Казанский хан Махмуд: пленение московского князя, ставка на слабейшего и размолвка с братьями
Биография первого правителя ханства на берегах Волги
19 мая останки двух казанских ханов будут захоронены в Казанском кремле. Ученые-археологи установили, что эти мощи принадлежат правителям, царствовавшим в Казанском ханстве в XV и XVI веках, — ханам Махмуду и Мухаммед-Амину. Почти 40 лет их останки хранятся в фондохранилищах Академии наук РТ. Историк и колумнист «Реального времени» Булат Рахимзянов посвятил сегодняшнюю авторскую колонку первому хану независимой от Улуса Джучи (Золотой Орды) Казани — Махмуду, сыну Улуг-Мухаммеда, основателя династии казанских ханов.
История этой находки тянется с 1977 года. Проводя археологические работы под башней Сююмбике в Казанском кремле, группа археологов обнаружила две усыпальницы (белокаменные мавзолеи с остатками богатых захоронений). Мавзолеи располагались на территории ханской резиденции и, скорее всего, были усыпальницами ханов и членов их семей. Руководил работами тогда известный историк, профессор Казанского университета Альфред Халиков. В усыпальницах находились деревянные гробы, обитые кожей и инкрустированные серебряными гвоздиками.
Вскоре ученые выяснили, что эти усыпальницы чудом уцелели после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году, когда все мавзолеи на Кремлевском холме были разрушены. Далеко не сразу, только в 1990-е годы, ученые исследовали скелеты и установили, что останки принадлежат казанским ханам Махмуду и Мухаммеду-Амину. В одном из мавзолеев, относящемся к XV веку, находилось погребение мужчины 35—40 лет. Тщательный анализ позволил сделать вывод, что погребенным является хан Махмуд.
Казанское ханство
Казанское ханство — феодальное государство в Среднем Поволжье, существовавшее с 1438 по 1552 годы. Образовано было в результате распада Золотой Орды на отдельные ханства и орды. Главный город — Казань. Политически было уничтожено в 1552 году, когда московский царь Иван ІV Грозный захватил Казань военной силой и присоединил территории ханства к Русскому государству. Всего в Казанском ханстве правили 12 ханов (или 14, если включать также Улуг-Мухаммеда, не считавшего Казань отдельным от Золотой Орды государством, и Утямыш-Гирея, которому было 2—4 года и фактически при нем правила его мать Сююнбике). Шестеро из них похоронены в Казани, остальные — в Москве, Кашире, Белоозере, Касимове и Крыму. В казанской земле, скорее всего, нашли последнее прибежище ханы Махмуд, Халиль, Ибрагим, Мухаммед-Амин, Джан-Али и Сафа-Гирей.
Казанское ханство обособилось на территории Булгарского вилайета Золотой Орды (бывшая территория Волжской Булгарии). В период своего расцвета (во второй половине XV века) территория Казанского ханства существенно превышала размеры Волжской Булгарии и приблизительно достигала 700 тыс. километров. Ханство занимало среднее течение Волги и почти весь бассейн Камы. Граница ханства доходила на западе до бассейна реки Сура, на востоке — до Уральского хребта, на севере — до Вятки и Пермской земли, на юге — до Самарской Луки.
Первый независимый хан
Махмуд считается создателем Казанского ханства. Его отец Улуг-Мухаммед заложил основы государства. Однако фактически в нем первым правителем был его сын. Правил Махмуд около 20 лет.
Отец Махмуда Улуг-Мухаммед был, прежде всего, ордынским ханом, а не только казанским правителем. Казань в 1438—1445 годы не являлась центром самостоятельного государства, а продолжала оставаться частью Золотой Орды. Такое положение было выгодно для Улуг-Мухаммеда, считавшего себя законным правителем всей Золотой Орды и мечтавшего возвратить утраченные владения. Московские политики и отражающие их взгляды русские летописцы вели себя по отношению к фактическому основателю казанской династии, то есть ханства, очень корректно, не изображая его правителем лишь небольшой части великой империи. Поэтому говорить о собственно казанских ханах можно, начиная с сына Улуг-Мухаммеда Махмуда.
