Рустам Минниханов: «Мы говорим слова благодарности Всевышнему, что у нас есть такие богатства»

На любые неудобные вопросы пообещал ответить и ответил врио президента РТ Рустам Минниханов сегодня на встрече с главными редакторами татарстанских СМИ. Несмотря на плотный график главы республики, встреча продолжалась свыше полутора часов — за это время журналисты задали Минниханову 35 вопросов: от макроэкономики и политики до многоженства и судьбы щенка, который, появившись недавно, превратился в звезду президентского «Инстаграма».

Думали, что упадем больше

«Информационное поле — важный элемент в нашей работе. Мы должны правильно донести свои мысли до вас, а вы — до наших жителей. Ваша работа не всегда и не особо нам нравится, но у каждого своя работа, и каждый ее делает, как умеет, — начал Минниханов прошедшую сегодня в ТРК «Пирамида» встречу с главредами татарстанских СМИ. Модерировал мероприятие, в котором приняли участие главы крупнейших средств массовой информации республики, руководитель «Татмедиа» Айрат Зарипов.

Первым вопрос задал гендиректор ТНВ Ильшат Аминов. «В этом году исполняется 25 лет новой государственности Татарстана. Какой путь проделала республика за эти годы?» — спросил он. По словам Минниханова, этот путь виден каждому. «Россия сегодня — это новая страна. Мы помним 90-е годы, ту ситуацию. Сегодня мы достигли стабильности, сумели сохранить тот потенциал республики, который позволяет нам быть конкурентными. Мы многое сделали за 25 лет. Одно из главных достижений — это мир и согласие в республике», — подчеркнул глава Татарстана.

Руководитель агентства «Татар-информ» Леонид Толчинский напомнил Минниханову о его обещании выполнять бюджетные обязательства. «Прошло 5 месяцев. Теперь что скажете?» — обратился он к врио президента.

«Конечно, в той ситуации, в которой оказалась страна, в тех обстоятельствах, которые связаны и с внешними действиями, существует ограниченность финансов на мировых рынках, ограничения для ряда должностных лиц, недоброжелательное информационное поле. Это повлияло на экономику: и цены на нефть, и коллапс в банковской сфере — все это отразилось на нас, — признал он. — Но мы думали, что упадем больше. Сегодня валовой продукт и промпроизводство упали у нас менее чем на 1%. Это меньше, чем мы думали, и это хорошо, но наша задача — расти на 5-6% в год. Понятно, что денег нам всегда будет не хватать. Мы можем ограничить наши инвестиционные программы, но это связано с огромным количеством людей, их работой. Наш бюджет принят с дефицитом, но это не страшно, потому что мы можем брать бюджетные кредиты минфина и делаем это. Так что все обязательства будут выполнены».

Следом Зарипов дал слово владельцу портала KazanFirst Ярославу Муравьеву, который неожиданно перевел разговор с Миннихановым в личную плоскость, спросив у врио президента о собаке, которая стала звездой его «Инстаграма». «Что за песик появился у вас, кто это и откуда?» — спросил Муравьев. По словам Минниханова, это увлечение его младшего сына: «Это лабрадор. Его зовут Султан. Очень добрый щенок, положительный, я очень доволен, что у нас появился такой член семьи».

«Если кто-то сказал, что Россия несчастна от нефти, то это не так»

Впрочем, разговор быстро вернулся в деловое русло. Елена Рощупкина из «Интерфакса» спросила у врио президента о развитии особых экономических зон. «Сегодня нам нужны не просто производства, а конкурентные и высокотехнологичные производства. Наш путь — инновационный», — подчеркнул Минниханов, напомнив, что ОЭЗ «Алабуга» сегодня — это 45 резидентов, из которых 16 уже полноценно работают. «В этом году должны запустить еще 6-7 предприятий. Два по стекольной, одно по пищевой промышленности, — добавил глава республики. — Заявленные инвестиции — свыше 3 млрд долларов. Это большие проекты, привлекать которые позволят наши возможности и высококвалифицированный персонал».

Иннополис, по словам Минниханова, — более глобальный и важный для всей страны проект с точки зрения импортозамещения в сфере программного обеспечения. «Основная часть ПО — это разработки наших иностранных партнеров. Понятно, что наши с ними отношения не совсем позволяют доверять им нашу судьбу. Если будут сбои в программном обеспечении, будут большие проблемы и в экономике, и в управлении. Решить эту проблему позволит Иннополис, который включает в себя и университет, и кампус, и технопарк». По словам Минниханова, в ближайшее время одним из резидентов города-спутника станет компания «Ростех».

