital** — это одно из стратегических направлений на этот год. Мы понимаем, что многие клиенты идут в удаленные каналы как на этапе открытия счета, так и на этапе обслуживания. И даем клиенту возможность удаленно, без обращения в отделение получить справки, внести выручку, подать заявку. Мы стараемся сэкономить их время и избавить от необходимости идти в банк, ждать в очереди. Наша задача перевести в удаленный канал порядка 80 процентов операций. Альфа-Банк входит в тройку лидеров среди онлайн-банков и мобильных банков***. Наша уникальная карта для работы с наличными «Alfa Cash**** Ультра» позволяет сдавать выручку по принципу физлица, вносящего наличность через банкомат. Сейчас дорабатывается еще одна возможность: наши банкоматы даже будут выбирать необходимый символ при приеме выручки для правильного ее учета на балансе компании, что облегчит работу бухгалтера. Это ноу-хау, которого нет пока в других банках. Все, о чем я говорю, в комплексе позволяет удовлетворить актуальные потребности клиента.

— Но как бы вы ни хотели быть хорошими для клиента, политика Центробанка довольно жесткая. Многие компании становятся жертвами того, что банки стараются перестраховаться и не попасть под санкции регулятора...

— Эта тема считается очень некомфортной для обсуждения. Но Альфа-Банк об этом говорить не боится. Более того, мы постоянно повышаем компетенцию клиентов в этом вопросе. В июне мы проводили налоговую конференцию, где целый блок посвятили исполнению 115-го федерального закона (о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, — прим. ред.).

— Вы говорили, что начали активно кредитовать бизнес. Расскажите об условиях.

— Наши ставки очень комфортные. Минимальная сегодня — это 12,5 процента. Еще недавно мы все считали ее забытой и даже космической. Сейчас такую ставку наш клиент может получить на кредит без залога. У нас есть кредит «Партнер» на любые бизнес-цели, без залога, на сумму до 6 млн рублей. Эта сумма сопоставима с ипотечным кредитом. Но в потребительском кредитовании она не выдается без залога. Если брать такую сумму по ипотеке, то это и другие сроки, и другие затраты на оценку, регистрацию и обременение имущества.

Что касается овердрафта, его условия для действующих клиентов у нас очень лояльные. Более того, у нас есть продукт «экспресс-овердрафт». Он доступен клиентам, которые выросли вместе с Альфа-Банком, которые проводят обороты через наш банк. Банк сам считает оборот клиента и делает предодобренное предложение на сумму, которая с оборотами компании будет необременительной, но позволит с легкостью закрывать «кассовые разрывы» — небольшие промежутки времени, когда деньги нужны для текущей деятельности, но их нет. Так выглядит будущее, в этом направлении продолжит развиваться работа с клиентом.

— Откуда такая низкая ставка в 12,5 процента, благодаря снижению ставки рефинансирования ЦБ?

— В том числе. Но и благодаря развитой системе привилегий, которые мы предлагаем нашим клиентам. Например, при открытии РКО клиент экономит от 2 до 4 прцентов по кредиту. Ставки становятся более выгодными и с увеличением срока обслуживания в Альфа-Банке. Мы по-прежнему следуем стратегии выстраивания долгосрочных отношений с нашими клиентами.

— Лизинговое направление ожило вслед за кредитованием?

— Лизинг — это в том числе налоговые преимущества, поэтому интерес со стороны клиентов тоже растет. Это очень актуальное направление, о нем задумались многие банки и наши партнеры. Альфа-Лизинг работает и в Набережных Челнах, и в Казани. У нас хорошие условия по лизингу, небольшой процент удорожания, минимальный первоначальный взнос. Причем взять в лизинг предприниматель может и легковой автомобиль, и грузовой, и спецтехнику.

— А реально ли получить кредит?

— У нас очень лояльные требования. Буквально в прошлом году список отраслей, которые мы не кредитовали, был довольно большим. Он был пересмотрен, и на сегодняшний день мы кредитуем практически все отрасли, где занят малый бизнес. Каждый год мы проводим исследование «Пульс малого бизнеса», чтобы понять, как и чем живут компании. По сути мы «измеряем температуру», и как только мы видим, что бизнес готов к развитию, идем навстречу.

* Альфа Бизнес Уик (неделя бизнеса Альфа — с англ.)

** цифровой с англ.

*** Исследование Markswebb Rank & Report «Рейтинг эффективности интернет-банков» и «Рейтинг эффективности мобильных банков» за 2016 год

**** Альфа Кэш (cash — наличные деньги с англ.)

Айгуль Чуприна

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

БизнесКейсЭкономикаБанки
На правах рекламы

Новости партнеров