Разиль Шавалиев, «Эгида»: «В Казахстане меньше бюрократии и налогового прессинга, чем у нас»
Работая на рынке с 1992 года, производитель поролона «Эгида» зарабатывает более 2 млрд рублей в год, располагает развитой дилерской сетью с магазинами и складами по всей России и еще одним заводом в Казахстане. В чем особенности ведения бизнеса в соседней стране, почему рынок ищет дешевизну и чем государство может помочь производителям, в интервью газете «Реальное время» рассказал коммерческий директор ГК «Эгида» Разиль Шавалиев.
На рынке дураков нет
— Разиль Расимович, некоторые игроки мебельного рынка, признавая качество вашего поролона, тем не менее не спешат его покупать, ссылаясь на цены. Они выше средних по рынку. На какой сегмент вы ориентированы?
— Машины ведь тоже бывают разного класса. Если наш уровень продукции соответствует качеству BMW, то и цена не может быть как на «Жигули». По сути дела, производство поролона — простое. Можно и в ведре перемешать два компонента и назвать это поролоном, но качество будет другое, незаводское.
По оценкам потребителей, наше качество считается высоким наряду с конкурентами. Продукция соответствует всем международным стандартам.
— Считается, что качество поролона в его плотности. Какие показатели выдерживаете вы?
— Плотность — это только один из показателей. Помимо этого, есть еще уровень жесткости и способность к быстрому полному восстановлению формы после деформации. Есть и другие параметры: относительное удлинение при разрыве, условная прочность. В целом качество — это соответствие всем требованиям по физико-механическим свойствам. Поэтому для каждой из марок должны выдерживаться все заявленные критерии.
А вообще, цены у нас вполне конкурентоспособные. На рынке дураков нет, и мы не можем торговать по реально завышенным ценам только потому, что нам так хочется. Качество — это, конечно, хороший показатель, но при этом отечественный рынок не настолько быстро развивается, чтобы позволить себе сегодня большую разницу в ценах.
«По оценкам потребителей, наше качество считается высоким наряду с конкурентами»
— Ваши основные клиенты — из мебельной промышленности. С какими именно компаниями вы работаете? И есть ли среди ваших потребителей автопроизводители?
— С автопроизводителями мы работаем плотно. Но не напрямую, а с тольяттинскими и нижегородскими фирмами, которые делают уже конечный продукт. В целом же 85% выпущенной продукции уходит на мебельное производство. Из крупных клиентов — «Много мебели», «Аскона», «8 марта», «Элегия», «Апогей», «Орматек», «Добрый стиль», «Калинка», Mobel&Zeit, «Регина», «Мелодия сна».
У компании 43 представительства по России — начиная с Санкт-Петербурга и заканчивая Иркутском. И каждое представительство работает с фабриками своего региона. Например, в Москве — «ТриС», «Перина», «Столлайн». В Саратове — фабрики «Эванти», «Априори» и другие.
Мы постоянно общаемся с мебельными предприятиями. По индивидуальным проектам вводим новые производства определенных марок поролона.
«По индивидуальным проектам вводим новые производства определенных марок поролона»
— Например, какие?
— Допустим, изготовление вязкоэластичного поролона с эффектом памяти является совместной работой с производителями матрасов. Этот вид поролона уже активно используется на Западе, а у нас пока это марка будущего. Она дороже остальных, и местные потребители в большинстве своем не готовы к этому продукту. Но положительная динамика все же есть.
— И сколько марок поролона вы сейчас выпускаете?
— Порядка 33 марок, но возможности предприятия гораздо выше. Мы изготавливаем наиболее востребованные.
«Даже при равных ценниках качество импортной продукции выше отечественного»
— Из выпускаемых марок какие наиболее популярны в Татарстане?
— Среди самых ходовых всего 10 марок, и это стандартные марки поролона. Потребителей в основном интересуют марки с повышенной жесткостью или с повышенной мягкостью. Есть спрос и на латексоподобный поролон.
