Владимир Васильев: «Баховская месса — лучшее, что создано человеком»

Великий танцовщик и хореограф принял участие в Нуриевском фестивале

Владимир Васильев: «Баховская месса — лучшее, что создано человеком»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Вчера в рамках фестиваля классического балета им. Рудольфа Нуриева на сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля прошел показ Мессы си минор Баха. Свой спектакль Владимир Васильев назвал Dona nobic pacem, что означает «Даруй нам мир».

Подарок к юбилею

Культовый танцовщик и балетмейстер Владимир Васильева поставил баховскую мессу к своему юбилею. Как он сам говорит, «Баховская месса — это лучшее, что было создано человеком». Услышав ее много лет назад, Владимир Викторович стал буквально одержим идеей поставить мессу си минор на сцене.

Поначалу речь шла о площади перед собором Святого Петра в Ватикане, понтифик тоже проявил интерес к этой идее. По замыслу Васильева, месса, которая является квинтэссенцией идеи гуманизма и торжества добра и света на земле, должна была объединить исполнителей из разных стран и континентов. К сожалению, в Ватикане идею не удалось воплотить.

Позже, в разговоре с директором ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля Рауфалем Мухаметзяновым, Васильев рассказал о своей не воплотившейся мечте и неожиданно получил предложение ставить мессу си минор в Казани. Тем более, с ним, как с хореографом, здесь уже давно знакомы — в репертуаре казанской балетной труппы давно уже имеется постановка Васильева балет Валерия Гаврилина «Анюта».

Так получилось, что премьера мессы прошла сначала в Казани и только через несколько дней, в день юбилея балетмейстера, была показана на исторической сцене Большого театра.

Высокая месса

«Даруй нам мир» — это двухактный спектакль, где заняты солисты балета, вокалисты, хор, кордебалет и оркестр. Оркестр из 60 музыкантов помещается на сцене. За ним разместился хор из более 70 исполнителей.

Бах написал мессу в 1738 году, хотя ее фрагменты исполнялись еще в 1733 году. Месса си минор — Высокая месса — это месса-кантата для солистов хора и оркестра. Она написана на латинском языке и представляет собой канонический текст католической литургии.

По словам Владимира Васильева, позволить себе постановку такого спектакля может только успешный театр, где есть хороший хор, оркестр и кордебалет. К счастью, казанский театр отвечает всем этим требованиям.

Оформление спектакля было в руках двух художников — Виктора Герасименко и Светланы Богатырь. Первый создал декорации — своего рода «всевидящее око», прообраз мироздания, который возвышается на над сценой. Богатырь подсказала образный ход — решение через ноты и цифры.

История одной любви

Занавес еще закрыт, в зале выключен свет, и звучит голос Владимира Васильева, который рассказывает историю создания спектакля «Даруй нам мир», говорит о том, что значит в его жизни баховская Высокая месса.

Но вот занавес открывается, и на подиуме, посередине конструкции мы видим самого Владимира Васильева. Взмах его необычайно пластичных рук, и сцена оживает. Он как демиург своей энергией начинает действо, словно творя этот метафоричный мир.

Два года назад, репетируя в Казани этот спектакль, Васильев говорил, что когда он увидел на сцене двух детей — мальчика и девочку, они начинают действие, то неожиданно узнал в них себя и Екатерину Васильеву, свою жену и музу. Когда-то они такими же малышами встали в пару в хореографическом училище.

По сути, Васильев создал спектакль о любви, той самой, что движет солнце и светила, юные существа приходят в этот юный, только сотворенный мир, наполненный светом, любовью, разочарованием, потерями, и снова великой любовью, которая все объединяет и делает одухотворенным.

И на смену юным артистам (Агата Салахова и Себастьян Калашник) приходят три пары танцовщиков, чтобы рассказать эту философскую притчу о любви, добре и бесконечности мира — это Аманда Гомес и Михаил Тимаев, Кристина Андреева и Ильнур Гайфуллин, и Мидори Тэрада, и Коя Окава. Они молоды, как этот вечный нестареющий мир, они любят и любимы, они теряют и находят.

Спектакль Владимира Васильева, сотканный из символов, сложный и простой одновременно — это гимн человеку и великому чувству любви, он чист и трогателен, он пропитан благочестием и благодарностью Творцу за тот мир, что он сотворил и дал нам как подарок.

Месса си минор Баха в контексте Нуриевского фестиваля — это образец сложной философской драматургии, театр идей в сочетании с современным хореографическим языком, который смогла осилить балетная труппа казанского театра.

Татьяна Мамаева, фото романа Хасаева

Новости партнеров