Казанский купец Свечников: как староверы обхитрили РПЦ и угодили царю

Коммерции советник, потомственный почетный гражданин Михаил Лукич Свечников. Часть 2

Биография купца-старовера Михаила Лукича Свечникова уникальна. Его потомок Владимир Свечников в сегодняшней колонке «Реального времени» в продолжение к предыдущим записям рассказывает уже о политических предпочтениях знаменитого предка. Также читатель нашей интернет-газеты узнает, как предприниматель поддерживал старообрядческую общину и вместе с единомышленниками смог перехитрить доносчиков от «официальной» церкви.

Партия, которой импонировали купцы-староверы

Михаил Лукич активно участвовал в политической жизни. После опубликования Высочайшего манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» (Октябрьский манифест) по всей Российской империи стали создаваться политические партии. Столица Казанской губернии не стала в этом исключением. 10 декабря 1905 года в Казанском биржевом комитете состоялось заседание биржевого общества, на котором была рассмотрена полученная от Московского бюро программа Торгово-промышленной партии.

Торгово-промышленная партия представляла из себя крайнее правое крыло торгово-промышленной буржуазии, хотя в ее программе и заключалось несколько либеральных требований, но они выражались в форме необходимости «полного содействия правительству по проведению в жизнь начал, возвещенных манифестом 17 октября 1905 года.

Политическая часть программы решительно подчеркивала идею единства России, сокращения самодержавия, помещичьего землевладения, экономическую необходимость охраны интересов промышленности и торговли, в частности, поощрения таможенного покровительства. Объяснительная записка к программе заключала в себе главным образом критику левых партий, как конституционных демократов, так и социалистов. Особенному осуждению подверглась идея 8-часового рабочего дня.

Было принято решение об образовании Казанского губернского отделения Торгово-промышленной партии, однако в нее вступили лишь около 60 человек. Казанское губернское отделение партии избрало особый комитет, в который вошли М.Л. Свечников, С.А. Землянов, Я.Ф. Шамов, К.И. Оконишников, Н.А. Казем-Бек, В.А. Кобатов, Я.А. Коровин, В.Н. Шмелев, Н.В. Унженин, Б.А. Григорьев, К.И. Четвергов, С.И. Четвергов (младший), О.Э. Петцольд, А.Ф. Кешнер, В.И. Сорокин, А.Т. Тихомирнов, М.П. Зобин, Н.П. Ярцев, Ф.А. Большаков, А.В. Калягин. Его председателем был избран М.Л. Свечников. В скором времени центральным комитетом Торгово-промышленной партии было принято решение о слиянии с партией «Манифест 17 октября». В результате Казанское губернское отделение Торгово-промышленной партии было объединено с октябристами.

Уже в марте 1906 года Казанское отделение партии «Союз 17 октября» рекомендовало избирателям второго участка г. Казани следующих своих членов для избрания в Государственную думу Российской империи I созыва: М.Л. Свечникова (куп.), С.А. Землянова (куп.), Л.А. Матвеевского (куп.), В.И. Шмелева (куп.), А.Н. Щербакова, Н.П. Ярцева (куп.), А.Н. Романова (куп.), И.С. Петрова, Н.Н. Набокова и др. Однако в результате выборов в I Государственную думу ни один из них не прошел.

Белокриницкое согласие и доносы от «официальной» церкви

Из материалов исследователя казанского старообрядчества Е.И. Карташовой явствует, что Михаил Лукич Свечников принимал самое активное участие в деятельности Казанской общины старообрядцев Белокриницкого согласия. После смерти председателя совета этой общины И.П. Карпова в 1891 году в Казанской общине старообрядцев Белокриницкой иерархии образовалось попечительство, состоявшее из купцов: братьев М.Л. и В.Л. Свечниковых, П.С. Барабанова, Ф.Т. Васильева, А.В.Афанасьева. Председателем Совета Белокриницкой общины был избран Михаил Лукич Свечников.

Он отстаивал интересы старообрядцев Белокриницкого согласия в государственных структурах, выходил на соответствующих руководителей для решения текущих вопросов, таких, например, как получение разрешения губернатора на венчание молодых пар по старообрядческим традициям в молельном доме купца Карпова и т.п. Михаил Лукич распоряжался и общественными средствами общины, приумножал их.

Еще в 1884 году он вместе с братом Василием и купцами-старообрядцами Белокриницкой иерархии — Володиным и Барабановыми — приобрел в Казани участок земли, на котором предполагалось в дальнейшем построить храм. В августе 1884 года архитектором П.И. Романовым был составлен план на постройку дома на этом участке для купца А.И. Володина. К середине 1885 года стены массивного, весьма представительного здания были возведены до кровли, что вызвало беспокойство Георгиевской церкви. Распространился слух, «будто бы это здание предназначается для отправления раскольнического богослужения австрийского согласия».