В реальности эти посылы не работают
— Основное сырье для поролона — полиол, который вы везете с «Нижнекамскнефтехима». Рядом с непосредственным поставщиком сырья основал свое производство ваш прямой конкурент, завод «Декаформ». По этой части конфликта интересов не возникает?
— Нет. У нас прямой контракт с «Нижнекамскнефтехимом», и мы в числе крупных оптовых покупателей. К тому же полиол можно закупать и за границей. В некоторых марках поролона доля участия отечественного сырья доходит до 70%. А есть марки на 100% из импортных составляющих.
— А кто еще ваши поставщики сырья?
— Bayer AG, BASF, Dow Chemical Company.
«Мы сейчас уже производим почти 20 тыс., поэтому 24 тыс. — достижимая цифра»
Большинство абсолютно беспочвенно корректирует свои цены
— «Эгида» укладывается в заявленные ранее планы — через 3 года выйти на производство поролона в 24 тыс. тонны в год, при этом улучшая качество?
— Да, мы двигаемся по плану. Мы сейчас уже производим почти 20 тыс., поэтому 24 тыс. — достижимая цифра. В принципе, по результатам первого квартала было зафиксировано даже перевыполнение плана. Но тут нужно внести ремарку. Росту способствовало резкое повышение курса на рынке. Спрос был неправильным, и прогноз на следующий квартал не очень-то радужный. Мы еще столкнемся с последствиями ажиотажа, который был с декабря прошлого года по март этого года. Тогда паника на рынке наблюдалась во всех сферах экономики, даже на бытовом уровне. Люди ринулись покупать по три телевизора. Это был панический страх. Многие думали, что потом все будет стоить еще дороже. Так было и в сфере мебельной промышленности.
— И опять же тогда многие корректировали свои цены. Даже те, кто от колебаний курса валюты никак не зависел.
— Да. Мы являемся не только производителями поролона, но и трейдерами по комплектующим. Что-то везем из-за границы, что-то производим сами, как, например, мебельный клей. Так вот, большинство абсолютно беспочвенно корректирует свои цены. Мы всегда работали в рублевой зоне. И даже во время декабрьских событий паники не было. Мы понимали, что наша себестоимость складывается в рублях. Для сравнения могу сказать, что курс евро повысился в 2 раза, а цена поролона у нас так не выросла. Но, к сожалению, с таким подходом мы были одиноки.
«Мы обслуживаем весь рынок СНГ, за исключением Армении и Украины»
В Казахстане бюрократии меньше
— Поговорим о других видах деятельности компании. Помимо поставок комплектующих, вы также занимаетесь производством мебельных тканей. Что за ткани вы изготавливаете?
— Это обычное производство по методу термопечати. Этот метод устарел, и мы в большей степени работаем с фабриками Турции и Китая. Сотрудничаем с ними более 10 лет и занимаемся перепродажей. Мы не раз задумывались о собственном производстве ткани, просчитывали все, и получается невыгодно. Чтобы производить ткани, надо построить очень большую фабрику, а это требует колоссальных затрат. Выгоднее привозить. Всего в месяц мы реализуем от 500 км ткани, а оборот по остальным комплектующим составляет 70 млн рублей.
— Второй завод «Эгиды» находится в Казахстане. Какое производство налажено там?
— Там производится поролон, примерно 400-500 тонн в год. Основан завод был в 2006 году.
— А почему второе производство налажено именно в Казахстане?
— Начиная с 2000 года мы развивались не только в России, но начали осваивать и внешние рынки: поставляли продукцию в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Грузию, Азербайджан. Объемы увеличились настолько, что нам стало тяжело обслуживать клиентскую базу. А казахстанский рынок развивался тогда в два раза быстрее российского. Мы не прогадали с тем, что основали производство именно там. В данный момент мы обслуживаем весь рынок СНГ, за исключением Армении и Украины.