Корреспондент «России сегодня» спросила у президента, как изменилась структура промышленности в последние годы в контексте зависимости Татарстана от продажи нефти.

«У нас никакой зависимости, тем более от сырья, не было и нет. Мы говорим слова благодарности Всевышнему, что у нас есть такие богатства», — подчеркнул, отвечая на вопрос, Минниханов. Благодаря этому, по его словам, сегодня Татарстан является крупнейшим плательщиком налогов в федеральный бюджет. «Если бы не нефть, этого бы не было. Я согласен, что мы не должны продавать сырую нефть. Надо развивать переработку. Изделия для авто, нефтехимия, стройкомплекс и так далее. Объем и доля обрабатывающей промышленности у нас растут. В 2000 году на «Казаньоргсинтезе» был только полиэтилен, незначительное количество каучуков в «Нижнекамскнефтехиме». Сегодня оба предприятия выпускают целый ряд продуктов. Мы лидеры по пластмассам. Сейчас, как вы знаете, строим новый завод по нефтепереработке — шестимиллионник, — что позволит нам держать на рынке лидирующие позиции».

«Если кто-то сказал, что Россия несчастна от нефти, то это не так, — заявил Минниханов. — Россия — крупнейший импортер по полимерам. Что, мы не можем сами их произвести? Можем. Сингапур и Южная Корея сырье покупают, но являются крупнейшими экспортерами полимеров. Без сырья этого не получится. И мы решаем этот вопрос — новый завод «Аммоний», который мы запустим, это шаг как раз в эту сторону. Мы очень счастливы, что у нас есть такое сырьевое несчастье», — улыбаясь, подчеркнул глава республики под смех в зале.

Глава ГТРК «Татарстан» Фирдус Гималтдинов спросил у Минниханова, какое самое трудное решение ему пришлось принять за время президентства. «Легких решений нет, все трудные, — ответил он. — Первое лицо республики, компании, даже дома должен принимать решения, иногда правильные, иногда неправильные. Все, что сделано или не сделано, все это по моему решению. Самое неудачное мое решение вы должны назвать, пресса. Решения все непростые, но не трудные».

«Чем выше и круче начальник, тем больше его формирует окружение»

Затем слово перешло к бессменному многие годы владельцу и главреду «Вечерней Казани» Хазбулату Шамсутдинову, который признался, что хотел задать три вопроса, но ему не разрешили. «Задавай все три», — понял намек Минниханов.

«Сменив Шаймиева на посту президента, вы прилично обновили кадровый состав. 33 главы района поменяли, всего два министра шаймиевского призыва остались в кабмине. Ваши назначенцы оправдали ожидания?» — был первый вопрос Шамсутдинова. Второй вопрос касался отношения Минниханова к многоженству, которое «активно обсуждается сейчас в федеральных СМИ». Третий вопрос: что лично Минниханову дают встречи с главредами СМИ, которые, как правило, задают комплиментарные, заранее подготовленные вопросы. «Может быть, это просто дань политической моде?» — спросил Шамсутдинов.

«Встречи нужны. Не секрет — не все, что пишет ваше издание, нам нравится. Есть немножко пены, но есть и вещи, на которые надо обратить внимание. У каждого своя задача. Если у кого-то менее деликатные вопросы, я готов на них ответить или скажу прямо, что не готов, — обратился Минниханов к залу. — Встречи нужны, потому что мы ограничены в получении информации людьми, которые нас окружают. Причем чем выше и круче начальник, тем больше его формирует окружение».

«По поводу многоженства я согласен со своей женой. Она очень негативно к этому относится», — под смех в зале ответил глава республики, добавив уже серьезно, что у этого вопроса есть моральная сторона, связанная с восприятием ситуации детьми.

«По кадрам. Я сам из шаймиевского призыва. Он много таких людей открыл. Я даже не думал, что буду работать в Казани. Но время идет, люди меняются, никто не пропал. Это и дальше будет продолжаться, — рассказал Минниханов. — Очень много внимания мы обращаем на подготовку руководителей. Современный руководитель должен иметь много навыков. Кадры в целом справляются. Главное, чтобы человек был честный и порядочный. Если сил не хватает на одной должности, он должен поработать в другой. Так бывает, что человек блестяще работает заместителем руководителя, но руководителем стать не способен. Кадры выбирать — это как жену выбирать. Очень сложный вопрос».

Но в целом, по словам Минниханова, в Татарстане много достойных людей. Айрат Фаррахов, Марат Хуснуллин, Николай Никифоров нашли достойное применение на федеральном уровне. «Это говорит о том, что у нас конкурентных людей много», — отметил врио президента РТ, добавив, что «есть и ошибки».

