Алмаз Ахметшин, минстрой: «Вопрос «Фона» дошел до уровня президента»

Редакции «Реального времени» удалось получить комментарий заместителя министра строительства РТ Алмаза Ахметшина о непростой ситуации, которая сложилась вокруг группы «Фон». Оказалось, что проблемами татарстанского застройщика занимаются первые лица республики, которые не хотят появления второй волны обманутых дольщиков в регионе. Также, как стало известно нашему изданию, один из крупнейших кредиторов девелоперской группы — Сбербанк (уточненная сумма требований — более 1 млрд рублей) — ведет переговоры о мировом соглашении.

— Алмаз Салимович, Татарстанстат сообщает, что объем ввода жилья в республике упал на 10% по итогам января-апреля этого года. Почему происходит спад на рынке?

— Спад на строительном рынке принято связывать с кризисом, однако, если провести анализ по годам, то можно наблюдать такие же скачки — когда-то больше, когда-то меньше, и это нас в принципе не пугает. Сферу жилья можно сравнить со сферой сельского хозяйства, когда уборка урожая приходится на осень. То же самое и у нас — «урожай» осенью. Строительство носит сезонный характер, когда 40% составляет индивидуальное жилье и компании-строители за сезон могут построить небольшой дом. Поэтому связывать спад с кризисом нет необходимости. По году, я думаю, мы план по жилью в целом выполним.

— Уменьшились объемы коммерческого или соципотечного жилья?

— Уменьшили застройщики в обоих сегментах.

— Все-таки значит, кризис отразился.

— Кризис действительно отразился, но несколько по-иному. Поскольку у нас был скачок отложенного спроса в декабре, когда люди, испугавшись, что цены вырастут и кредитные ресурсы будут дороже, скупали жилье. Скупали, как правило, те, кто в стабильных экономических условиях покупали бы планомерно в феврале, марте, апреле. Но это тоже неплохо — наши застройщики на этом заработали. Стройматериалы закупили.

«Спад на строительном рынке принято связывать с кризисом, однако, если провести анализ по годам, то можно наблюдать такие же скачки — когда-то больше, когда-то меньше, и это нас в принципе не пугает»

— Была, скажем так, некоторая паника.

— У нас также были опасения на этот счет, но до паники дело не дошло. У госорганов никогда не должно быть паники. Но у участников рынка было определенное беспокойство. Мы пытались их успокоить — собирали банкиров, застройщиков, контролирующие органы на круглых столах и совещаниях. Участники рынка успокоились. И самое главное — потому, что правительство России решило снизить процентную ставку сначала до 13%, но когда ЦБ снизил, то и до 12%. Я считаю, что это было просто прекрасно, успокоило людей. Хотя здесь идет речь только о «первичке». Но мы-то как раз в этом заинтересованы. Безусловно, рынки «первички» и «вторички» связаны. Кто-то купил, оформил, и спустя 3 недели это жилье становится вторичным, но тем не менее хоть что-то было сделано.

Но мы больше всего беспокоились о том, чтобы не появилось обманутых дольщиков. Несмотря на то, что руководство республики держит на контроле этот вопрос, если этот «снежный ком» появится, то появится страх и недоверие к банкирам, застройщикам и пр.

— И тут на днях Сбербанк подает иски на сумму более миллиарда рублей к группе «Фон».

— Да, параллельно с процессом, когда мы собирали застройщиков, банкиров и всех участников жилищного строительства, мы очень напряженно работали с «Фоном». Потому что именно у него больше всего потенциальных дольщиков.

— Более 3,5 тысяч человек.

— Даже больше. У группы большой объем строительных площадок. Вопрос «Фона» дошел до уровня президента, и он на совещании лично его рассматривал, дал поручения и ГЖФ, и всем остальным. Помимо этого, ежедневно ведем работу по «Фону» в Казани и Челнах на уровне минстроя. У нас периодические объезды домов с городскими властями.

В Челнам с проектом «Яшьлек» у нас определена схема с участием ГЖФ. Президент дал поручение выделить определенную сумму (если не ошибаюсь, речь идет о 80 млн рублей). Она необходима для завершения работы по коллектору.

«Фон» уже подобрал квартиры в своих объектах и представил ГЖФ в качестве оплаты для участия. ГЖФ вопрос рассматривает, и решение должно быть принято. В то же время челнинский исполком подтянул застройщиков, которые будут работать на этих площадках.

«Фону» нужно организовывать работу, так как домов довольно много и в Казани, и в Набережных Челнах. По Казани только работать нужно, завершать начатые проекты.

— А позиция Сбербанка какая?

— Конечно, вопрос юридически надо довести до конца. Хотя руководство республики хотело бы, чтобы Сбербанк поддержал (застройщика — прим. ред.) на данном этапе, чтобы проблем не возникло. По сути, по многим домам «Фона» просто завершать нужно. Если хотя бы те проекты, которые уже начаты, смогли бы завершить, основная нагрузка ушла бы, и доверие людей вернулось.

— Будут ли привлекаться ГЖФ или другие застройщики для завершения казанских объектов «Фона»?

— В Казани другие застройщики привлекаться не будут, хотя такие предложения были представлены «Фону». Нужно проанализировать ситуацию, и не ждать со стороны, когда будут поступать предложения, а самим предлагать. «Фон» — немаленькая организация, у них есть активы, заводы, базы, земельные участки, и они могут выйти из этой ситуации без потерь организации, доверия.

— Да, не успели вы решить проблему дольщиков первой волны, как может появиться вторая.

— Застройщик частный, и дольщики, заключая договоры, должны понимать, на какой риск идут. С предыдущей эпопеей, когда в республике было 93 дома с обманутыми дольщиками, нам удалось разрешить ситуацию. Сейчас осталось сдать 5 домов в Казани и 1 в Набережных Челнах. Руководство Челнов вопрос решило, и до конца года работы будут завершены. И в I квартале следующего года дольщики смогут заселиться.

В целом предлагаю разговор о ситуации с долевым и жилищным строительством в республике продолжить в специальной, отдельной беседе.

— Спасибо, что прояснили ситуацию.

P.S. Отметим, что корреспондент «Реального времени», побывавший вчера на заседании арбитражного суда по иску ГУП «Татинвестгражданпроект» к ЗАО «Фон» о признании должника банкротом, стал свидетелем того, как юристы Сбербанка (привлечен как третье лицо) и «Фона» признались судье, что между сторонами ведутся переговоры о мировом соглашении.

Фото: minstroy.tatarstan.ru, kazanfirst.ru

Гузель Шамилова, Арслан Минвалеев

Новости партнеров