Топ элиты Удмуртии: «Александр Третий», полковник ФСБ и Мусин на первых строчках и кандидаты на вылет

«Реальное время» публикует исследование политического и делового истеблишмента Удмуртской Республики

«Реальное время» продолжает составлять и анализировать свою «табель о рангах» региональных элит Поволжья. После Марий Эл мы решили изучить положение во властной иерархии соседней Удмуртии. Здесь так же, со скандалом, ушел губернатор, и соседний с Татарстаном регион живет в ожидании перемен. Эксперты озвучивают прогнозы на ближайшее политическое будущее республики, а сами герои табеля могут поискать себя в таблице.

Вдохновитель и организатор

Возглавляет рейтинг политической и деловой элиты Удмуртии — и с огромным отрывом от всех остальных — временно исполняющий обязанности главы региона Александр Бречалов. Несмотря на то, что «Александр Третий» (так называл себя сам Бречалов в интервью одному из местных СМИ) руководит республикой всего-то два месяца, экспертное сообщество считает его лидерство вполне закономерным. Более того, это лидерство можно считать логическим продолжением политики выстраивания однополярной политической системы, жестко встроенной в федеральную вертикаль власти, — этим все долгие 19 лет своего правления занимался скончавшийся 20 мая первый президент Удмуртии Александр Волков.

— Волков пытался публично эмансипироваться от федеральной власти, перенося локус контроля за последствия непопулярных решений и негативные тренды в экономике на федеральные структуры, кроме собственно Путина, — говорит ректор ижевского Института развития образования, представитель Удмуртии в Общественной палате РФ Владимир Байметов. — Стремление к тотальному контролю во всех сферах, принципиальное неприятие конкуренции в политической жизни и экономике привели к отсутствию в современном политическом пространстве региона ярких авторитетных лидеров, а в самой системе — отсутствию даже намека на социальные и карьерные лифты. Представление об эффективности как способности показать нужный результат на очередных выборах стало настолько доминирующим, что полностью элиминировало реальную экономику, сведя ее к функционированию финансовых потоков. Как результат — кадровый голод, разбалансированность и неэффективность бюджета, — заключает эксперт.

Бречалов в этом смысле «угодил» — многие полагают, что даже его «неместность» следует воспринимать в позитивном ключе, как катализатор встряски местного политического поля.

— Первые шаги в этом направлении он уже сделал, — продолжает Владимир Байметов. — Уже запущены процессы выявления лидеров, инициативных граждан с вовлечением их в реализацию востребованных обществом проектов, параллельно идет переформатирование системы управления. Все это осуществляется в условиях беспрецедентной для Удмуртии прозрачности и открытости: прямые трансляции аппаратных совещаний, открытый состав рабочих/проектных групп, постоянное присутствие руководителя в социальных сетях. В этом смысле Удмуртия является своего рода экспериментальной площадкой по отработке возможной модели системной смены управленческой парадигмы, не ограничивающейся кадровыми перестановками, а меняющей сами принципы организации жизни региона.

Свидетельством серьезных изменений в среде политической элиты региона, по мнению председателя правления Альянса региональных IT-компаний Удмуртии Олега Вылегжанина, являются и результаты прошедших недавно в Удмуртии праймериз «Единой России» для последующего выдвижения в качестве кандидатов на выборах в региональный парламент: из 43 действующих парламентариев, участвовавших в голосовании, 18 — праймериз проиграли:

— Праймериз не прошли в том числе серьезные «тяжеловесы» (в их числе — зампредседателя Госсовета Удмуртии, председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Софья Широбокова, — прим.ред.). Мы видим, что внутри партии идет серьезная ротация кадров.

