Как Борис Титов собрал обманутых клиентов лопнувших банков

Инициативная группа пострадавших вкладчиков— предпринимателей «Татфондбанка» встретилась с братьями по несчастью в Москве

Как Борис Титов собрал обманутых клиентов лопнувших банков
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Система страхования вкладов не учитывает интересы юрлиц — этот тезис стал основой мыслью конференции, которая на днях прошла в Москве при участии вкладчиков ТФБ и бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Юристы, общественники и пострадавшие вкладчики обсудили проблемы кредиторов и вкладчиков банков, оставшихся без лицензии. Корреспондент «Реального времени» побывал на встрече.

Решать вопросы коалицией

Встреча позиционировалась как Первая Всероссийская конференция по защите граждан и юридических лиц при банкротстве кредитных организаций. Участвовали вкладчики нескольких обанкротившихся кредитных организаций, в том числе «Татфондбанка» и «Пробизнесбанка», лишившегося лицензии в 2015 году, а также юристы, политики и общественники. Череда банкротств и отзывов лицензий небольших банков породила целую группу физлиц и организаций, которые нуждаются в защите своих прав и возврате денег. Поэтому вкладчики решили объединиться и обсудить проблемы пострадавших в более широком кругу. Участники также получили возможность высказаться на волнующую всех тему изменения законодательства в области банкротств.

Федеральный секретарь «Партии Роста» Александр Хуруджи в начале встречи отметил: «Мы постараемся сейчас создать единую платформу, которая будет способна не только обсуждать проблемы.., но и предложить конкретные решения. Только качественный и подготовленный материал даст возможность пострадавшим быть услышанными на более высоких уровнях».

Лидер инициативной группы кредиторов КБ «Пробизнесбанк» Нерсес Григорян сам представляет одно из пострадавших юридических лиц. Он самостоятельно собрал доверенности от предпринимателей, чтобы представлять их интересы и лоббировать изменения в законодательстве. «Только большой коалицией <…> можно добиваться прозрачности и справедливости в процессах банкротства: почему лицензия отзывается в самый последний момент у банка уже с большим долгом, почему люди ничего не получают в итоге», — говорит он.

Нерсес Григорян уверен, что основная проблема в процессе деятельности –— в отсутствии веры в то, что можно что-то изменить, а также знаний в области защиты своих прав. Однако лидер группы кредиторов считает, что методическим разъяснением каждому «потерпевшему» можно объединить большое количество заинтересованных лиц и с помощью этой платформы сделать процесс банкротства банков более прозрачным.

«Юридическое лицо находится в информационном вакууме после банкротства банка»

Следующий спикер, общественный омбудсмен по защите кредитных организаций Алексей Рябов, выделил уникальное событие, произошедшее совсем недавно, — миноритарные кредиторы впервые получили информацию о текущей ситуации с банком через судебное решение. До этого всегда процессы банкротства проходили за закрытой дверью, и сейчас наконец удалось пробить в ней брешь. Вместе с этим возникают уже другие задачи: в частности, определить, каким образом объединившиеся кредиторы могут защищать свои права с учетом этой информации. Здесь важно, что каждый обанкротившийся банк имеет свою историю кризиса, поэтому защита прав должна происходить с учетом причин этого кризиса. Как и предыдущий спикер, Алексей считает, что в случаях банкротства люди часто не знают, что делать и к кому обращаться, поэтому возникает информационная дыра, которую можно закрыть предлагаемой платформой по защите кредиторов.

Член комитета кредиторов АКБ «Смоленский» Елена Карелина обращает внимание именно на пострадавших предпринимателей как на налогоплательщиков и создателей рабочих мест. Это действительно важно с социальной точки зрения для государства, но самое удивительное, что именно предприниматели менее всего защищены законом в этом вопросе. «Если физическое лицо получит хоть какую-то компенсацию [от АСВ], то… юридическое лицо находится в информационном вакууме после банкротства банка», — рассказывает она, приводя в пример свой собственный опыт как бывший директор крупного завода и крупнейший налогоплательщик в Тверской области.

Сам уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов отмечает, что проблемой страхования вкладов команда омбудсмена занимается уже давно и постоянно лоббирует права юридических лиц при банкротстве финансовых организаций. Со своей стороны, Борис Титов пообещал помогать вкладчикам с запросами в государственные органы, освещением резонансных ситуаций в СМИ, бесплатной юридической помощью и лоббированием профильных законопроектов в Госдуме.

«Через несколько лет такая платформа уже сможет стать рычагом давления»

Руководитель союза пострадавших клиентов «Татфондбанка» и «ИнтехБанка» Александра Юманова рассказала, что союзу удалось создать республиканский Фонд поддержки пострадавших от действий кредитных организаций и недобросовестных застройщиков. Но она отмечает: «Ни механизмов, ни планов действия пока нет. Создание фонда займет долгое время, <…> а деньги нам нужны сейчас. Поэтому мы возлагаем большие надежды на помощь омбудсмена и очень рады, что можем брать пример с инициативной группы «Пробизнесбанка». Мы будем бороться до победы».

К круглому столу у всех участников накопилось немало вопросов и предложений. Одна из пострадавших в результате банкротства банка предложила создать специализированный портал, где можно было бы получить квалифицированную помощь. Сейчас пострадавшим вкладчикам приходится собирать информацию буквально по крупицам. Собравшиеся затронули тему регулирования деятельности ЦБ и Агентства по страхованию вкладов в случае банкротства кредитного учреждения: прозрачности их операций нет, общественный контроль отсутствует. Многие участники высказались в поддержку идеи разделить банки на расчетные и коммерческие.

В конце конференции модераторы подытожили, что на данный момент основной целью создания какой-либо платформы является общественный резонанс. Через несколько лет такая платформа уже сможет стать рычагом давления, но на данный момент этому мешает разобщенность и взаимное недоверие людей, попавших в одинаковую сложную ситуацию. Для создания мощной организации нужны титанические усилия и объединение пострадавших физических и юридических лиц в одну команду, по мнению Нерсеса Григоряна, перспективного лидера платформы. И люди должны принимать участие в процессах объединения и отстаивания своих прав не только из-за потерянных денег, а из-за гражданского самосознания и понимания серьезности существующей проблемы для экономики страны. На следующем собрании эксперты планируют обсудить вопрос организационной формы предполагаемой платформы и финансовые условия ее существования.

Екатерина Соловова, фото автора

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров