Рауза Султанова: «В огне сгорели только две работы Ильдара Ханова»

Картины пока приютил музей Константина Васильева

Гражданская жена художника и скульптора, создателя Вселенского храма Ильдара Ханова, искусствовед Рауза Султанова почти не дает интервью. Исключение она сделала для «Реального времени». Сейчас ее главная забота — вернуть людям работы Ханова, на которые попала вода при тушении пожара во Вселенском храме. Картины разложены на полу в одном из помещений музея Константина Васильева, где они пока будут храниться. Невооруженным глазом видно, что некоторые из них требуют реставрации.

«Были те, кто говорил: «Нам Сикейрос не нужен!»

— Рауза, сейчас, когда случилось такое несчастье, стоит вспомнить, что Ильдар Ханов был очень популярен как живописец и скульптор, его даже часто называли «вторым Сикейросом» за масштаб полотен. Если не ошибаюсь, первая его персональная выставка состоялась в Казани в 1994 году?

— Первая большая выставка Ильдара прошла за год до казанской в Набережных Челнах — она шла пять месяцев! Ни один художник так долго не выставлял свои работы. Выставки оформлялись по месяцу, у Ильдара было оригинальное решение пространства, оно не повторялось. Красно-черная гамма, горизонтали, вертикали, квадраты. Я помню, как пришел наш мэтр Харис Якупов и сказу сказал: «Красиво оформлено!». Были художники, которые говорили, что «нам Сикейрос не нужен». Ильдар ни на кого не обращал внимания. К выставке тогда был огромный интерес: например, в эти дни в Казани был политик Сергей Шахрай, Василий Николаевич Лихачев привел его посмотреть работы Ильдара. Это было 26 апреля, день рождения Тукая, время было бурное, шли митинги, можно было увидеть плакаты «Сергей Шахрай, вон из Казани!», а Шахрай в это время сидел в зале у Ильдара. Это все уже история. Минтимер Шаймиев был на этой выставке, все руководство республики. Ильдар рассказывал о своих идеях, показывал свои проекты — те, которые мечтал воплотить еще после окончания Сурикового института.

— Как отреагировал Шаймиев?

— Он спросил Ильдара: «Что бы вы планировали сделать в Кремле?» Ильдар хотел прямо на стенах Кремля сделать барельефы. Тот монумент памяти павших, что потом установили в парке Горького, Ильдар предлагал сделать в Кремле. Эта работа чудом сохранилась, потому что потом Ильдару сказали, что там хотят установить памятник павшим милиционерам. Ильдар объяснил, что памятник павшим уже есть, это его работа. Оставили ее, потому что она современна.

Ильдар хотел прямо на стенах Кремля сделать барельефы. Тот монумент памяти павших, что потом установили в парке Горького. Фото inkazan.ru

«Пожар не коснулся, к счастью, многих работ»

— Каковы все же потери после пожара?

— Первый пожар был в 1998 году. Это произошло во время стройки. Все те работы, что мы с вами видели, монументальные, огромные — «Ленин и революция», цикл «Хиросима», «Паганини» — все они тогда сгорели. Сохранилась работа «Похороны рабочего», ее купил музей ИЗО, кроме этого, позже Ильдар сделал авторскую копию «Паганини», ее купил Фонд культуры при президенте РТ. Они должны были взять первый вариант работы, но не успели вывезти до пожара. После того, как эти монументальные работы были утрачены, Ильгиз Ханов сделал копии на холстах в тех же форматах. К счастью, недавний пожар их не коснулся.

— Что исчезло в огне недавнего пожара?

— Много работ лежало в сарае у Ильдара, он никогда их не выставлял. Я случайно их обнаружила — это были работы маслом, выполненные на картоне. Оказалось, что это студенческие работы Ильдара. Они подписаны Ильдаром, участвовали в выставках, они очень ценные. Мы их с ним атрибутировали. Эти работы уцелели при недавнем пожаре. Еще 28 работ, к счастью, были с сентября прошлого года в музее Константина Васильева на выставке. Они, естественно, тоже сохранились. Пока я могу говорить только о двух утраченных работах, надеюсь, их количество не вырастет. Работы, которые оставались в доме, пострадали от воды, но мы их забрали, и их надо будет реставрировать.