Улуг-Мухаммед имел четырех сыновей — Махмуда, Мустафу, Касима и Якуба. Их политические судьбы были разными, и иногда они оказывались по разные «стороны баррикад». О времени правления Махмуда осталось мало данных. Посмотрим, что сохранилось в русских летописях — основном источнике по истории Казанского ханства того времени — о нем и его правлении в Казани, а также о взаимоотношениях с Московским княжеством.
Суздальская битва
Важное событие в жизни Махмуда — 7 июля 1445 года. Это знаменитая Суздальская битва сыновей Улуг-Мухаммеда Махмуда и Касима с войсками Василия II. Произошел полный разгром русских войск и пленение великого князя Василия II и его князей Махмудом и Касимом. Начало сражения складывалось для московских войск благоприятно, они выдержали атаку татарской конницы. Не добившись успеха, ордынцы применили традиционный для степняков прием — имитацию бегства. Это оказалось роковым для русских полков. Они попали в ловушку. Сражение под Суздалем свелось к сражениям отдельных полков. Татары всеми силами обрушились на расстроенные отряды русских. Собрать свои рассеянные отряды и организовать отпор атаке татар великому князю не удалось. В битве с сыновьями Улуг-Мухаммеда русское войско было полностью разгромлено, а сам Василий II, князь Михаил Андреевич Верейский и множество других князей, бояр и детей боярских попало в татарский плен. Как отмечают летописи, великого князя «руками яша». Все они были отвезены в Нижний Новгород к Улуг-Мухаммеду. Это был первый и единственный случай в истории Руси-России, когда верховный правитель оказался в плену.
Успех татар был впечатляющим и получил известность далеко за пределами Руси. О поражении Василия II и его пленении знали в Литве и Польше. Катастрофа русских войск под Суздалем, известная как «Мамотяковщина» (от русского летописного имени Махмуда — «Мамотяк»), еще долгие годы (1470—1490-е) вспоминалась на Руси. Помнили о ней и татары. Даже в 1538 году крымский хан Сахиб-Гирей I ибн Менгли-Гирей писал малолетнему Ивану IV, угрожая ему походом на Москву:
«С великим царем с Магмедом (хан Улуг-Мухаммед, — прим. Б.Р.) с упокоиником, з дедом нашим из Суздаля прадед твои Василеи бился с ним да и в руки ему попал жив. И в те времяна мочно было нашему деду твоего прадеда убить, а Московское государство с сею землею взяти, ино такова ему сила была и мочь. А он его простил, и горсти крови пощадел, и все то презрел и Москву ему опять отдал».
Такое неординарное событие привело и к столь же неординарным последствиям. В начале октября Василий был отпущен в Москву с большим татарским эскортом после обещания выплатить хану большой выкуп. Как результат этого выкупа было образовано Касимовское ханство.
Феодальная война в Москве и Махмуд
В 1445—1446 годах братья Махмуда Касим и Якуб служат в Московском великом княжестве проводниками политики своего отца Улуг-Мухаммеда, исходя из которой один из них, Касим, получил во владение Мещерский Городок на Оке, в результате чего было образовано Касимовское ханство. В 1447 году политическая ситуация изменилась, и казанский хан Махмуд решил сделать ставку на нового московского князя Дмитрия Шемяку как на более слабого. Царевичи остались верны Василию II, так как за два года партнерства с ним они, по всей видимости, нашли более перспективным поддержать усилившегося великого князя и прочно связать свои политические судьбы с его судьбой. Проследим, как это было.