«Сам по себе малый бизнес развиваться в наших условиях не может»

Журналистка «Аргументов и фактов» задала президенту вопрос о высокоскоростной магистрали. «Этот проект развивается во многом благодаря вашей твердой позиции. Но у него есть и скептики, что вы им ответите?» — спросила она.

«Россия — огромная страна, а ВСМ сделает ее более компактной, — отметил глава республики. — Посмотрите: у китайцев 16 тысяч километров высокоскоростных магистралей. Видите, как Китай развивается? Строительство железных дорог двигает экономику».

По словам Минниханова, «китайские партнеры» готовы фондировать проект и участвовать в нем. «Представляете, за 3 часа вы в центре Москвы? Это будет другая страна».

Продолжая тему сотрудничества с Китаем, корреспондент ТАСС попросил уточнить, строительство каких именно производств Татарстан обсуждает с китайскими партнерами. «Наш контакт связан с проектом «Аммония». Сейчас создана рабочая группа, которая должна определить наши общие интересы», — ответил Минниханов, добавив, что раньше республика недостаточно активно работала с китайскими инвесторами.

Отвечая на вопрос о развитии малого бизнеса, глава республики привел пример Турции. «Очень поучительный пример. Предпринимательский дух и поддержка там на высоком уровне. Сам по себе малый бизнес развиваться в наших условиях не может. Все дорого — сети, строительство. Мы не всегда это понимаем. Надо создать среду, в которой проявления предпринимательства будут расти. Я недоволен пока тем, что у нас получается, хотя по сравнению с другими регионами мы лидеры».

По словам Минниханова, предпринимательское сообщество — «это наше будущее»: «Мы формируем средний класс — это основа любого государства. Если не будет среднего класса, будет очень сложно».

«Президент — это величина переменная»

Тему Года парков и скверов в Татарстане и водоохранных зон поднял журнал «Казань». «У нас столько воды! И нет ни одного путного места, где можно походить и отдохнуть. Кто мы после этого? Кто-то должен из Москвы к нам приехать и сделать эти места? Нет, мы сами должны», — подчеркнул Минниханов.

«Каждый хочет иметь кусочек воды для себя. Появляется масса вещей. Но есть законодательство — водоохранная зона должна быть доступна для всех. Озеро Харовое в Казани — было много жалоб, мы спорили. Но сегодня это прекрасное место, — подчеркнул врио президента. — От работы по водоохранным зонам мы станем богаче. Мы развернем ее на следующий год, но начнем уже в этом году. У нас просто руки до этого раньше не доходили».

По словам главы республики, решить проблему в один день не получится. «Есть острова, на которых расположены дачи. Но ведь надо же соблюдать некие правила. Мы должны предложить людям взять на себя некие обязательства либо съехать, — отметил Минниханов. — Мы видим, как меняется Татарстан. У нас много интересных, красивых мест, люди должны иметь возможность приходить туда и отдыхать. Причем водоохранные зоны должны быть доступны для всех. Мы ставим задачу, чтобы наша работа служила в интересах всех жителей республики и гостей. Для достижения этой цели и исключения коррупционной составляющей все наши действия должны быть максимально открытыми, публичными и прозрачными".

«Сегодня очень модно причислять себя к команде Минниханова. Кого вы можете отнести к ней?» — спросила у врио президента директор ТРК «Казань» Мадина Тимерзянова. «Команда не Минниханова, а президента. А президент — это величина переменная», — поправил ее, улыбаясь, Минниханов. Но затем уже серьезно подчеркнул, что команда президента — это люди, которые хотят сделать нашу республику более современной и передовой. «Вместе с президентом» — очень позитивное движение, я им очень благодарен. Но оно не миннихановское, оно президентское», — отметил он.

«За границу улететь — это не первая необходимость. Вот в Бугульму и Нижнекамск — это важно»

Корреспондент «Интертата» задал Минниханову вопрос об успехах Татарстана в большом спорте. «Большой спорт требует человеческих и финансовых затрат, — отметил врио президента. — Но без него не так активно развивается массовый спорт. Мы хотим подходить комплексно. Важно все — дать стимул для молодежи идти заниматься спортом. У нас большие успехи, хотя мы чемпионами на стали — очень много подростковых детских команд, которые в стране занимали первые позиции».

С другой стороны, большой спорт — хороший способ продвинуть Казань и Татарстан за пределами республики и России. «Через игру «Рубина» с «Барселоной» весь мир узнал про Казань. «Рубин» знают вообще везде», — отметил он.

Информагентство «РБК» спросило Минниханова об авиасообщении. Не стоит ли давать перевозчикам бюджетные субсидии? «А вы как думаете, если мы за счет бюджета будем субсидировать рейсы за рубеж?» — задал встречный вопрос глава республики.