— Скажите, какие нужны сейчас вложения, чтобы восстановить после пожара Вселенский храм?

— Даже боюсь сказать. Брат Ильдара, Ильгиз, — художник, многие свои скульптуры Ильдар создавал с ним в соавторстве. Ильгиз может восстановить утраченное. Он, кстати, пишет и иконы, а иконный зал сохранился. Сохранилась моя комната, сохранилась мастерская Ильдара. Но фрагмент работы 1995 года «Прометей» пострадал при пожаре. Ильдар работал над этим полотном всю жизнь.

«Работы, которые оставались в доме, пострадали от воды, но мы их забрали, и их надо будет реставрировать». Фото tatcenter.ru

«Меня интересует только творческое наследие Ильдара»

— А что вообще утрачено?

— Сгорел родительский дом — мемориальная часть строения. Ильгиз Ханов полагает, что его нужно так и сохранить — в обугленном виде, как память о пожаре. К сожалению, полностью утрачена уникальная библиотека Ильдара, она вся сгорела. Библиотека была роскошная, Ильдар все годы собирал издания по искусству, по духовным практикам, художественную литературу. К счастью, уцелел зрительный зал, цела фисгармония, подаренная ректором консерватории, органистом Рубином Абдуллиным, не сгорели и два пианино. Конечно, вещи Ильдара, его одежда полностью сгорели. Пострадала крыша и два купола.

— То есть, как я понимаю, восстановить Вселенский храм вполне реально.

— Да, конечно.

— Как можно сейчас использовать Вселенский храм, без Ильдара?

— Даже сейчас, после пожара, посмотреть на него приезжают туристы. Конечно, отмыть все от копоти, просушить — это очень большая работа. Но есть зрительный зал, сохранился выставочный зал, даже два зала — их можно эксплуатировать. Открытую галерею можно использовать для проведения симпозиумов. Есть все условия, даже есть несколько гостиничных номеров. Они были сделаны еще при жизни Ильдара и уцелели при пожаре.

— Какую работу вы сейчас собираетесь вести?

— Меня интересует только творческое наследие Ильдара Ханова. К счастью, я успела сфотографировать все его работы. Потому что то, что подверглось воздействию воды, требует реставрации, особенно пострадала графика. Собираюсь писать книгу о творчестве Ильдара, до этого я уже издала книгу воспоминаний о нем пятидесяти его соратников, друзей. Там есть воспоминания самых разных людей, они показывают различные грани личности Ханова. Книга проиллюстрирована репродукциями его работ.


«Даже сейчас, после пожара, посмотреть на храм приезжают туристы. Конечно, отмыть все от копоти, просушить – это очень большая работа». Фото Максима Платонова

— Рауза, пожар вызвал большой резонанс, люди волнуются, что работы Ханова утрачены. Может быть, сейчас есть смысл сделать выставку, показать, что работы целы?

— Наверное, это можно сделать, даже в галерее Вселенского храма. Но это решение должны принять наследники — брат и сестра Ильдара. Пока сестра передала работы на хранение в музей Константина Васильева. Сейчас нужен человек с сильным волевым усилием, так это было у Ильдара. Он всегда говорил, что творчеством может заниматься немного сумасшедший человек. Ильдар всегда был открыт миру, он все принимал близко к сердцу. Его волновали последствия войн в Афганистане, в Чечне, он болезненно воспринимал разрушение семей, отсутствие общего языка у людей. Татарстан, тем не менее, — толерантная республика, здесь живут представители нескольких конфессий, люди более ста национальностей. Поэтому здесь возник его Вселенский храм — символ единения. Ильдар сам называл его центром духовного единения. Но молва уже назвала Вселенским храмом.

Татьяна Мамаева
Справка

Рауза Султанова, гражданская жена Ильдара Ханова, родилась в Актанышском районе Татарстана. Окончила филфак КГУ и институт иностранных языков в Нижнем Новгороде, аспирантуру по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура». Специалист в области сценографии, куратор многих выставок. Заслуженный деятель искусств РТ. Лауреат республиканских премий им. Баки Урманче и Дамира Сиразиева. Популяризатор творческого наследия Ильдара Ханова.

Султанова Рауза Рифкатовна

Новости партнеров