Нуриевский фестиваль начался с трагедии
Балетный форум проходит при аншлагах
Вчера в Казани, на сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля, состоялось открытие фестиваля классического балета им. Р. Нуриева. Он будет проходить до конца мая, и ни на один из фестивальных вечеров нет билетов. Нынешний фестиваль юбилейный тридцатый.
В поисках лишнего билета
Скопление людей вчера возле парадного входа в оперный театр сигнализировало о том, что большая часть балетоманов осталась без заветных билетов. А посему каждого подходящего к театру уже на подступах останавливали сакраментальным вопросом: «Нет ли лишнего билетика?». Естественно, лишние билеты достались, увы, немногим.
Десять спектаклей и два гала-концерта нынешнего фестиваля будут традиционно проходить при аншлагах. Как, впрочем, проходят даже и все спектакли текущего репертуара. Казанский зритель сориентирован на качественную классику, и этой потребности соответствует художественная концепция ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля.
Традиционно фестивали в оперном театре открываются непафосно, все внимание акцентируется на спектакле. Так было и вечера. Выставка в фойе рассказывала о Рудольфе Нуриеве и его театральных работах, публика рассматривала ее с весьма заметным любопытством, в фойе и в зрительном зале работало несколько телекамер, как всегда, на фестиваль приехал большой пул представителей федеральной прессы.
Нынешний фестиваль юбилейный, тридцатый, а посему любопытно проанализировать статистику. Например, за годы существования фестиваля его посетили около 300 тысяч зрителей. То есть на спектаклях фестиваля побывал каждый третий казанец. Если бы подряд играть все его спектакли, прошедшие за тридцать лет, то показ растянулся бы на девять месяцев ежевечерних представлений.
«Ромео и Джульетта» начинают
Первый фестиваль классического балета, прошедший в 1987 году и словно озаренный светом перестройки и больших надежд, начался со спектакля «Жизель». Позже фестивали стали открываться премьерами. Вчерашний вечер не стал исключением — первым фестивальным спектаклем стала премьера «Ромео и Джульетты» Сергея Прокофьева.
Спектакль традиционно предваряло вступительное слово, его произнес один из лучших балетных критиков России, профессор ГИТИСа Сергей Коробков, который сделал краткий экскурс в историю фестиваля и одновременно коротко проанализировал балет Сергея Прокофьева.
Фестиваль классического балета, который в 1987 году был основан директором ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля Рауфалем Мухаметзяновым и командой его единомышленников, поначалу не носил ничьего имени. В мае 1992 года за дирижерским пультом во время фестивального «Щелкунчика» стоял Рудольф Нуриев, который приехал в Казань по приглашению Рауфаля Мухаметзянова. После спектакля, удостоверившись, что художественный уровень феста весьма высок, великий танцовщик разрешил присвоить ему свое имя.
Нуриев строил планы сотрудничества с ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля. В это время карьера танцовщика была для него закончена, и он нашел себя в дирижировании, но и продолжал ставить спектакли. Тогда в Казани он говорил о двух названиях — это была «Баядерка» и «Ромео и Джульетта». Увы, планам не удалось сбыться, через несколько месяцев, в сочельник 1993 года, Нуриева не стало. Но майский фестиваль классического балета 1993 года открылся уже с его именем.
Вчера же зрители увидели шедевр Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетту», трагическую историю вражды, ненависти и бессмертной любви. Хореографами спектакля выступили Борис Мягков и Владимир Яковлев. Были овации, крики «браво», много цветов. Рецензия на спектакль будет опубликована в ближайшем номере «Реального времени».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.