«По результатам прошлого года выручка компании составила более 2 млрд рублей»
— Таким образом, у «Эгиды» два похожих производства в разных республиках. В чем отличия по конъюнктуре?
— В Казахстане меньше бюрократии и налогового прессинга. Сами-то налоги в том же объеме необходимо платить, но налоговых проверок намного меньше. В целом отношение к бизнесу другое. Я не хочу сказать, что нам здесь дышать не дают. Тем не менее налоговую отчетность там сдать проще.
Рентабельность держится на уровне 10%
— Два года назад для многократного увеличения мощности поролонового производства компанией были привлечены заемные средства на общую сумму 800 млн рублей. В каком объеме уже погашена кредитная задолженность?
— Мы до сих пор обслуживаемся в «Альфа-Банке» и гасим кредит по графику, никаких сбоев нет. Мы брали кредит на 5 лет, так что остается закрыть меньшую его часть.
— Почему именно «Альфа-Банк» стал инвестором проекта?
— Сфера банковских услуг — такой же рынок, как и любая другая сфера. У «Альфа-Банка» оказалось предложение, которое устроило и нас, и их. Оно удачно вписалось в наш проект. До этого мы работали со многими другими банками — банком «Казанским», «БТА-Казань», ВТБ24. Но мы не останавливаемся на строительстве этого завода. Впереди будут и другие проекты. Так что кредиты будем брать, наверное, и сотрудничество с «Альфа-Банком» продолжим. Но мы открыты и для других банков.
«Если соблюдать технологию, то никакой опасности нет. У нас есть свой пожарный расчет»
— А на какие финансовые показатели вы сейчас выходите?
— По результатам прошлого года выручка компании составила более 2 млрд рублей, и большая часть приходится именно на поролон.
— На каком уровне держится рентабельность?
— Само понятие рентабельности у нас размыто. Есть сервисы, которые требуют постоянных затрат. Но они нужны для привлечения клиентов. Рентабельность, которая была 10 лет назад и сейчас, — это большая разница. Нам приходится ужиматься в своих запросах, делать какие-то предложения, работать со своими потребителями и поддерживать их: в сложные для них периоды снижать цены, производить новые продукты, учитывая их пожелания, а для этого каждый раз закупать специальное оборудование. Если же смотреть по прошлому году, то рентабельность держится на уровне 10%.
Проектов у нас очень много, но пока все приостановлено
— Главным недостатком заводов по производству поролона является повышенная пожароопасность. Да и в принципе это производство признается вредным. Что вы делаете для обеспечения безопасности?
— Если соблюдать технологию, то никакой опасности нет. У нас есть свой пожарный расчет. А по поводу вредности, то блоки поролона складируются около 4 суток, только после этого продукт становится безопасен и нетоксичен и может нарезаться и упаковываться в товар. Кроме того, завод оснащен современной системой вентиляции, а что касается экологии и безопасности, то выбросы не превышают допустимых норм.
«На федеральном рынке «Эгида» занимает примерно 18%, на региональном — больше 50%»
— А сколько сотрудников работает в компании, и какова средняя зарплата?
— В Казани около 600 человек, в Казахстане меньше 200. В среднем наши сотрудники зарабатывают 25 тыс. рублей.
— Поделитесь дальнейшими планами. Компания планировала построить свой логистический парк и мебельный центр площадью 23 тыс. кв. м.
— Да, проектов у нас очень много, но, к сожалению, пока все приостановлено. Но строительство логистического склада значится в наших ближайших планах.
Рынку надо накопить потенциал
— Как складываются взаимоотношения с прямым конкурентом — компанией «Декафом»?
— Эта компания на рынке уже немало лет и производит неплохой поролон. У нас нормальная конкурентная борьба. Мы сталкиваемся на рынке, и у нас разные методы и по ценообразованию, и по сервису. Монополии на рынке быть не должно. В конечном счете от этого страдает покупатель.
