Умереть за Рамадан: почему пост до изнеможения противоречит самому себе

Мусульманский блогер Айша-Галина Бабич о чрезмерности в посте: «рамадано-диета», безумная самоотверженность и ураза до потери сознания

Умереть за Рамадан: почему пост до изнеможения противоречит самому себе
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Наступил священный мусульманский месяц Рамадан. По вечерам в мечетях начались коллективные молитвы-таравих, а с раннего утра верующие приступили к посту. Колумнист «Реального времени», мусульманский журналист Айша-Галина Бабич в авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, отмечает, что ураза не заключается исключительно в отказе от пищи и воды. Напоминая, что Рамадан все-таки является месяцем милости, она предостерегает от крайностей в этом виде поклонения.

По заведенной некогда странной «традиции», большинство последователей ислама связывают Рамадан исключительно с особым порядком принятия пищи. Еда и вода, перечеркнутые красным маркером, — вот прямые ассоциации с Месяцем милости и прощения. Все запасаются расписанием, когда начинать кушать и когда прекращать; полезными рецептами; рекомендациями врачей: на сухур (предрассветный прием пищи. прим. ред.) — белок, крупы, сухофрукты, на ифтар (разговение — прим. ред.) овощи и мясо, больше жидкости, меньше соли… Кто-то даже умудряется подсчитывать калории и худеть: «рамадано-диета»! За этими земными приготовлениями незаметно утрачивается истинная суть поста, его главный религиозный смысл: укрепление веры, оставление страстей и желаний.

«Слабеет тело — крепнет дух»?

Восприятие Рамадана как «месяца голодания» приводит к тому, что многие верующие в своем стремлении поститься не видят никаких других вариантов стать причастными к священному месяцу, кроме как отказаться от еды и питья. Только голодая, мол, можно ощутить «вкус веры», да не просто голодая, а желательно доведя себя до истощения, до нервного срыва, до глубокого обморока. Ведь, чем слабее твое тело, тем крепче дух, не так ли?

А дальше закономерно поступают вопросы: как пить и колоть себе обезболивающие препараты во время поста? Как держать пост в отделении интенсивной терапии? Можно ли проспать весь день поста, так как всю ночь молился и теперь от голода кружится голова? Действителен ли пост, если в течение дня постоянно теряешь сознание? Переводить ли младенца на искусственную смесь, если из-за поста у матери пропало грудное молоко, или так и держать его на «голодном пайке»?

Врачи и ученые сбились с ног, объясняя: при некоторых заболеваниях и состояниях организма соблюдать пост в Рамадан не только тяжело, но и опасно для жизни! «И не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам», — сказано в Коране (сура «Женщины», аят 29. — пер. Э. Кулиева). Но подвергать себя сознательному риску в угоду укоренившейся в голове установке, что только так можно заслужить поощрение Аллаха, стало даже модным. Сколько восторга вызывает у молодых мусульман подобная самоотверженность, граничащая с безумием!

Шариат всегда предлагает разумную альтернативу, и этот гибкий, можно сказать, индивидуальный подход делает религию Аллаха легкой

Альтернатива голоданию

Между тем, все сложные, спорные, вызывающие сомнение ситуации давно разобраны и регламентированы. И основой в этих решениях является не голодание как способ приблизиться к духовному идеалу, а разумное отношение к собственному здоровью и получаемое благо от поклонения.

В идеале, то есть в случае, когда здоровье вполне позволяет человеку поститься — не принимать пищу и воду в светлое время суток, — мы действительно можем наблюдать множество положительных эффектов от такого воздержания. Это укрепление иммунной системы человека, очищение организма и выведение токсинов, ускорение метаболизма, снижение избыточной кислотности, улучшение сна и стабилизация работы нервной системы… Безусловная польза поста давно доказана медиками как и польза пятикратной молитвы и ритуального омовения.

Когда мусульманин болен, находится в поездке или на длительном обязательном лечении, ему разрешается возместить дни поста в другое время: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «Корова», аят 185. — пер. Э. Кулиева). Если болезнь хроническая и пост противопоказан в принципе, мусульманин кормит бедняков: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (сура «Корова», аят 184. — пер. Э. Кулиева).

Каждому хочется получить свою часть «баракята» от благословенного месяца, так что эти общеизвестные постановления начинают вызывать сомнения: разве не лучше поститься, чем возмещать потом, пусть даже придется попасть в больницу или терпеть страшные боли? Разве не лучше поститься, пусть до потери сознания, чем кормить бедняков, ведь где их еще найдешь, этих бедняков? Если врач-мусульманин настоятельно рекомендует воздержаться от поста, то такой ретивый верующий пойдет искать другого врача-мусульманина!

Причины подобного неуважительного отношения к себе кроются в незнании самих основ религии, в непонимании смысла шариатских постановлений. А смысл их — польза для человека, и если то или иное действие наносит очевидный вред, оно перестает быть обязательным и даже желательным, а в ряде случаев становится запретным. Шариат всегда предлагает разумную альтернативу, и этот гибкий, можно сказать, индивидуальный подход делает религию Аллаха легкой: «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура «Хадж», аят 78. — пер. Э. Кулиева).

Воздерживаться от споров, зависти, гнева и недовольства, приносить покаяние Аллаху и часто обращаться к Нему с мольбами, помогать соседям, навещать больного или сироту вот малая часть того, на что способен каждый верующий

Время творить добро

Не всякий мусульманин сегодня может похвастать крепким здоровьем, так что кто-то «сходит с дистанции» еще до наступления Рамадана или в первые его дни. Но разве это означает, что Рамадан пройдет мимо? Сколько существует иных возможностей приобщиться к священному месяцу!

Не постящиеся жены кормят своих домочадцев после дня воздержания. Отцы обучают детей сурам Корана. Богатые жертвуют бедным. В мечетях «оседают» верующие, усердные в дополнительных молитвах. Воздерживаться от споров, зависти, гнева и недовольства, приносить покаяние Аллаху и часто обращаться к Нему с мольбами, помогать соседям, навещать больного или сироту вот малая часть того, на что способен каждый верующий.

Ведь в этот месяц вознаграждение за добрые дела, даже если оно кажется незначительным, многократно возрастает. Впрочем, это не повод отказываться от совершения благодеяний и в любое другое время года.

Айша-Галина Бабич, фото Романа Хасаева
Справка

Айша Галина Бабич — журналист, писатель, блогер.

  • Родилась и выросла в Москве.
  • Окончила факультет информатики РГГУ и Высшую школу журналистики Международного университета в Москве.
  • Работала редактором сайта Ислам.Ру, публиковалась в различных мусульманских изданиях (в газете «Ислам-info», журналах «Ислам», «Мусульманка», «Четки»), а также в газетах «Московский Комсомолец», «Независимая газета», сотрудничала с «Российской газетой».
  • Экс-продюсер телеканала Russia Today.
  • Возглавляла редакцию журнала Muslim Magazine.
  • Автор книг «Многоженство: советы и комментарии» и «40 рассказов про ислам».
  • Приняла ислам в 2002 году.
  • Замужем, воспитывает сына.


Новости партнеров