В «горячую десятку» рейтинга попал и и.о. руководителя администрации главы и правительства региона Сергей Смирнов (8-я позиция) — единственная фигура, не считая внештатных советников, которую врио главы привел с собой. До назначения на этот пост основной советник Бречалова — а именно так характеризует его экспертное сообщество, работал заместителем начальника управления президента РФ по внутренней политике, где курировал взаимодействие с Федеральным собранием. По мнению политолога Олега Фомина, попадание в первую десятку рейтинга человека, ранее не причастного к республике, обусловлено пониманием его роли в выполнении функции аудита деятельности регионального правительства, министерств и ведомств и формировании новой команды.

— В глазах местной элиты во многом от него зависит оценка деятельности тех или иных должностных лиц и формирование новой повестки, — поясняет политолог.

Иными словами, если Бречалов является вдохновителем перемен в политической, социальной и общественной жизни Удмуртии, то Смирнова можно считать своего рода «инструментом» достижения заявленных целей.

Да пребудет с вами сила

Вторую строчку в рейтинге занимает главный федеральный инспектор (ГФИ) Дмитрий Мусин — человек, республику знающий досконально. Свою работу в аппарате ГФИ Мусин начал еще в далеком 2000 году в ранге федерального инспектора. В 2003-м, правда, был переведен на работу в аппарат полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе (в Казани Мусина помнят прежде всего как главного оппонента строительства дворца земледельцев под Казанским кремлем, предлагавшего уменьшить высоту колонн и убрать барсов).

Региональные эксперты расценивают это как своего рода «ссылку», в которую он был отправлен после того, как его шеф Сергей Чикуров подал прошение об отставке. Биография Мусина включает в себя и недолгую, с августа по декабрь 2011 года, работу в департаменте культурного наследия Москвы. В Удмуртию он вернулся в январе 2012 года — как раз в ранге главного федерального инспектора.

Высокое место Мусина в рейтинге ижевский политолог Александр Балицкий объясняет не только его статусом и знанием здешний реалий — в последние годы президентства Александра Волкова инспектор довольно активно критиковал работу местной высшей власти. Почти столь же серьезной была критика и в адрес Александра Соловьева — есть мнение, что на исход второго главы региона во многом повлиял именно главный федеральный инспектор. К настоящему времени Мусин вырос до уровня влиятельного регионального чиновника-управленца, знания и навыки которого во многом компенсируют отсутствие таковых у Александра Бречалова. Напомним, в послужном списке Бречалова до назначения на пост врио Удмуртии отсутствовали позиции, связанные с исполнительной властью.

В топ-10 рейтинга вошли сразу несколько фигур, представляющих силовой блок. Политолог Александр Балицкий объясняет это «посконной любовью к порядку в условиях бардака»:

— У нас отлично работает хирургия, потому что отвратительно работает диагностика, — приводит образное сравнение эксперт. — В Удмуртии в силу «оборонного» характера ее экономики всегда в почете были люди, имеющие отношение, прямое или косвенное, к силовым структурам. В силовиках здесь видят воплощение порядка.

С небольшим отрывом за Мусиным в рейтинге следует руководитель управления ФСБ по Удмуртской республике Евгений Кукарцев.

Одинаковое количество баллов с замыкающим десятку «топов» Валерием Бузиловым, представляющим Удмуртию в Государственной думе РФ (об этом чуть ниже), набрали руководитель следственного управления СК РФ по Удмуртии Владимир Никешкин и возглавляющий МВД РФ по УР Александр Первухин (такие же баллы у мэра Ижевска Юрия Тюрина, руководителя АО «Белкамнефть» Юрия Федорова, а также экс-сенатора и экс-руководителя «Башнефти» Виктора Хорошавцева).

Эксперты «Реального времени» отмечают, что высокие позиции силовиков — это общефедеральный тренд, отчасти отражающий мнение о больших полномочиях возглавляемых ими органов в борьбе с коррупцией. Там, где силовики задействованы в процессе смены регионального руководства, их вес наиболее ощутим. Это касается и Удмуртии — третье место руководителя УФСБ может свидетельствовать о страхах в среде местной элиты попасть в поле зрения борцов с коррупцией, поскольку процессы выявления коррупционных цепочек не завершены и могут идти дальше. Особенно после показательного задержания предыдущего губернатора Александра Соловьева.

