Сыендук о мультфильме «Вәли»: «Ребята не постеснялись прорекламировать плагиат среди фанатов Gravity Falls»

Известный российский ютубер выпустил разгромный обзор на татарстанский мультик

Татарстанский образовательно-развлекательный мультфильм «Вэли», который, по идее создателей, должен простимулировать интерес молодой аудитории к татарскому языку, неожиданно попал в скандал. Мультик заметил топовый российский ютубер Дмитрий Сыендук". И можно было бы порадоваться за местную мультипликацию и бесплатный пиар на всю страну, если бы пиар этот не был «черным». В своем обзоре Сыендук жестко прошелся по сюжету «Вәли», обвинил создателей проекта в плагиате известного американского мультсериала Gravity Falls, а также намекнул на возможную причастность авторов к распилу бюджетных средств. «Реальное время» пообщалось с обеими сторонами конфликта и выяснило, как вообще российский ютубер набрел на скромный региональный проект, откуда на самом деле взялись средства на создание мультфильма и почему проект получился до боли похожим на зарубежный анимационный сериал с многомиллионной аудиторией.

«Нельзя сказать, что аниматоры заявили: «Вот, ребята, мы придумали за вас в стиле «Гравити Фолз». К этому мы шли совместно»

Разгромный обзор Сыендука на татарский мультфильм «Вәли» вышел 29 апреля и за четыре дня пребывания на Youtube собрал более 2,5 млн просмотров. В 11-минутном ролике ютубер попунктно озвучивает все недостатки, которые он обнаружил в татарском мультфильме. В частности, Сыендук указывает на непонятный юмор, «кривой монтаж» и «халтурную анимацию», но особенный акцент автор видео делает на заимствовании сюжета и анимации у американского анимационного сериала Gravity Falls.

Автор сценария татарского мультфильма «Вәли» Анвар Оразов воспринимает критику, прозвучавшую от российского блогера с трехмиллионной аудиторией, спокойно и доброжелательно. По словам нашего собеседника, если блогер такого уровня, как Сыендук, заметил его проект и посвятил ему целый обзор, — это очень хорошо для пиара.

— Мы и ранее получали различные отклики от фигур авторитетных и не очень, а Сыендук просто собрал в кучу все замечания. Мы получили очень полезный фидбек, и ролик действительно помог нам в улучшении мультфильма, — комментирует Оразов. — Мы согласны не со всеми пунктами его критики. Безусловно, есть моменты, в которых он прав, но есть и те, в которых он не очень понимал специфику нашего татарстанского рынка мультипликации. Важно понимать, что целевая аудитория — это татары (по нашей вине он вышел за пределы РТ), и что есть внутренние темы деревенские, их веселящие. Но благодаря обзору мы поняли, что мультик надо будет делать понятным для всех.

Наш собеседник признает, что команда создателей «Вәли» еще до выхода обзора Сыендука прекрасно понимала, что пилот нельзя назвать идеальным, однако Оразов заметил, что это был первый художественный проект «Тасмы», которая на тот момент не располагала профессиональными мультипликаторами. Их пришлось искать по всей России.

— Они были разбросаны по всей России — от Москвы до Калининграда. У нас возникали определенные сложности и барьеры в связи с этим. Поэтому так и получилось, что все пошло не по нашему сценарию, — комментирует Анвар Оразов. — Так как мы сами не аниматоры, то эти люди предлагали нам варианты стилистики рисовки. Но нельзя сказать, что аниматоры просто заявили: «Вот, ребята, мы придумали за вас в стиле «Гравити Фолз». К этому мы шли совместно, и мы понимали на что мы шли.

В то же время, сценарист «Вәли» отмечает, что его студия не стала бы выкладывать пилот, если бы не была уверена в нем на 100 процентов: «На то это и пилотный вариант — можно выложить, получить фидбек и внести правки. Так что все по плану, все очень четко, так что работаем дальше».