— Кто еще ваши конкуренты?
— Производителей поролона у нас достаточно, хоть мы и считаем себя крупным предприятием. Есть группа компаний «Фомлайн», есть заводы «Органика».
— Как оцениваете свои позиции, какую долю федерального и регионального рынка занимает компания?
— На федеральном рынке «Эгида» занимает примерно 18%, на региональном — больше 50%.
«Рынок насыщен. Сейчас мы наблюдаем спад потребительского спроса»
— А какова насыщенность рынка?
— На сегодняшний день и сырьевиков, и производителей много. Рынок насыщен. Сейчас мы наблюдаем спад потребительского спроса. В частности, мебельные производители испытывают большие трудности. Мы ожидаем, что будет пауза на рынке. Рынку надо накопить потенциал. К сожалению, качество жизни населения не растет, разве что только у избранного числа людей. Народ больше начинает ужиматься. Особенных чудес мы пока не ждем.
Рынок ищет дешевизну
— Посещая международные выставки, вы можете судить о том, насколько отечественный рынок идет в ногу с мировыми тенденциями?
— От мировых тенденций российский рынок не отстает вообще, мы отстаем по качеству изделий. А качество напрямую отражается на цене. Люди ездят по заграницам, хотят такие же расцветки и формы. Мы стараемся предлагать максимально приближенно к тому, что хочет повторить потребитель. Но качественный уровень там выше, и цены, соответственно, тоже.
До кризиса 2008 года, который мы ощутили в 2009-2010 гг., развитие было шикарным — внедрялись новые технологии, появлялась интересная мебель. Но потом мебельные производители, даже самые именитые, стали работать в более дешевых сегментах. Развитие приостановилось. Пока рынок ищет дешевизну, наблюдается стагнация.
«Нужны налоговое послабление, поддержка в плане льготного кредитования»
— Если бы у вас была возможность встретиться с президентом, о каких проблемах производителей вы бы завели речь в первую очередь?
— Мы часто слышим о поддержке МСБ и ремесленников, которые уже из ниоткуда создаются. Шел человек по улице и стал предпринимателем. И это хорошо. Но есть предприятия уже созданные, где по 100, 200 и более сотрудников. Это большая ответственность. Им особенно тяжело. И выживать им сложнее — затратная часть больше. Нужно обращать внимание на них и помогать, создавая совместные проекты. Не только заниматься поддержкой ОЭЗ «Алабуга», но и помогать другим. Мы тоже испытываем трудности. Нужны налоговое послабление, поддержка в плане льготного кредитования. Мы готовы развиваться и дальше, предлагать рынку новые продукты, ведь мировые технологии не стоят на месте. А на сегодняшний день бегают одни проверяющие, задача которых что-нибудь найти и обязательно наказать.
— Когда-то и «Эгида» была малым бизнесом. С чего начиналась компания в 1992 году?
— В 90-е все продавали все, что продается. И компания «Эгида» занималась тогда перепродажей комплектующих. А пройдя испытание кризисом 98-го года, компания окрепла и потихоньку начала поднимать производство.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
«Эгида» (ООО «ЭГИДА+») работает на рынке с 1992 года. Основной деятельностью является производство поролона, мебельных тканей, матрацное производство. С 2000 года «Эгида» запустила собственную линию по производству поролона в Казани. В 2006 году открыла российско-казахстанское предприятие по производству поролона в Караганде. Компания имеет развитую дилерскую сеть с магазинами и складами в крупных городах России. Выручка компании за 2014 год составила более 2 млрд рублей. Президент компании — Мустафин Рев Латфуллович. Акционерами компании являются Мустафин Рев Латфуллович (20%), Гайнулов Мансур Фаттыхович (20%), Широков Сергей Иванович (20%), Калинин Юрий Владимирович (20%), Хлебников Валерий Иванович (20%).