Временная устойчивость

В первую десятку рейтинга попал и и.о. председателя правительства Удмуртской Республики Виктор Савельев (4-е место). Эта позиция отражает убежденность экспертного сообщества в том, что действующий премьер аппаратно подтвердил свою состоятельность и, скорее всего, сохранит за собой свою должность.

По мнению Олега Вылегжанина, тот факт, что Савельев остался на своем месте, говорит прежде всего об отсутствии в его отношении у команды Бречалова резкого неприятия:

— Важно понимать, насколько чувствительна позиция главы правительства, чтобы просто прийти и поменять его, особенно с учетом проблем с «кадровой скамейкой» в Удмуртии, — говорит Вылегжанин.

Политолог Олег Фомин, в свою очередь, полагает, что это мнение экспертного сообщества далеко не бесспорно:

— Опора Бречалова на действующего премьера — действие вынужденное и временное. Савельев будет возглавлять правительство ровно до тех пор, пока врио главы региона не найдет ему подходящей замены, — резюмирует политолог.

Шатается кресло и под спикером удмуртского парламента Владимиром Невоструевым, который в рейтинге занимает 16-е место (выборы в Государственный совет УР пройдут в сентябре этого года). Главный редактор издания «Коммерсантъ-Удмуртия» Евгений Зайнуллин рассказывает о слухах, которые отправляют Невоструева в Совет Федерации РФ (отметим, что работу Волкова в сенате многие эксперты называли «почетной пенсией»).

— Переформатирование ожидает и фракцию «Единой России» в Госсовете УР, — говорит Зайнуллин. — Весьма неустойчивы позиции ее нынешнего лидера Алексея Прасолова (20-я строчка рейтинга, — прим. ред.), который, с одной стороны, обладает авторитетом, а с другой, у депутатов есть усталость от него.

Варяг и местный

Девятое место в рейтинге занял депутат Госдумы РФ со стажем (работает в ГД уже пятый созыв подряд) от Удмуртской Республики Андрей Исаев, первый заместитель руководителя фракции «Единой России» в российском парламенте.

Избрание Исаева в нынешний созыв простым назвать нельзя. Прямого отношения к Удмуртии он не имеет — его кандидатура была, скажем так, настоятельно рекомендована руководству региона, но это именно тот случай, когда из двух зол было выбрано меньшее. Предложив на прошлогодних думских выборах жителям республики кандидатуру Исаева, власть исправляла собственный большой «косяк»: в думе предыдущего созыва республику представлял Бекхан Агаев — человек, до этого ни разу в регионе даже не побывавший. Его приход в парламент был сопряжен с большим скандалом — в удмуртском списке «Единой России» в 2011 году он занимал непроходное место. Мандат Агаев получил лишь после того, как от своего мандата «отрекся» (говорят, под давлением) единственный депутат — удмурт по национальности, глава национальной ассоциации «Удмурт Кенеш» Николай Мусалимов.

А вот замыкающий список лидеров рейтинга депутат от «Единой России» Валерий Бузилов — напротив, целиком и полностью местный кадр. Его путь в федеральную законодательную власть эксперты называют долгим и честным. Будучи крупным предпринимателем, Бузилов четыре созыва отработал в Государственном совете Удмуртии.

— Бузилов — человек команды Хорошавцева (экс-сенатор от Удмуртии, — прим. ред.), выходец из той предпринимательской когорты, которая очень много сделала для республики, — поясняет Балицкий. — Его послужной список близок к идеальному. Это тяжеловес, доверие народа к которому весьма и весьма велико.

Они договорились?

В первую десятку рейтинга вошли и несколько представителей предпринимательского сообщества Удмуртской Республики.