В июле 1885 года Казанская духовная консистория сообщала в губернское правление, что «теперь есть основания сомневаться в том, чтобы означенное здание предназначалось для жилого помещения, а не для молитвенного собрания, это, во-первых, потому, что по внешней архитектуре здание это походит более на христианский храм и подобно ему разделяется на три части: первая с западной стороны имеет вид паперти, вторая, главная часть здания, имеет вид храма, наподобие католического костела, с большими длинными окнами в один просвет, и третья часть имеет небольшой выступ, вполовину ниже среднего здания, наподобие алтаря, во-вторых, можно предполагать, что строится не частный дом, а молитвенное здание и потому, что строится казанским купцом Володиным, раскольником австрийского согласия. (…) Казанская Духовная консистория с утверждения Его Высокопреосвященства просит Губернское правление уведомить: испрошено ли купцом Володиным требуемое Высочайше утвержденным в 1 день мая 1884 года мнением Государственного Совета разрешение на постройку молитвенного дома в казанском Георгиевском приходе, где у раскольников австрийского согласия, к которому принадлежит строящий молитвенный дом купца Володина, всего только два дома».

К разбирательству были привлечены епархиальные и светские власти (губернское правление, городская управа, прокурор Казанского судебного округа), установившие, что здание предназначалось — по документам — для «складочных помещений». Купцам было предписано либо использовать этот участок под гражданское строительство, либо продать. В этой связи в течение 20 лет купцы-старообрядцы вынуждены были идти на всевозможные ухищрения, якобы продавая участок друг другу, дожидаясь таким образом благоприятного момента для строительства храма.

«Удовольствие» для царя

После принятия законоположений о веротерпимости 1905—1906 годов, в значительной степени положивших конец религиозным и гражданско-правовым притеснениям старообрядцев, положение старообрядцев существенно изменилось. 17 апреля 1905 года император Николай II издал Именной высочайший указ, данный Сенату, — Указ об укреплении начал веротерпимости, где впервые в российской истории законодательно утвердил данные права на свободу вероисповедания лиц неправославного исповедания.

27 декабря 1906 года под председательством М.Л. Свечникова в доме Карпова состоялось собрание прихожан. На нем присутствовали около 100 человек. Было принято решение о легализации общины.

В ноябре 1906 года был открыт подписной лист пожертвований на строительство храма, а в июле 1907 совершена его закладка. В сентябре 1909 года собор был уже освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы и славного явления чудотворной иконы Ее во граде Казани.

Памятуя о том, кому в первую очередь они были обязаны возведением своего храма, в день его освящения, 6 сентября 1909 года (по старому стилю), казанские старообрядцы Белокриницкого согласия составили благодарственный верноподданнический адрес императору Николаю II Александровичу. Свои подписи под ним поставили двадцать пять человек, в том числе: архиепископ Московский и всея России ДПЦХ Иоанн (в миру — И.А. Картушин), епископ Казанский и Вятский Иоасаф (в миру — И.П. Зеленкин), епископ Рязанский и Егорьевский Александр (в миру — А.П. Богатенко), казанские старообрядческие священники П.Д. Залетов и А.И. Калягин, самарский протоиерей М.В. Захарьичев, председатель совета Казанской общины старообрядцев Белокриницкого согласия М.Л. Свечников, представители известных местных староверческих династий Свечниковых, Барабановых, Четверговых и другие. Весьма любопытно, что сам текст обращения напоминал местами молитву, возносимую за самодержавного монарха и его семью. Вот что в нем говорилось:

«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО,

ЦАРЬ САМОДЕРЖЕЦ всея Руси,

ГОСУДАРЬ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ!

Сего шестого сентября, Казанская старообрядческая община древле-православных русских христиан, приемлющих священство, торжественно празднует освящение своего Святого храма во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани.

Сей Святый храм воздвигнут лишь благодаря ТВОЕМУ любвеобильному сердцу, ЦАРЬ ВСЕРОССИЙСКИЙ! Ты милостивым и прозорливым оком воззрел на нас, ТВОИХ верных подданных и слуг, исконных чад земли Русской, и как чадолюбивый ОТЕЦ ВЫСОЧАЙШИМ указом от 17 апреля 1905 года ТЫ даровал и нам возможность наряду со всеми ТВОИМИ верноподданными вьяве, а не сокровенно, как прежде, славословить Всевышнего, по постановлениям и обрядам древле-Всероссийской церкви.

