«Иного выбора, кроме халяльного заработка, для наших единоверцев быть не может»

Муфтий Татарстана о том, почему чувство собственности является одной из особенностей, заложенной в естестве человека

«Иного выбора, кроме халяльного заработка, для наших единоверцев быть не может»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Председатель Духовного управления мусульман Татарстана Камиль хазрат Самигуллин продолжает вести авторскую колонку на страницах «Реального времени». После материалов богословского характера он решил поделиться мыслями на тему: «Кем быть?, или Как дозволено зарабатывать мусульманину?».

«Поиск удела, является такой же обязанностью, как получение знаний и совершение поклонений»

Июнь… Пока одни выпускники сдают ЕГЭ, другие получают долгожданные дипломы о профессиональном образовании. Я молю Всевышнего, чтобы он облегчил испытания для наших детей на экзаменах и помог им в их первом в жизни самостоятельном выборе — в выборе профессии. Я желаю, чтобы Господь даровал помощь и тем, кому предстоит искать свою первую работу в качестве дипломированного специалиста. Пусть дело, которому им предстоит посвятить свою жизнь, будет благом для них самих, для общества, для Родины… А для мусульман «дело жизни» должно быть еще и дозволенным. Потому как никакого иного выбора, кроме халяльного заработка, для наших единоверцев быть не может.

Все в этом мире существует для определенной цели и имеет свое предназначение. Для чего же был создан человек? В современном мире об этом мало кто задумывается: в большинстве своем смысл жизни людей заключается исключительно в потреблении, а приоритеты сводятся к удовлетворению прихотей своего нафса (эго). Но хочу напомнить, что Всевышний Аллах говорит в Куръане (Коран): «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (аль-Муминун 23/115). «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарият 51/56). Как следует из этих аятов, нашей обязанностью в мирской жизни является не только совершение намаза, поста, хаджа и других видов поклонения. С момента достижения совершеннолетия и до конца своих дней мусульманин должен жить в полном соответствии с предписаниями религии. Для наших единоверцев не существует иного выбора.

«Я молю Всевышнего, чтобы он облегчил испытания для наших детей на экзаменах и помог им в их первом в жизни самостоятельном выборе — в выборе профессии». Фото vuzyinfo.ru

При этом каждый мусульманин для продолжения своей жизни обязан работать, чтобы не становиться обузой для своих близких, чтобы обеспечивать средствами существования свою семью и тех людей, которых он обязан содержать. По этой причине зарабатывание денег халяльным путем, или другими словами поиск удела, является такой же обязанностью, как получение знаний и совершение поклонений.

«Чувство собственности является одной из особенностей, заложенной в естестве человека»

Наша великая религия позволяет прибегать к различным путям заработка, которые соответствуют общественным условиям и способностям человека. Однако при зарабатывании денег основополагающим принципом является дозволенность с точки зрения религии того или иного вида деятельности. Каждый должен помнить: исламом категорически запрещены ростовщичество и взяточничество, воровство и грабеж, проституция и азартные игры — словом, все пути бесправного заработка. Средства, заработанные посредством одного из таких видов деятельности, не имеют никакой ценности с точки зрения ислама.

Среди всех живых существ сотворенных Всевышним, только человек был наделен качеством приобретения имущества и накопления собственности. Такие выражения, как «владелец» или «хозяин», используются только в отношении человека и не используются в отношении других живых существ.

Мы можем наблюдать, что желание обладать чем-то, начинает проявляться у человека еще в раннем детстве, когда ребенок даже не способен отличать хорошее от плохого. Как часто дети любят повторять: «Это мое!». Таким образом, чувство собственности является одной из особенностей, заложенной в естестве человека. Сотворившись среди различных желаний и потребностей, человек подвергается испытаниям и нуждается в фикхе (исламское право), как в проводнике, который поможет ему пройти их, не сворачивая с законного пути.

Наша религия, принимая во внимание обычаи и общественную выгоду, разъяснила данный вопрос в аятах (слова Корана. — прим. ред.) и хадисах (изречения пророка. — прим. ред.). Всевышний Аллах говорит в Куръане: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (ан-Ниса 4/29). «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (аль-Бакара 2/172).

«Я не зря начал свою статью с выпускников школ и вузов. Именно сейчас им предстоит сделать сложный выбор — кем быть? Пусть Всевышний отдалит их от дел, которые могут обернуться злом для их жизни и нашей религии и предопределит им благо, которым они будут довольны». Фото Максима Платонова

Два условия

А что говорил посланник Аллаха ? Передается, что, рассказывая о человеке, который зарабатывал себе на жизнь запретным путем и отправился в путь, Пророк сказал: «Человек с всклокоченными волосами и весь покрытый пылью, станет поднимать руки к небу, взывая «О, Господь! О, Господь!». Но его еда — харам (запретное), питье — харам (запретное), и был он вскормлен на хараме. Так как же будет принято его дуа (молитва)?» (Муслим, 2393). Как мы видим, важнейшим условием при зарабатывании средств существования является их дозволенность.

Для приобретения какого-либо имущества необходимо соблюдение двух важных условий:

  1. Вещь, приобретаемая в собственность, должна считаться имуществом с точки зрения религии, то есть иметь какую-то ценность.
  2. Имущество должно приобретаться одним из тех путей, которые считаются дозволенными с точки зрения ислама.

При отсутствии одного из этих условий приобретенное имущество будет считаться хабис, т. е. нечистым.

Я не зря начал свою статью с выпускников школ и вузов. Именно сейчас им предстоит сделать сложный выбор — кем быть? Пусть Всевышний отдалит их от дел, которые могут обернуться злом для их жизни и нашей религии и предопределит им благо, которым они будут довольны.

В следующей статье я расскажу о том, что такое имущество с точки зрения ислама.

Камиль Самигуллин

Новости партнеров