Экспедиция в Германию: могила улана Сулькевича, безымянный ветеран Наполеона и советские солдаты
Институт истории им. Ш. Марджани продолжает изучать мемориальное наследие татарских солдат в Европе
Ученые Института истории им. Ш. Марджани АН РТ продолжают изучать мемориальное наследие татарских воинов в Европе. 7—14 июня состоялась очередная экспедиция по Польше и Германии. Колумнист «Реального времени» Лилия Габдрафикова, посещавшая Германию и в составе первой делегации, недавно вернулась из-за границы и специально для «Реального времени» написала колонку по итогам первого этапа научного вояжа.
Командир азербайджанского генштаба и ветеран Семилетней войны
Наверное, многим приходилось слышать о том, что о татарах за границей мало кому известно. Однако поездки по немецкой глубинке доказывают обратное. «Татарин» или «татарское» для европейца — это неотъемлемая часть истории и культуры. Мы уже писали о Татарской башне в Магдебурге, наверно, с этих времен в Европе появился и деликатес, связанный с образом татар: тартар. Считалось, что кочевники с востока как никто другой разбираются в качестве мяса и поэтому без опаски могут употребить даже сырое мясо…
Но татарские образы в Европе не ограничиваются только сырым мясом или оборонительной башней, иногда можно увидеть указатели zum Tatarengrab и практически любой местный житель подскажет, как добраться до этих мест. Как, например, до могилы татарского поручика, улана Польского королевства и Саксонского княжества Мустафы Сулькевича времен Семилетней войны в Дипполдисвальде.
Сулькевичи — известный род, давший немало отважных военных. Например, один из них Матвей (Сулейман) Сулькевич в годы Первой мировой войны за свои заслуги был произведен в генерал-лейтенанты. Именно ему Временное правительство собиралось доверить командование 1-м мусульманским корпусом. Но события октября 1917 г. нарушили все планы, а Сулейман Сулькевич возглавил в 1918 г. Крымское краевое правительство, а позднее командовал Генеральным штабом армии Азербайджанской демократической республики.
Могила его предка Мустафы Сулькевича для Дипполдисвальда (недалеко от Лейпцига) — одна из достопримечательностей. Захоронение 1762 года неоднократно восстанавливалась, в том числе одним из Сулькевичей в годы Второй мировой войны. Офицер польской армии, находясь в плену в этой местности, умудрился договориться с надзирателями и организовал реставрацию надгробного камня Мустафы.
Но не у всех мемориалов такая судьба. Печальна история захоронения еще одного татарского улана в этой же местности. Недалеко от могилы был вырыт медный рудник, и в конце XIX века она провалилась в шахту. Теперь там памятный знак Knochen schacht 1883 г., напоминающий об этом событии. Сегодня — это территория фермы, а сам памятник стоит на возвышенности в центре рапсового поля.
Татарская могила Юсуфа
Совсем другая история у очередного Tatarengrab (татарской могилы) в деревушке Кляйнебойхе под Лейпцигом. Во время наполеоновских войн сюда на карантин был направлен татарский офицер Юсуф сын Мустафы. За ним ухаживал его денщик-мусульманин. Юсуф умер от тифа и его похоронили на окраине деревни по мусульманскому обычаю. Первые годы за татарской могилой ухаживал все тот же верный денщик, им же был поставлен надгробный камень с арабской вязью.
Но время шло, о могиле офицера постепенно забыли и лишь в 1880-е годы один из любителей истории восстановил мемориал, поставил новый камень с латинской надписью. Это было второе рождение Юсуфа — уже в памяти жителей деревни. Татарская могила стала чем-то вроде места силы. Благодаря воспитательной работе учителя Христиана Готтлийба Винклера учащиеся начали относиться к мемориалу с уважением. За могилой ухаживали всей сельской общиной, в местном лексиконе закрепилось выражение «bei Jussuf» (возле Юсуфа), устраивали рядом пикники, а школьники в годы Второй мировой войны писали сочинения об этой могиле. В новой политической обстановке захоронение польского татарина было вражеским, но ученики Кляйнебойхенской школы не собирались оставлять могилу. Ведь мемориал стал частью истории деревни. Сегодня эта традиция продолжается. На могиле Юсуфа живые цветы, а рядом выстроена деревянная беседка и отдельная вывеска с краткой историей Tatarengrab. В самой деревне есть несколько указателей. Местные жители собираются издать рекламный буклет и включить свою достопримечательность в один из локальных туристических маршрутов.
Во главе с краеведом Хельмутом Хентшнелем нашу группу они дружно ждали с цветами. Видимо, приезд татарских ученых для них был большим событием. Хельмут рассказал о неприятном инциденте, связанном с этой могилой. Незадолго до нашего приезда на захоронение несколько подростков 12—13 лет набросали мусор. Старшее поколение обеспокоено поступком детей, называет это вандализмом. Возможно, развитие историко-культурного туризма в данной местности как-то повлияет на отношение школьников к могиле татарского офицера. Здесь надо отметить, что именно в столице Саксонии Дрездене несколько лет назад возникло консервативное общественное движение «Pegida», направленное против мигрантов и в том числе исламизации. В Дрездене мы были свидетелями очередного шествия пегидовцев с плакатами против мечетей. Вероятно, и поведение кляйнебойхенских подростков, их попытка осквернить могилу татарина Юсуфа является отзвуком митингов консервативно настроенных горожан.
Безымянный солдат
Если встречающиеся в Саксонии Tatarengrab связаны, прежде всего, с польскими татарами-уланами, то солдаты Первой мировой войны и Великой Отечественной войны покоятся на военных кладбищах. Их очень много. Но не везде есть мусульманские имена. Например, после осмотра 3 тысяч могил объединенного военного кладбища солдат Первой мировой и Второй мировой войн в Мюнхене мы обнаружили лишь одну тюркскую фамилию. Но в близлежащем городке Пуххайме есть другой мемориал с военнопленными Первой мировой, где покоятся несколько десятков мусульманских солдат. В Пуххайме содержалось более 15 тысяч заключенных из разных стран. Останки немецких, французских и английских солдат были перезахоронены на родине, а так называемое русское кладбище осталось. Еще в 1919 г. немецкими властями был поставлен и отдельный памятник российским мусульманам.
Не все военные кладбища в Германии сохранили первоначальный вид. В настоящее время ведется работа по созданию мемориально-парковых комплексов нового типа на месте бывших лагерей. Вместо старых надгробий, в том числе с советской символикой, устанавливаются памятные знаки с фамилиями в едином стиле. На некоторых кладбищах бывшей ГДР можно увидеть, как аккуратно на одном месте (в виде стенда) собраны фотографии советских солдат, когда-то привезенные и установленные на могилах родственниками.
Если дело касается Второй мировой войны, к сожалению, очень много захоронений неизвестных солдат. Что удивительно, такие могилы встречаются на военных кладбищах даже после войны. Например, на гарнизонном кладбище Дрездена имеется целый ряд захоронений неизвестных советских рядовых и офицеров 1950-х гг., и даже порой 1960-х гг. На некоторых надгробиях есть надпись «погибшие за освобождение местности Харта» (Харта — небольшой городок на территории Саксонии). Об этих эпизодах истории, за которыми скрываются целые человеческие трагедии, мы пока знаем очень мало. Поэтому работа ученых Института истории им. Ш. Марджани АН РТ по выявлению и изучению военных мемориалов будет продолжаться и дальше.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Колумнист «Реального времени».
- Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
- Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
- Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
- Область научных интересов: история России конец XIX — начало XX века, история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.