«Надо создать такую среду и такой туристический потенциал, чтобы самолеты были полные. Из Стамбула 7 раз в неделю летают в Казань, и самолеты полные. Хотят вдвое увеличить количество рейсов, — привел пример Минниханов. — Сейчас 16 рейсов в Москву в день. А раньше сколько было? Рейсы появятся не за счет денег из бюджета, а за счет роста деловой активности. Хотя аэропорт наш, и какие-то льготные условия мы можем обеспечить. Я об этом думаю. Но за границу улететь — это не первая необходимость. Вот в Бугульму и Нижнекамск — это важно».

Спрашивали Минниханова об антикризисной программе, эффективности управления, личной энергичности и способности проводить по несколько встреч и мероприятий в день. Спросили и о восстановлении исторического центра Казани и Адмиралтейской слободы.

«Было очень много неправильных вещей сделано в центре города. И мэр, и я делали. Наши необдуманные решения исправить или очень сложно, или уже невозможно. Мне стыдно за какие-то свои действия, — признался Минниханов. — Я был или некомпетентен, или не понимал чего-то, или пошел на поводу у архитекторов. Эта тема очень больная. В рамках ликвидации ветхого жилья можно было построить аналогичные дома, этажность сохранить. Зачем в Старо-татарской слободе было строить семиэтажные дома? Это наша ошибка, надо что-то делать». По его словам, очень важно сохранить самобытность Казани, Чистополя, Елабуги.

«Проведение промышленного форума стран ЕврАзЭс будет полезным для нашей республики»

Директор «Реального времени» Анна Саушина задала Рустаму Минниханову вопрос о том, какова, по его мнению, роль республики в сотрудничестве стран в рамках ЕврАзЭс, а также насколько интересно будет Татарстану проведение в Казани форума деловых и научных кругов организации.

«Свобода торговли — это важно. Это позволяет бизнесу перемещать товары без ограничений. Та же Турция ищет сейчас форму для свободной торговли с Россией. Конечно, это для нас интересно с учетом того, что нам очень интересен Казахстан. Я считаю, что проведение промышленного форума стран ЕврАзЭс, если такое решение будет принято, будет полезным для нашей республики. Мы обладаем огромным потенциалом, и нам нужны новые рынки для продвижения наших товаров».

На вопрос корреспондента «Комсомолки» о новых производствах, которые запускает Татарстан, глава региона ответил: «Останавливаться нельзя: остановиться — значит двигаться назад. Мы будем активно работать по всем направлениям, находить новые ниши, использовать нанотехнологии или новые материалы. Мы имеем углеродное волокно, а это один из компонентов для создания новых материалов. Санкции санкциями, но к нам приезжают партнеры. Сегодня Словения, была Швеция, американский посол к нам хочет приехать. Все понимают, что санкции когда-то снимутся, а рынок России очень интересен. Бизнес должен развиваться вне политики. Как только политика начинает включаться в дела бизнеса, это ошибка — надо помогать, а не проверять и запрещать. Более разумные страны говорят про санкции, но на деле сохраняют отношения и рынки».

«Асгат сказал, чтобы я согласился»

Тем временем Айрат Зарипов уже в который раз предложил завершить встречу. Однако Минниханов позволил журналистам задать еще пару вопросов.

«Вы планируете участвовать в выборах президента Татарстана?» — спросила, воспользовавшись случаем, Елена Рощупкина и, почувствовав, что Минниханов пытается уйти от прямого ответа, добавила: — Мне нужен четкий ответ, заявление».

«Это у Асгата надо спрашивать», — пошутил, глядя на главу своего аппарата Асгата Сафарова, Минниханов.

«Рустам Нургалиевич, соглашайтесь», — с места ответил Сафаров.

«Асгат сказал, чтобы я согласился», — пошутил Минниханов.

Под занавес встречи ему задали вопросы о сохранении наименования президента, позиции Набережных Челнов, которым уделяется меньше внимания, чем Казани, и наконец о том, какие книги «сделали» Минниханова: «Какие книги сделали вас, что почитать?»

«У меня очень много книг, которые подарил Герман Греф. Они связаны с моей работой. Много материала, который связан с новыми подходами, преобразованиями, приходится заниматься такими вещами. Лирики, художественной литературы, может быть, к счастью или несчастью, намного меньше», — признался Минниханов.


Видео предоставлено телеканалом «Новый Век», также использовано видео с ресурса prav.tatarstan.ru

Фото: prav.tatarstan.ru

Записал Сергей Кощеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров