Дело «Татфондбанка»: как АСВ в арбитраже обменивается ударами с Иваном Егоровым

Близкая к «Ак Барс холдингу» компания «Ленд-Инвест» судится с мусинским «ТФБ Активом» из-за неисполненного договора цессии в 619 млн рублей

Дело «Татфондбанка»: как АСВ в арбитраже обменивается ударами с Иваном Егоровым
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Команда «Ак Барс холдинга» продолжает разбираться с наследием империи Роберта Мусина. В апреле бывшему партнеру структуры, близкие к империи Ивана Егорова, напомнили о долге по неисполненному договору цессии. В татарстанском арбитраже сейчас рассматривают иск подконтрольной «Ак Барс холдингу» компании — ООО «Ленд-Инвест» к мусинскому ЗАО «ТФБ Актив» о взыскании 619 млн рублей. Ответчик судебные заседания игнорирует. В АСВ уверяют, что не имеют отношения к судебному процессу. Тем не менее корпорация неожиданно направила иски в отношении подконтрольных «АБХ» компаний. Корреспондент «Реального времени» пытался разобраться в переплетении отношений.

Старый друг хуже…

В татарстанском арбитраже рассматривают необычное дело. Судятся бывшие партнеры: ООО «Ленд-Инвест», близкое к «Ак Барс холдингу», и ЗАО «ТФБ Актив», собственником которого выступает «Татфондбанк». Долгие годы структуры «Татфондбанка» Роберта Мусина владели акциями многих фирм агрохолдинга.

Напомним, что само появление Роберта Мусина в активах «Ак Барс холдинга» связано c крушением агроимперии «Золотой колос». В 2010 году произошла ссора между учредителями ЗК — Ринатом Губайдуллиным и Робертом Мусиным. Результатом конфликта между двумя друзьями стала атака на «Золотой колос» осенью 2010 году со стороны банка «Ак Барс», возглавляемого все тем же Мусиным. Агрохолдинг тогда был признан банкротом из-за кредиторской задолженности в 15 млрд рублей, а основные активы компании (около 40 предприятий) отошли холдингу «Ак Барс». В то же время среди миноритариев «корешков и вершков» ЗК достаточно долго оставался и Роберт Мусин. Однако с крушением «Татфондбанка» списки учредителей и схемы управления активами изменились.

Очевидно, нынешний суд является продолжением этой истории — попыткой агроимперии разобраться в запутанных делах наследия Роберта Мусина. «Ленд-Инвест» подал иск в апреле. Фирма требует от «ТФБ Актива» долг по неисполненному договору цессии в 619 млн рублей. Эту сумму ответчик должен был заплатить до 10 июля 2016 года, но до сих не рассчитался, поясняет представитель истца.

История взаимоотношений, которая привела к судебным тяжбам, началась 30 ноября 2015 года. В этот день истец и ответчик одномоментно заключили две сделки: договор купли-продажи ценных бумаг «Земельной корпорации «Лидер» и право требования долга «Нижегородсахара» по договору цессии. До 1 июля прошлого года «ТФБ Актив» мог в одностороннем порядке расторгнуть договор купли-продажи ценных бумаг. Тогда бы и вторая сделка — с переуступкой долга — по условиям соглашения перестала бы действовать. Но ответчик своим правом не воспользовался, поэтому «Ленд-Инвест» вправе требовать вернуть ему заявленную сумму по неисполненному договору переуступки более 600 млн, пояснили суду представители «Ленд-Инвеста». Мнение «ТФБ Актив» услышать не удалось — ответчик уже который суд пропускает.

Схема сделок между «акбарсовской» и «мусинской» империями в лице «Ленд-Инвеста» и «ТФБ Актива» выглядит довольно запутанной и напоминает многоходовую комбинацию. Указанную сумму: 619 млн рублей «Нижегородсахар» задолжал некой компании «Юрком», где единоличным собственником выступает мусинское ЗАО ХК «Золотой колос».

Причем здесь сахар из Нижнего?

Сам «Нижегородсахар» примечателен тем, что у него есть дочернее предприятие «Сергачский сахарный завод», которым до мая прошлого года владел «Ак Барс холдинг», пока не продал его краснодарцам.