На шестую строку «табеля о рангах» эксперты поставили генерального директора АО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг» Геннадия Кудрявцева, ассоциировавшего собой директорский корпус крупных промышленных предприятий. Высокое место Кудрявцева в рейтинге — свидетельство крепкого переговорного задела, созданного директорами за период недолго общения с Александром Бречаловым, следствием которого должна стать высокая обеспеченность местных промышленных предприятий государственным заказом.

В рейтинг элит Удмуртии также попали Андрей Осколков и Андрей Шутов (5-е и 7-е места соответственно), депутаты Госсовета УР и бизнес-партнеры. Первый возглавляет ООО «Региональный Инвестиционный Альянс», второй является управляющим ООО «КОМОС Групп» — едва ли не крупнейшей бизнес-империи региона. Только агрохолдинг «КОМОС» объединяет 19 предприятий, в общей же сложности в число зависимых и аффилированных с ООО «КОМОС Групп» входит 73 компании (данные СПАРК за 2014 год). Шутов и Осколков через несколько компаний владеют в ООО «КОМОС Групп» по 50%. По итогам прошлого года Осколков задекларировал доход в 309,7 млн рублей, уступив Шутову лишь одну позицию в табеле о финансовых рангах местных парламентариев — у того 523,3 млн рублей.

Высокие места в рейтинге Осколкова и Шутова, вероятно, вполне могут отражать распространенные представления о том, что бизнесмены решили для себя основные проблемы встраивания в новую ситуацию.

— «КОМОС Групп», скорее всего, сохранит свои позиции на основных рынках республики и станет бенефициаром улучшения бизнес-климата в регионе, — поясняет Олег Фомин. — Впрочем, эти представления разделяются далеко не всеми: группа имеет сложную повестку взаимоотношений с силовыми органами, и далеко не очевидно, что баланс ее приобретений и потерь в новой ситуации будет положительным.

Бэкграунд этих взаимоотношений действительно довольно богат. Так, еще в 2012 году управление МВД РФ по Удмуртии провело серию масштабных проверок в отношении предприятий, входящих в «КОМОС Групп», на предмет выявления фактов коррупции и пресечения хищений, по результатам которых было возбуждено несколько уголовных дел. Действия силовиков вызвали болезненную реакцию со стороны тогдашнего президента Волкова, который на одном из аппаратных совещаний сравнил их с террором «в назидание всем остальным» и объявил стремлением «показать бизнесменам, что будет с теми, кто отказывается вести себя по правилам, диктуемым руководством МВД по Удмуртии». Глава региона в своем спиче привел несколько примеров, из которых «видно, как велико было желание руководства МВД по Удмуртии посадить невиновных только за то, что они работали в КОМОСе». Не будь холдинг настолько крепко связан с политическим истеблишментом региона, защита Волкова была бы, вероятно, куда менее эмоциональной (если бы вообще была). Тогда КОМОС вышел сухим из воды — уголовные дела по всем эпизодам были закрыты. Однако, смеем предположить, это именно тот случай, когда «ложки нашлись, а осадок остался».

О том, что «КОМОС Групп» придется приложить усилия, чтобы отстоять свое место под солнцем, говорит и следующий факт. Сфера бизнес-интересов группы распространяется в том числе и на жилищное и дорожное строительство (прежний глава Удмуртии, напомним, погорел на последнем). По информации экспертов «Реального времени», Удмуртия печально знаменита завышенными (иногда в разы) расценками на выполнение работ в части государственного заказа.

В то же время мы не беремся оценивать ценовые параметры тендеров, где не просто победителем, а победителем-монополистом становилась «КОМОС Групп». Сейчас первые же тендеры в сфере дорожного строительства, проведенные после отставки Соловьева, открыли «шлюзы» для участия в них других компаний — благодаря конкуренции бюджеты всех уровней только на дорогах смогли сэкономить уже порядка 140 млн рублей.

