«Если у Казани появится прямой рейс с Пекином, вы от китайцев не отобьетесь»
Столицу Татарстана за год посетили 500 туристов из Поднебесной
Перспективы развития турпотока между Татарстаном и Китаем обсудили накануне в «Корстоне» представители республики и китайской провинции Хэбэй в ходе круглого стола, посвященного развитию взаимных групповых безвизовых туристических поездок. Как выяснила следившая за дискуссией корреспондент «Реального времени», Татарстан планирует привлечь китайского туриста «красным» маршрутом и мусульманской культурой, интересной уйгурским татарам. Тем не менее сейчас туристов из Китая мало, и, по мнению экспертов, дело в отсутствии прямого рейса из столицы КНР.
Премия за каждых 500 гостей из Казани
В среду в год туризма Китая в России в «Корстоне» представители китайской провинции Хэбэй и эксперты туристической ассоциации «Мир без границ» собрали татарстанских туроператоров и отельеров, чтобы научить их правильно встречать гостей из Поднебесной.
— Сейчас есть несколько стран, которые являются приоритетными для Татарстана, и в первую очередь это Китай. Китай отправляет максимальное количество туристов за рубеж. И Татарстан должен стать тем регионом России, который сможет к себе привлечь этот турпоток, — объяснила причины мероприятия Екатерина Барабанова, зампредседателя госкомитета РТ по туризму.
Ван Гуа Хуа, гендиректор туристической компании ChengDe ShenZho, рассказал о своей родной провинции Хэбэй площадью 1,8 кв. км и с населением 72 млн человек. По его словам, Хэбэй позиционирует себя как «родина» китайской стены (протяженность которой на ее территории самая большая и достигает 2 000 км). Также гость от имени администрации провинции отметил, что они хотят создать свой туристический маршрут, который станет подобием «Золотого кольца», сравнив Пекин, около которого расположена провинция, с Москвой.
Кроме того, если любое татарстанское турагентство будет привлекать более 1 000 человек или чартером более 500 человек, то оно получит финансовое вознаграждение. Будет вознаграждаться и привлечение групп численностью более 300 человек. «Также мы будем стимулировать турпоток в Россию, чтобы сотрудничество было взаимным, — подчеркнул спикер. — Нас впечатлила и красота края — мы будем продвигать Казань в туристическом направлении и сделаем все, чтобы больше наших жителей узнали ее».
«Красный» туризм в Казань должен создать китайский турпоток
По словам Барабановой, Китай — приоритетный рынок для всех регионов России: рост китайских туристов в Россию составил 40%, и сейчас китайцы, которые активно ездят в Москву и Санкт-Петербург, ориентируются на регионы.
— Во-первых, он привлекателен из-за количества возможных туристов, во-вторых, по статистике китайцы больше всех тратят на месте пребывания. Это действительно очень интересный рынок, и для нас важно привлечь его, — пояснила собеседница корреспонденту «Реального времени».
Что касается особенностей приема китайских туристов, то советы местным представителям отрасли в ходе своего выступления дал Александр Федин, зампредседателя совета партнерства туристической ассоциации «Мир без границ».
По его словам, турист из Китая стал другим: изменился уровень доходов, и они предпочитают четырех- и пятизвездочные отели, а раньше их поездки в основном оплачивало предприятие, где они работают. Причем основной поток туристов в Россию составляют люди 30-го или 50-го года рождения, а также их дети, знающие о любви родителей к СССР, утверждает эксперт.
В этом плане Казань преуспела, так как вошла в проект «красного» туристического маршрута: Москва — Санкт-Петербург — Казань — Ульяновск. Тем не менее результаты пока незаметны.
— Инициатором в первую очередь стало правительство Ульяновской области, которая широко продвигает эту программу. Но реально по этому маршруту к нам пока туристы не приезжают, — посетовала Барабанова. — Безусловно, для нас важен «красный» маршрут, но по нему не едут все китайцы, и это большое заблуждение, это не такая большая часть китайских туристов. Поэтому сейчас мы работаем по разным «слоям» китайских туристов.