Тут можно немного подробнее вспомнить, как татарстанский агрохолдинг появился в Нижегородской области. Иван Егоров рассказал корреспонденту «Реального времени», что «Сергачский сахарный завод» — это один из активов, который пришел с «Золотым колосом». «Когда партнеры поручили нам заниматься этим заводом, у нас к губернатору Нижегородской области и министру сельского хозяйства было несколько вопросов. Первый: для того, чтобы обеспечить сырьем, нам были необходимы земли. Мы просили 25—30 тысяч га земли, чтобы стабильно обеспечить свое производство и завод сырьем. За три—четыре года этот вопрос не решили», — сообщил Егоров.

Приобретая в 2014 году ОАО «Сергачский сахарный завод», «акбарсовцы» в лице «Ленд-Инвеста» обещали вложить инвестиции и поднять убыточное производство. Но за два года владения предприятием этого так и не случилось.

Износ основного оборудования на заводе в 2014 году составлял 70%. По итогам года предприятие выпустило 19 тысяч сахара, то есть меньше, чем такие же заводы в соседних Татарстане, Мордовии и Ульяновской области. С 2015 года начались простои в работе, стали расти долги по зарплате коллективу. В феврале 2016-го более трехсот сотрудников отправили в административный отпуск на три месяца. В правительстве Нижегородской области тогда посетовали, что владелец завода не сдержал обещаний по модернизации производства. Хотя ему предлагали под эти цели льготные кредиты на 3,4 млрд рублей.

Спустя несколько месяцев, в мае, «Лед-Инвест» продал «Сергачский сахарный завод» нескольким акционерам краснодарского холдинга ООО «АФГ Националь». Сегодня его владельцем числится только «Нижегородсахар», находящийся в процессе ликвидации.

Как долги мертвого предприятия должны были закрыть кредиты перед ТФБ

Итак, вернемся к нашим баранам. 28 ноября 2015 года компания, подконтрольная Роберту Мусину, «Юрком» переуступает близкому к Ивану Егорову «Ленд-Инвесту» право взыскать долг «Нижегородского сахарного завода» в 619 млн рублей.

Через два дня, 30 ноября, «Ленд-Инвест» заключает две сделки с «ТФБ Активом». Первая — договор купли-продажи ценных бумаг: истец продал ответчику акции «Земельной корпорации «Лидер» и получил за них 381 млн рублей. Вторая сделка — договор цессии: «Ленд-Инвест» переуступил «ТФБ Активу» право требования долга «Нижегородсахара» на те самые 619 млн рублей.

Оказалось, что вся эта схема нужна была для того, чтобы закрыть кредит (займ) двух предприятий «АК Барс холдинга» перед «Татфондбанком» — «Буинского элеватора» и «Каратунского ХПП» (обе компании из рухнувшей империи «Золотого колоса», формально сейчас первое принадлежит ООО «УК «Приволжская продовольственная корпорация» (100%), второе — ООО «Дрожжановскому элеватору» (100%)). Сумма кредита перед ТФБ не прозвучала.

«Деньги взыскиваете, чтобы внести в «Татфондбанк?»

Еще на прошлых заседаниях судья Руфат Коновалов истребовал первичные документы по обеим сделкам. На последнее заседание представители истца принесли часть из них. Это договор купли-продажи ценных бумаг и копии платежных поручений о том, что «Ленд-Инвест» действительно передал «ТФБ Активу» акции ЗК «Лидер», а тот заплатил за них 381 млн рублей.

Но судья попросил оригиналы платежек, а также первичный договор цессии между «Юркомом» и «Ленд-Инвестом» от 28 ноября 2015 г. Достать эти бумаги оказалось сложнее. Представители истца сослались было на «войну с бухгалтерией», где не могут найти даже копии этих документов, так как все передали ответчику. Но суд такой ответ не устроил: «Ваши внутрихозяйственные сложности — недостаток вашей работы. Они не могут служить основанием для непредоставления документов, которые были у вас истребованы».