Ныне, при освящении Святого нашего храма, сугубо и от глубины душевной воссылаем мы с нашими Архипастырями и священнослужителями горячие молитвы о ТЕБЕ, ГОСУДАРЬ, О ТВОЕМ НАСЛЕДНИКЕ — ЦЕСАРЕВИЧЕ со всем ТВОИМ Августейшим Семейством и о всей земле Свято-русской, к Царю-Царей во Святей Троице славимому Единому Богу и к Пречистой Заступнице гор. Казани, Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии со всеми Святыми. С умилением ума и сердца взываем мы, о ЦАРЮ! Да продлит Господь Бог ТВОИ драгоценные для России дни, да подает ОН мир и тишину земле Русской на возделание ей блага в любви, совете и соединении ТВОЕМ с ТВОИМИ верными подданными и слугами во славу ТВОЕГО Самодержавия.

ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верноподданные члены Казанской общины древле-благочестивых православных христиан, приемлющих священство:

Старообр[ядческий] Архиепископ Иоанн / Епископ Иоасаф / Епископ Алезандр/ Священник Петр Залетов / Священник Алексий Калягин / Михаил Свечников / Петр Барабанов / Иван Савин / Николай Барабанов / Стефанида Терентьева-Бочарова Казанская купеческая жена / Устин Феофилеич Бочаров/Казанский Купец / Харлампий Шорников / Дмитрий Мухин / Кар[…] / Климент Четвергов / Василий Свечников / Павлинов Степан Федорович / Алексеев Павел Дмитриевич / Павел Свечников / Евстратий Бусыгин / Протоиерей Макарий Захарьичев / Иван Барабанов / Артемий Марков / Дмитрий Бондарев».

Вскоре этот адрес был представлен в докладе министра внутренних дел самому императору. Как сообщал 23 сентября 1909 года в Казань товарищ (заместитель) министра, шталмейстер Высочайшего двора П.Г. Курлов: ознакомившись с адресом, Николай II «в 16 день сего сентября собственноручно изволил начертать: «Прочел с удовольствием».

Старообрядческий храм сохранился до нашего времени, возвращен Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), имеет статус кафедрального собора Казанско-Вятской епархии. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Заслуг не перечесть

Старообрядческий храм сохранился до нашего времени, возвращен Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), имеет статус кафедрального собора Казанско-Вятской епархии (сегодня находится на реставрации, расположен на ул. Петербургской).

Белокриницкая община заведовала и бесплатной столовой имени старообрядцев Ивана и Марии Саниных на Георгиевской улице (ныне это ул. Петербургская), которая была учреждена «на вечные времена» потомственной почетной гражданкой М.К. Саниной (1913).

Михаил Лукич был избран в состав попечительского совета этой столовой, получив наибольшее количество голосов (26). Кроме него туда вошли: А.С. Четвергов (22), А.В. Афанасьев (21), священник о. Калягин (18), П.В. Свечников (15), О.В. Свечников (10), А.А. Подуруев (7), С.П. Красников (6). Н.К. Романов (5). Первые пять человек были объявлены членами попечительского совета, остальные — кандидатами. Почетными попечителями были также избраны старообрядческий епископ Казанской и Вятской епархии Филарет и М.К. Санина (пожизненно).

Проживал Михаил Лукич в собственном каменном доме на ул. Московской, д.39 (ныне это перекресток улиц Московской, в недавнем прошлом ул. Кирова, и Мартына Межлаука, сейчас на этом месте построено здание, принадлежащее ныне компании «Алмаз-холдинг»). М.Л. Свечников являлся одним из первых абонентов телефонной сети Казани (абонентский №288).

За труды на пользу Отечества награжден: 1) золотой медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на шее (1 января 1889 года); 2) золотой медалью с надписью «За усердие» на Аннинской ленте для ношения на шее (1 января 1896 года); 3) серебряной медалью в память священного коронования их императорских величеств (21 августа 1896 года); 4) золотой медалью с надписью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на шее (дата неизвестна); 5) золотой медалью с надписью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на шее (1 января 1909 года); 6) золотой медалью с надписью «За усердие» на Андреевской ленте для ношения на шее (1 января 1912 года); 7) светло-бронзовой медалью в память 300-летия Царствующего дома Романовых (21 февраля 1913 года); 8) за безупречную службу — орденом святого Станислава III степени (январь 1916). При этом, кроме материальных средств, Михаил Лукич пожертвовал часть из этих наград на нужды фронта во время Первой мировой войны в 1914 году.

Скончался Михаил Лукич 6 августа (по старому стилю) 1916 года от воспаления брюшины в возрасте 73 лет, погребен на старообрядческом кладбище (ныне это часть Арского кладбища) священником Петром Залетовым. К сожалению, до настоящего времени его могила не сохранилась.

Потомки М.Л. Свечникова в настоящее время проживают в городе Казани.

Владимир Свечников

Новости партнеров