Тем не менее в конце мая планируется открыть Дом-музей Владимира Ленина (закрытый на реконструкцию в 2012 году), и Барабанова отмечает, что его большая экспозиция, и сам объект действительно интересны и востребованы среди китайцев, посещающих Россию.
По ее словам, китайский турпоток можно поделить на несколько направлений по интересам: национальная самобытность, развлечения (для молодых туристов), «красный» туризм (ленинские места для старшего населения) и религиозный туризм.
Надежда на эффект сарафанного радио
В целом работа по продвижению Татарстана для китайских туристов началась активно с осени прошлого года.
— В октябре мы приняли два рекламных тура: китайских туроператоров, отправляющих своих туристов в Россию, и российских туроператоров, принимающих китайцев и отправляющих их по регионам России, — рассказывает Барабанова. — Кроме того, в конце мая планируется выезд делегации Татарстана по приоритетным провинциям Китая: Пекин, Сычуань, Ханань и Синьцзян-Уйгурский автономный район, где большинство населения мусульмане, и им интересно посетить Татарстан как мусульманский регион. В июне будет крупная выставка в Пекине, где вместе с туристическими компаниями будет представлен Татарстан.
Более того, президент крупнейшей компании по отправке китайских туристов «Ситс» встречалась с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым для подписания договора о сотрудничестве, благодаря которому в мае мы уже начнем принимать китайских туристов у нас в Татарстане, продолжила она.
Но для того, чтобы был результат, необходимо три года активного продвижения, отмечает собеседница. В Китае сейчас хорошо знают Москву и Санкт-Петербург, и другие регионы стараются что-то сделать на китайском рынке — конкуренция очень большая между регионами, так как китайские туроператоры ищут новые рынки, помимо Москвы и Санкт-Петербурга (которых недостаточно). Поэтому перед нами сейчас стоит две задачи: первая — максимально себя рекламировать, и вторая — создать комфортные условия здесь, потому что китайский рынок очень специфичен, начиная с чайной церемонии (что очень принципиально для китайского туриста), заканчивая экскурсионным обслуживанием и питанием, поясняет она.
Китайских туристов в Казани пока негусто — 500 человек
По словам Барабановой, сейчас в Казань едет очень небольшое количество китайцев: за 2014 год — менее 500 человек, но мы сейчас выходим на этот рынок, наиболее приоритетный для России, так как китайцы на первом месте по выезду за рубеж в мире (и по количеству, и в процентном соотношении), и первые по въезду в Россию, рассказывает собеседница «Реальному времени».
— Для нас важно любое количество китайских туристов, потому что для них характерен эффект сарафанного радио: побывав за рубежом, выкладывая фото и видео в соцсетях, они привлекают новых соотечественников за границу. Китайцы едут туда, куда едут другие китайцы, и мы сейчас максимально продвигаем работу по китайскому рынку: скоро будет большая выставка и рекламная кампания, — отмечает собеседница.
В первую очередь региональным конкурентом Татарстана (который пока на девятом месте по России) является Свердловская область, предлагающая прямые рейсы в Китай.
— В Екатеринбург ездит много китайцев — у них есть прямые рейсы, и они очень активно работают в этом направлении, — пояснила эксперт. — У нас уже есть практика с некоторыми странами: сначала мы инициировали рейсы, но потом они не заполнялись, закрывались и не восстанавливались — это огромная работа, рейсы очень сложно «поднять». Сейчас мы считаем, что сначала надо наладить связь, должен начаться какой-то турпоток, хотя бы через Москву. И когда он станет устойчивым, тогда уже инициировать прямой рейс, который действительно будет заполненным, иначе это может быть большая работа, проделанная впустую.
Перелет из Москвы в Пекин займет у туриста 7,5 часов, а из Пекина в провинцию Хэбэй — 1-2 часа.