Судью также заинтересовало, кто является акционером ЗК «Лидер». Мол, нет ли «Татфондбанка» среди держателей его акций. Но юрист «Ленд-Инвеста» не смогла ответить на вопрос. Кроме того, суд попросил объяснить, почему по условиям договора цессии «Ленд-Инвест» должен погашать чужие кредиты: за «Буинский элеватор» и «Каратунское ХПП»?

— Так-то они оба входят в одну большую компанию, в один холдинг. Получается, что, получив деньги в ТФБ, мы так бы их и вернули в ТФБ, ну то есть, если бы мы получили деньги от «ТФБ Актива», мы бы их внесли в качестве погашения задолженности перед ТФБ, — пояснила представитель истца Гузель Исхакова.

Однако в чем тогда заинтересованность «Ленд-Инвеста» в оплате чужих кредитов, задался вопросом судья: «Почему вы переживаете за «Буинский элеватор» и «Каратунское ХПП?» Он напомнил, что и на прошлых заседаниях просил раскрыть всю цепочку операций, движения денежных средств и взаимных обязательств между фирмами: «суммы фигурируют достаточно большие», мол, вопрос непраздный.

— Предположим, вы выиграете суд. Вы что, направите эти деньги в «Татфондбанк» за «Буинский элеватор» и «Каратунское ХПП» или уже нет? По условиям договора — может, и да, а по факту? То есть вы взыскиваете, чтобы деньги внести в «Татфондбанк»? — удивился судья.

— Да, подписывая договор цессии, «ТФБ Актив» уже предполагал, что данные деньги вернутся в ТФБ, но в качестве погашения задолженности по кредитам этих юрлиц, — пояснила юрист.

— Тогда у «Буинского элеватора» и «Каратунского ХПП» перед вами какие-то обязательства должны возникнуть? — переспросил судья.

Ответ, что «все это решается взаимозачетом за счет других сделок, где, возможно, оба предприятия что-то должны «Ленд-Инвесту», также не устроил суд. Поэтому Руфат Коновалов решил сделать перерыв в судебном разбирательстве, чтобы вызвать в суд третьими лицами представителей ЗК «Лидер», «Татфондбанка», АСВ — как его временной администрации, ОАО «Буинский элеватор» и ООО «Каратунское ХПП». Параллельно татарстанский арбитраж истребует платежные документы о перечислении денег между предприятиями и «Татфондбанком», а также первичный договор переуступки права требования долга «Нижегородсахара» между «Юркомом» и «Ленд-Инвестом». Сегодня под тем же ИНН ООО «Юрком» работает ЗАО «ТПК «Агро-Трейд», поэтому суд запросит этот документ у этой фирмы.

Где «хвосты» и причем тут АСВ?

Представители истца отказались прокомментировать процесс, адресовав все вопросы в пресс-службу. По номерам телефонов «Ленд-Инвеста», как выяснилось, отвечают юристы «Ак Барс холдинга». Они сообщили, что не знают, как связаться с указанной организацией.

Учредитель ООО «Ленд-Инвест» — руководитель «Инвестиции консалтинг» — Фирая Мухаметзянова, основной вид деятельности компании — «оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами». Прибыль ее компании составляла: 163 тыс. рублей (2015 год), 401 тыс. рублей (2014), 164 тыс. рублей (2013), 21,2 млн рублей (2012) и 6,5 млн рублей (2011). Мухаметзянова до недавнего времени являлась крупнейшим собственником «Корпорации «Лидер» — земельного банка рухнувшей агроимперии «Золотой колос», активы которого оказались у «Ак Барс холдинга».

Руководитель «ТФБ Актив» — Илнар Абдульманов, сейчас проходит фигурантом уголовного дела по «ТФБ Финанс». Единоличный собственник закрытого акционерного общества — «Татфондбанк», где сейчас назначена временная администрация в лице АСВ. На наш запрос в агентстве ответили, что «ни «Татфондбанк», ни АСВ отношения к данному процессу не имеют», и также воздержались от комментариев.