В феврале 1446 года Дмитрий Шемяка захватил московского великого князя Василия II в Троицком монастыре во время богомолья. Это был один из эпизодов кровавой феодальной войны, развернувшейся в Московском княжестве второй четверти XV века, когда Рюриковичи не щадили друг друга. В ночь с 13 на 14 февраля 1446 года Василия II привезли в Москву и ослепили, а затем сослали в заточенье в Углич. Москва оказалась в руках Дмитрия Шемяки.
Победа Дмитрия Шемяки над Василием II вызвала явное неудовольствие у ордынского покровителя Василия Васильевича в Казани — хана Махмуда. Его ответ не заставил себя долго ждать. 17 апреля 1446 года казанские татары, простояв три дня под Устюгом, предприняли попытку взять его штурмом. Они «приступили к городу, несучи на головах насад». Насады (лодьи) должны были защитить татар от града камней, выстрелов, стрел и копий, которые сыпались на них с крепостной стены. Хотя казанцы и подожгли городские укрепления, город им не удалось захватить. Они отошли от Устюга, получив с него «откуп, копейщину, за 11000 денег и всякою рухлядью», то есть мехами. В Устюг меха поступали из северных земель и отсюда шли на рынки в Новгород, по Волге и в центр. Не удалось казанским татарам взять и плена. Затем они, миновав Галич, «приходили… на Кичменгу» и вверх по Югу через волок направились на Ветлугу, приток Волги. Возвращаясь в Казань, они плыли на плотах, «да в полоех тонули». Из отборного отряда (в набеге на Углич принимал участие «царев двор» численностью 700 человек) в Казань вернулись всего 40 человек.
Сын Улуг-Мухаммада хан Махмуд был явно недоволен тем, что ставленник его отца — Василий Темный — был свергнут его конкурентом Шемякой с престола. Однако дальнейшие события заставили Махмуда сменить свои политические ориентиры в Московском княжестве. Казанский хан понял, какой опасностью для него стал московский великий князь Василий II, получивший престол из рук Улуг-Мухаммеда. Верный традиционной ордынской политике, Махмуд решил теперь поддерживать Дмитрия Шемяку, то есть слабейшего, и тем самым не допускать дальнейшего усиления власти Москвы.
Дмитрий Шемяка посылал в Казань своего посла настраивать хана Махмуда «на все лихо» против Василия II. 15 ноября — 25 декабря 1447 года хан выступал воевать Владимир и Муром и иные города. Но Василий II послал против него войска (в том числе и братьев Махмуда Касима и Якуба), и набег казанского хана ничем не окончился.
Интересно, что в 1447 году сыновья Улуг-Мухаммеда Махмуд, Касим и Якуб (Мустафа был убит в 1443 году) не представляли собой единого целого. Махмуд, являвшийся казанским ханом, считал для себя более выгодным поддерживать в конфликте «Василий Темный — Дмитрий Шемяка» последнего. Его постоянной целью было ослабление внутреннего положения Московского княжества как своего конкурента на внешнеполитической сцене. Ранее достижению этой цели способствовала поддержка Василия II как данника казанского хана. В конце 1447 года Василий II и его союзники сильно упрочили свое положение, что не входило в планы Махмуда. Поэтому Махмуд решил поддерживать Дмитрия Шемяку.
Полярность позиций родных братьев — казанского хана Махмуда и московских служилых султанов Касима и Якуба отчасти объясняется их различными политическими судьбами: Махмуд находился во главе враждебного Москве Казанского ханства, царевичи же волею исторических судеб оказались в рядах партнеров Василия II и находились в Московском княжестве, и соответственно просто по объективным причинам не могли быть врагами Москвы.
Можно сказать, что в правление Махмуда Казанское ханство было сильно в военном и политическом отношении. Его мощь напоминала Москве о Золотой Орде; с Казанью приходилось считаться. Немалую роль в этом играл первый фактический правитель Казани, сын Улуг-Мухаммеда Махмуд.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.
- Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
- Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
- Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
- Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
- Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
- Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.