Безвизовый режим установлен, но не все провинции Китая осведомлены: надо рекламировать
Более того, сейчас в условиях безвизового режима для туристических групп обеих сторон развитие этого направления особо актуально. О его преимуществах и ситуации по России рассказал Сергей Козыренко, исполнительный директор ООО «Маркетинг, выставки, консалтинг».
— Было подписано соглашение о безвизовых поездках, на основании чего организованные туристические группы от 5 до 50 человек могут посетить другую страну без визы на период, не превышающий 15 календарных дней, — сказал он, отметив, что это существенно облегчает поездку как туроператору, так и туристу (снижаются издержки, не надо платить визовые сборы, из документов нужен только загранпаспорт, и уменьшаются сроки оформления — списки можно подавать всего за два дня до начала поездки).
Кроме того, эти туристы более комфортно и отдельно проходят пограничный контроль, а в аэропорту их сопровождает специальный человек, представленный туристической компанией, продолжил он. По его словам, в 2014 году Россию посетило всего 1,1 млн туристов из Китая (наблюдается рост в 5%), с туристической целью из них около 410 тыс. человек, а это на 10% больше, чем в 2013 году. При этом китайцы составляют до 70% всего въездного туризма.
Кроме того, спикер пожаловался на то, что Китай мало осведомлен о возможности безвизовых поездок.
— Мы часто замечаем, что китайские власти очень слабо информированы о такой возможности, поэтому осенью в Китае пройдет совместная презентация «Мир без визы», с которой мы планируем отдельно посетить провинции Шанси и Хэбэй.
Требования к безвизовым группам надо уменьшать
Корреспондент «Реального времени» побеседовал с участниками мероприятия и узнал их мнения о потенциале привлечения туристов из Поднебесной.
Ксения Сычева — руководитель конгрессно-выставочного департамента China Friendly:
— Соглашение о безвизовых групповых поездках было подписано в феврале 2000 года между правительством Китая и России, которое выступило инициатором. Минимальное количество человек в группе — 5, максимальное — 50. Группы могли пребывать в любой из наших стран не более 15 дней. Единственное — сейчас мы поняли на практике, что нужно сделать так, чтобы минимальное количество человек было не 5, а 3, так как семья состоит обычно из трех человек — так удобнее. Также предлагается продлить время на 21 день, потому что есть оздоровительные туры, которые изначально заложены на 14 дней, и не все успевают выехать из страны. Что касается «красного» маршрута, то это один из массовых проектов на сегодняшний день. Он активно продвигается и рекламируется. В прошлом году его особенно активно продвигал Ульяновск на выставке в Шанхае. Бытует такое мнение, что Китаю до сих пор интересно все, что связано с Советским Союзом.
Кроме того, наша компания проводила независимое маркетинговое исследование, и китайские туристы вышли на первое место (перегнав Германию, которая теперь вторая) и по количеству туристов, и с точки зрения трат — они тратят около 1 000 евро в день. При этом основной статьей их расходов становится шопинг и развлечения: они закладывают $5-7 на еду, а остальное тратят на развлечения.
Сергей Козыренко — исполнительный директор ООО «Маркетинг, выставки, консалтинг»:
— Мы предложили изменения по минимальной тургруппе и времени пребывания, и все уже одобрили — МВД, ФСБ, МИД. Осталась техническая сторона: руководители правительств России (Медведев) и Китая подпишут соглашение. Но я думаю, что на это уйдет не меньше года. Что касается Казани, то она очень интересна — мы оценили ее возможности, посетив достопримечательности города. Вам нужно добиваться, чтобы у вас появился прямой рейс. Это самая главная задача: тогда вы от китайцев не отобьетесь, особенно от уйгуров (они мусульмане, изучают татарский язык и интересуются культурой Татарстана, и их живет в Китае 20 млн человек). В Самаре и Екатеринбурге уже есть прямые рейсы.
Фото: tourism.tatarstan.ru, tatar-inform.ru, expo.visit-russia.ru,planespotters.net,reports.travel.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.