АСВ наносит ответный удар

Что интересно, 7 июня АСВ неожиданно подало сразу три заявления в арбитраж в отношении компаний, связанных с «Ак Барс холдингом». Все касаются просроченных задолженностей по кредитам, полученным в разное время в «Татфондбанке».

Среди них — иск к ООО «Ак Барс Дрожжаное». Сумма требований — чуть более 31 млн рублей. Компания, согласно данным «Спарк-Интерфакс», принадлежит на 100% ООО АПК «Высокая гора», собственниками которого являются Холдинговая компания «Ак Барс» (19%) и некий Валентин Борисович Иванов (81%.). Последний вместе с главой ХК «Ак Барс» Иваном Егоровым владеет ООО «Финансовая корпорация «Тимерхан».

Второй иск, на 79 млн рублей, подан в отношении сразу пяти компаний: АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат», ООО «Птицеводческий комплекс «Ак Барс», ООО «Авангард», АО «Малахит», ООО «Совместное предприятие Фоника». Первые три через различные структуры также подконтрольны «Ак Барс холдингу».

Наконец, третий, самый крупный иск касается ОАО «Буинский элеватор». Сумма требований — 235 млн рублей. Рассмотрение всех трех дел отложено на конец июня — начало июля по формальным причинам.

Напомним, такую же атаку АСВ сейчас проводит против ГК «Нэфис». Госкорпорация потребовала признать недействительными банковские операции, совершенные 6, 12 и 14 декабря 2016 года, по списанию со счета АО «Казанский МЭЗ», открытого в ТФБ, денежных средств в размере 1 451 468 371 руб. в счет погашения задолженности по кредитному договору от 4 февраля 2016 г. №С5/16; банковской операции, совершенной 6 декабря 2016 года, по переводу денежных средств в размере 1 000 000 000 руб. со счета АО «Нэфис Косметикс», открытого в ТФБ, на счет, открытый в другой кредитной организации; договора купли-продажи от 2 декабря 2016 г. №цб05122016-1 обыкновенных акций уже знакомого читателю АО «Земельная корпорация «Лидер», заключенного между ТФБ и ООО «Завод по производству синтетических моющих средств».

Василя Ширшова, Дмитрий Семягин, Фаиль Гатаулин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

ЗАО «ТФБ Актив» было зарегистрирован 30 октября 2008 года. 100% компании принадлежит ПАО «Татфондбанк». По данным системы «Спарк-Интерфакс», ЗАО «ТФБ Актив» в 2013 году получило прибыль в размере 3,1 млн рублей, по итогам 2014-го — убыток 92,9 млн рублей, в 2015 году убыток составил 15 млн рублей. При этом доходы или убытки компании генерировались за счет деятельности, связанной с осуществлением финансовых вложений. Так, активы в 2013 году составили 482 млн рублей, в 2014-м — 2,6 млрд рублей, в 2015 году — 415 млн рублей. В 2014 году организация привлекла долгосрочные кредиты на сумму 704 млн рублей, краткосрочные кредиты на сумму 473 млн рублей. С учетом задолженности, перешедшей с 2013 года, общая кредиторская задолженность компании составила 1,53 млрд рублей, а краткосрочные обязательства — 2 млрд рублей. При этом «ТФБ Актив» осуществило долгосрочные финансовые вложения на сумму 2,1 млрд рублей. В 2015 году данные вложения были изъяты и одновременно с этим были погашены кредиты, так что на конец года кредиторская задолженность компании составила 516 млн рублей.

АО «ЗК «Лидер», по данным «Росстата», на 30% принадлежит ООО «Ленд-Инвесту», на 50% — неким гражданам России. Самим «Ленд-Инвестом» владеют три физлица — Мухаметзянова Фирая Фаиковна (33%), Янова Елена Николаевна (33%) и Багаутдинов Рафаэль Рифович (34%). Обе дамы в свое время работали в структурах, близких к «Ак Барс холдингу». Адрес и номера телефонов «Ленд-Инвеста» также совпадают с агроимперией. Любопытно, что Янова и Багаутдинов вместе с Робертом Мусиным числятся совладельцами еще и ООО «Татсельхозпродукт», у них — по 15,5%, у него — 19%.

Новости партнеров