В ожидании чистки

21 мая правительство Удмуртии опубликовало предварительные итоги проверки, проведенной Минфином РФ, по результатам которой стало ясно, что сеть органов государственной власти в республике неоправданно раздута, а их функции зачастую дублируются. Прошедшая в 2015—2016 гг. административная реформа должного эффекта не дала. К вопросу оптимизации государственной деятельности депутаты местного парламента намерены еще вернуться — вероятно, этим займется уже новый созыв.

Александр Бречалов, комментируя итоги проверки, заявил, что оптимизация чиновничьего аппарата не дала практически никакого эффекта.

— Нам указали на то, что прошедшая оптимизация — сокращение на 10% — не дала бюджетного эффекта, что это был формализм. И это уже не рекомендация, а практически требование со стороны федерального центра.

Исходя из этого, можно предположить, что кадровые перестановки в республике только начались, и сокращение может ожидать не только самих чиновников, но и их ведомства (в Удмуртии, к примеру, вопросы строительства и ЖКХ курируют две структуры).

— Планы оптимизации кабинета министров уже прорабатываются группой Смирнова, — говорит Олег Фомин. — Первыми кандидатами на вылет являются вице-премьер Сергей Фефилов (52-я строчка в рейтинге) и министр строительства Иван Новиков (41-я позиция). Однако и положение остальных министров прочным и устойчивым сегодня назвать нельзя, — резюмирует эксперт.

Олег Вылегжанин, напротив, считает, что от тех, кто находился в шатком положении, Бречалов уже избавился:

— Это произошло даже не быстро, а молниеносно. Понятно, что не все оставшиеся министры вызывают восторг у нового руководства республики, но основная проблема в том, что пока заменить их некем. Как публично заявляет сам Бречалов, он дает возможность людям перестроиться. И по его же словам, прогресс уже заметен. «Чистка» чиновничьих рядов — это не мгновенная операция, а поступательный процесс — за их качеством надо следить постоянно. Что Бречалов, как грамотный руководитель, скорее всего, и продолжит делать.

Топ элиты Удмуртии
ФИО Должность Балл
1 Бречалов Александр Владимирович врио главы УР 101
2 Мусин Дмитрий Ахметович главный федеральный инспектор по УР 82
3 Кукарцев Евгений Геннадьевич начальник УФСБ по УР 79
4 Савельев Виктор Алексеевич и.о. председателя правительства УР 74
5 Осколков Андрей Эдуардович депутат Госсовета УР 69
6 Кудрявцев Геннадий Иванович руководитель АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»
65
7 Шутов Андрей Васильевич депутат Госсовета, руководитель компании «КОМОС» 65
8 Смирнов Сергей Витальевич и.о. руководителя администрации главы и правительства УР 64
9 Исаев Андрей Константинович депутат ГД РФ, фракция «Единая Россия» 63
Татьяна Колчина
Справка

Топ административной и деловой элиты Удмуртской Республики составлен на основе экспертных оценок. Критерием рейтингования выступала авторитетность и влиятельность предлагаемых к оценке персон (по 10-балльной шкале).

Эксперты «Реального времени»

  • Владимир Байметов, ректор Института развития образования (Ижевск), член Общественной палаты РФ
  • Александр Балицкий, политолог
  • Олег Вылегжанин, председатель правления Альянса региональных IT-компаний Удмуртской Республики
  • Павел Заболотских, политолог
  • Евгений Зайнуллин, главный редактор «Коммерсантъ-Удмуртия»
  • Елена Капитоненко, журналист, бывший руководитель пресс-службы правительства и Госсовета УР
  • Энвиль Касимов, депутат Госсовета УР, создатель портала Сусанин.news
  • Тимофей Клабуков, общественный деятель
  • Александр Радевич, председатель совета ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», член Общественной палаты Ижевска
  • Людмила Сабурова, доцент кафедры политологии УдГУ
  • Виктор Чулков, пресс-секретарь первого президента УР Александра Волкова

Новости партнеров