«По поводу рекламы он не соврал — это был наш маркетинговый ход»

Через день после публикации обзора в официальной группе Сыендука в сети «ВКонтакте» появилось сообщение, начинавшееся со слов: «В связи с тем, что после релиза нового видео нашлись оскорбленные, вынужден еще раз уточнить свою позицию...». В своем обращении ютубер пояснил, что взялся за обзор татарского мультика исключительно с целью «искоренения откровенного плагиата одного из любимых мультфильмов», однако отсутствие четкого ответа на вопрос о том, как вышло, что известный российский блогер наткнулся на пилотную серию татарского образовательного мультфильма, моментально породило несколько конспирологических теорий. Две самых популярных — это «заказ» на медиа-студию «Тасма», создавшую проект «Вәли», а также заказ самой «Тасмы», якобы пожелавшей прославиться за счет «черного» пиара.

Как пояснил «Реальному времени» сам Дмитрий Сыендук, о «Вәли» ютубер узнал из фан-сообщества, посвященного мультфильму Gravity Falls.

— Там был рекламный репост, купленный одним из представителей студии «Тасма». Ребята не постеснялись прорекламировать плагиат среди фанатов оригинального диснеевского мультфильма, — прокомментировал наш собеседник.

В свою очередь автор сценария мультсериала Анвар Оразов подтвердил публикацию рекламного поста в фан-сообществе Gravity Falls и опроверг версии с «заказным» характером обзора.

— По поводу рекламы он не соврал — это был наш маркетинговый ход. Мы пиарили мультфильм в разных пабликах в «ВКонтакте», где упоминаются татары, татарский язык, и наряду с этим решили сделать рекламу в паблике, посвященном сериалу «Гравити Фоллс», — собщает Оразов. — Да, реклама в тематическом сообществе — это намеренный ход. Мы этого и добивались, но мы не задумывались над тем, что Сыендук выпустит свой обзор. Это ни в коем случае не «заказ» — он сам решил выразить свое мнение по поводу пилотной серии.

«Если сопоставить эти факты с низким качеством итогового продукта, можно прийти к мыслям о «распиле»

В том же посте, опубликованном Сыендуком после обнаружения им ряда оскорбленных пользователей, блогер предположил, что татарстанские авторы «Вәли» могут быть причастны к распилу бюджетных денег: «Вполне вероятно, что это попытка выбить государственный тендер и затем распилить бюджет. Очень похоже на историю с мультфильмом «Дети против волшебников», авторы которого так же с пеной у рта восхваляли своё убогое детище, созданное за государственные деньги. Я не рискнул озвучить эту догадку в видео, так как это лишь догадка без всяких доказательств. Но время расставит все точки».

Мы попросили Дмитрия объяснить, на чем конкретно строятся его предположения. Как выяснилось, внимание блогера привлек пресс-релиз, опубликованный в январе текущего года в одном из татарстанских изданий.

— Там сказано, что, цитирую: «медиастудия «Тасма» занималась проектом совместно с фондом «Салят». Если я правильно понимаю, под «Салятом» имеется ввиду это. На сайте «Салята» указаны партнеры/спонсоры фонда, среди которых правительство Республики Татарстан. На этом же сайте есть новость: «Активист «Сәләт» Анвар Оразов снимает мультфильм «Вәли». Анвар Оразов — именно тот человек, купивший рекламу в сообществе Gravity Falls. Мультфильм также выложен на YouTube-канале движения «Салят». Если сопоставить эти факты с низким качеством итогового продукта и громкими словами авторов о возрождении татарской анимации, можно прийти к мыслям о «распиле», — пояснил Дмитрий Сыендук.

В свою очередь, Анвар Оразов заявил «Реальному времени», что весь пилот был создан исключительно на деньги «Тасмы», и о распиле бюджетных средств речи быть не может.

— Мы ни копейки не получили из бюджета или каких-нибудь структур. На этом фоне такие предположения выглядят, как разжигание некого конфликта. А «Сэлэт» — это организация, которая нас подбодрила. Ребята из «Сэлэта» были первыми, кому мы вообще показали наш мультфильм, так что в первую очередь была моральная поддержка. Денег мы оттуда не получали, — комментирует Анвар Оразов.

Отметим, что работа над созданием татарского мультсериала продолжается, однако наш собеседник из «Тасмы» сетует на то, что проект до сих пор не нашел инвестора. Откровенно говоря, создатели мультфильма надеялись, что шумиха, поднявшаяся благодаря Сыендуку, сможет ускорить процесс поисков, однако пока желающих профинансировать проект не нашлось.

Лина Саримова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров