Нуриевский фестиваль: история цыганки, печальная повесть и поиски Дульсинеи

В Казани соберутся «звезды» мирового балета

Нуриевский фестиваль: история цыганки, печальная повесть и поиски Дульсинеи
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Завтра в Казани, на сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля, откроется в тридцатый раз фестиваль классического балета им. Р. Нуриева. О том, что смогут увидеть балетоманы, в обзоре «Реального времени».

«Мы хотим познакомить город с новыми исполнителями»

Напомним, что Нуриевский фестиваль изначально был безымянным и назывался просто «Фестиваль классического балета». Имя Нуриева он носит с 1993 года, разрешение на это дал сам Рудольф Нуриев в мае 1992 года, когда дирижировал на фестивале «Щелкунчика» и, убедившись в высоком художественном уровне феста, дал ему свое имя.

«Мы проводим фестиваль в тридцатый раз и не собираемся уходить от нашей концепции — фестиваля классического балета. Наша задача — познакомить город с как можно большим количеством «звезд» мировой балетной сцены. Это же интересно — смотреть в одних и тех же спектаклях разных исполнителей, каждый из них привносит в постановку нечто свое», — прокомментировал будущий фестиваль изданию шеф балетной труппы ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля Владимир Яковлев.

«Мы проводим фестиваль в тридцатый раз и не собираемся уходить от нашей концепции — фестиваля классического балета», — говорит Владимир Яковлев. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Открывается фестиваль премьерой — это будет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. Спектакль уже несколько сезонов был в репертуаре казанской балетной труппы, и вот — новая постановка. Кстати, во время своего пребывания в Казани Нуриев планировал сотрудничать с театром и даже собирался ставить с казанской труппой спектакль. Тогда речь шла о двух названиях — «Баядерка» и «Ромео и Джульетта».

«Ромео и Джульетта» — это тот балет, который должен быть в репертуаре каждого уважающего себя театра. У нас балет Прокофьева шел несколько сезонов, но спектакли устаревают, они ветшают, и в этом случае требуется новая постановка, отвечающая художественным запросам. Со времени предыдущей постановки изменилась наша труппа, изменились технические возможности театра, это все надо учитывать», — говорит Владимир Яковлев.

Завтра в партиях веронских возлюбленных можно будет увидеть украшение казанской труппы Кристину Андрееву и Михаила Тимаева, на второй фестивальный вечер в этих партиях выйдут гости — Таис Диоженес и Вагнер Карвалье из Бразилии. Стоит обратить внимание на исполнителя партии Меркуцио — Олега Ивенко. Буквально через несколько месяцев он начнет сниматься в фильме в роли Рудольфа Нуриева.

Анна на шее

Два фестивальных спектакля пойдут в постановке выдающегося танцовщика, режиссера и хореографа Владимира Васильева. Это «Анюта» Валерия Гаврилина и Dona Nobis Pacem — месса си минор Баха, в переводе «Даруй нам мир».

Гаврилинская «Анюта» давно держится в репертуаре казанского театра. В свое время в одном из премьерных спектаклей партию «Анны на шее» — Анюты — танцевала великая Екатерина Максимова, а в партии Петра Леонтьевича в этом же спектакле выходил сам Владимир Васильев. Позже спектакль подвергался рестайлингу.

Месса «Даруй нам мир» — абсолютно уникальное действо, где сплетены вокал и хореография. Васильев, а он является и автором либретто, создал философское полотно, поднимающее сложнейшие нравственные проблемы современности. В спектакле заняты солисты балета Михаил Тимаев, Аманда Гомес, Кристина Андреева, Антон Полодюк, а также выдающиеся вокалисты Алексей Татаринцев и Агунда Кулаева.

Естественно, всегда ожидаемо на фестивале «Лебединое озеро» — квинтэссенция русской балетной классики. В фестивальном спектакле титульные партии исполнят Мария Яковлева и Масаю Кимото, оба они — солисты Венской национальной оперы, что говорит об определенной высокой исполнительской планке.

Месса «Даруй нам мир» — абсолютно уникальное действо, где сплетены вокал и хореография. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

И немножко Парижа

Один из интереснейших балетов в фестивальной афише — это «Эсмеральда» на музыку Пуни и Дриго, хореограф спектакля — Андрей Петров. Литературная первооснова либретто — «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. Напряженная фабула, яркие, порой противоречивые характеры, любопытная хореография — вот почему спектакль пользуется такой любовью у публики.

В фестивальном спектакле в главной партии Эсмеральды можно будет видеть блистательную Кристину Андрееву, в исполнении которой безупречная техника сочетается с точной драматической трактовкой образа. Ее партнерами станут Максим Афанасьев и Михаил Евгенов, оба они солисты «Кремлевского балета».

Творчество татарстанских авторов представлено балетом «Золотая орда», где пересекаются судьбы народов и отдельных людей. Авторы этого драматического, с элементами мистики, балета — композитор Резеда Ахиярова и поэт Ренат Харис. В заглавных партиях Кристина Андреева, Олег Ивенко, Нурлан Канетов, Михаил Тимаев.

Один из интереснейших балетов в фестивальной афише — это «Эсмеральда» на музыку Пуни и Дриго. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Как всегда, много поклонников у, пожалуй, самого искрометного русского балета «Дон Кихот» Минкуса. И хотя к роману Сервантеса он имеет весьма опосредованное отношение, дух Испании передан в нем в полной мере. Редкие серьезные концерты обходятся без знаменитого па-де-де из «Дон Кихота». На этот раз в титульных партиях можно будет видеть Иоланду Корреа из Национального балета Норвегии и Осиэля Гунео из мюнхенского театра.

Финал каждого фестиваля — два гала-концерта с повторяющейся программой. На этот раз они обещают быть особенно интересными, ведь их постановщиком доверено быть знаменитому танцовщику и хореографу Андрису Лиепе.

У нынешнего фестиваля только один минус — на него нет билетов, они закончились, по сути, в первый же день продажи. Так что тот, кто не успел их купить, может надеяться только на удачу — купить с рук лишний билетик.

Татьяна Мамаева

Новости партнеров