Рифкат Минниханов: «Нас заставляли переходить на федеральную программу. Поэтому я и ушел»

Бывший и действующий главные дорожные инспекторы Татарстана пообщались с грузоперевозчиками после закрытия региональных дорог для большегрузов

Рифкат Минниханов: «Нас заставляли переходить на федеральную программу. Поэтому я и ушел»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Через неделю после закрытия региональных дорог в Татарстане для большегрузов Рифкат Минниханов и Ленар Габдурахманов вышли на открытый диалог с дальнобойщиками и грузоотправителями и услышали о причудах весового контроля на дорогах. Минимальное отклонение от осевых нагрузок — и марш на штрафстоянку! А нельзя ли на месте рассчитаться? Не грозит ли Татарстану развертывание системы автоматизированного весового контроля, с которой не уедешь без штрафа до 400 тысяч рублей? Такие вопросы беспокоили перевозчиков. Чем смог порадовать их Рифкат Минниханова, в репортаже «Реального времени».

Успокоить «дальнобои»

Очередная встреча с предпринимателями в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», что называется, накипела. С 15 апреля на региональных дорогах Татарстана и в других регионах России введены ограничения проезда для тяжеловесных грузовиков для сохранения дорожного полотна в период весеннего межсезонья.

Но из-за гигантских штрафов за нарушения при прохождении весового контроля — от 150 до 400 тысяч рублей за каждое — перевозчики нервно реагируют на любые действия инспекторов ГИБДД на постах весового контроля, а сама процедура для них стала страшнее огня. Чтобы заранее урегулировать конфликтные моменты на месте дорожного взвешивания, бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов пригласил «верховных» весового контроля: директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифката Минниханова и начальника ГИБДД по РТ Ленара Габдурахманова.

Главный на весовом посту — инспектор ГИБДД

А чтобы перевозчики не путали полномочия ГИБДД и ГБУ, Рифкат Минниханов с самого начала разъяснил, что ответственность за принятие решения на посту весового контроля несет инспектор ГИБДД, а сотрудники ГБУ «БДД» лишь осуществляют контрольное взвешивание.

«Немного слов о том, чтобы вы понимали, как работает весовой контроль, — сделал он небольшое отступление. — Обязанность государства следить за сохранностью дорог. Поэтому за любое принятое решение ответственность несет сотрудник ГИБДД, а мы как бы помогаем. Но я не ухожу от ответственности. Я не привык не отвечать на вопросы, даже если они не в прямой моей компетенции».

Грузоперевозчики — разрушители дорог?

С первых же минут Рифкат Минниханов почему-то провел резкую границу между обязанностью государства следить за дорогами и правом бизнеса на свободу перемещения. Он дал понять, что бизнес всегда будет сопротивляться ограничительным мерам, т. к. его задача извлекать прибыль, а не заботиться о сохранности дорожного полотна.

«Мы немного на разных позициях, — начал он свой короткий спич. — К сожалению, основная задача бизнеса развить дело и сохранить деньги. И даже за счет нанесения ущерба дорогам им надо сохранить бизнес. Может быть я жестко сказал, но у нас разные цели и задачи. Исходя их этого вытекают решения», — объяснил он, похоже, личную позицию. Перейдя к конкретике, Рифкат Минниханов, напомнил, что система весового контроля работает в Татарстане с 2002 года, поэтому механизмы выдачи специальных разрешений и расчета весовых нагрузок достаточно отлажены.

Весовой контроль в Татарстане не обойти

Однако предприниматель Евгений Кан, работающий в бизнесе много лет, нашел в ней погрешности. «При минимальном нарушении осевых нагрузок в 200—300 кг сразу оформляется административный материал, и автомобиль ставится на штрафстоянку. Возможна ли оплата на месте при незначительном ущербе и без составления административного протокола?», — спросил он, выражая озабоченность почти всей аудитории перевозчиков. И следом прозвучал еще один вопрос: можно ли приобретать специальное разрешение на проезд непосредственно на месте взвешивания?

Похоже, что Рифката Минниханова обо всем этом не раз уже спрашивали, и он давно понял истинную подоплеку подобных вопросов. «Конечно, нет, — улыбнулся он. — Действительно, до 2015 года можно было приобретать разрешения на месте. Почему мы от этого отказались? Может быть я опять не очень хорошо скажу, но мы столкнулись вот с чем. Перевозчик подъезжал и думал: а попробую объехать пост! Не смог. А попробую проехать (есть коррупционная составляющая)! Опять не смог! И тогда ему ничего не оставалось, как купить спецразрешение. Т. к. был подход: поймают — оплачу!

Рифкат Миннниханов сообщил, что с середины 2015 года эта система отменена и возврата к ней не будет. «Это исключено!», — заверил он. По его словам, перевозчики могут приобрести разрешения через портал госуслуг в течение суток.

Гораздо более серьезно он отнесся к проблеме, поднятой предпринимателем из-за переплаты ущерба по разрешениям. По словам Евгения Кана, при получении разрешения перевозчик заранее оплачивает ущерб дорогам, однако по пути следования обнаруживается сверхнормативный перегруз и приходится покупать новое разрешение, но уже на повышенные нагрузки. «Первое разрешение аннулируется, поэтому мы хотели бы вернуть прежнюю сумму», — настаивал Кан. Рифкат Минниханов согласился с этой несправедливостью и пообещал пересмотреть практику.

Татарстан не встанет на автоматизированные весы

Но все это «мелочи жизни» по сравнению с начавшимся развертыванием автоматизированной системы весового контроля в России. При ее прохождении перевозчики получают огромные многомиллионные штрафы, которые невозможно оспорить даже в суде. Речь идет о специальных рамках, фиксирующих госномер и полный вес грузовика и при превышении установленных норм, начисляющих штраф нарушителю в автоматическом режиме. Согласно КоАП, за превышение допустимых осевых нагрузок, зарегистрированное автоматической системой, собственник грузовика за однократное нарушение заплатит 150 тыс. руб., что по меркам малого бизнеса равносильно разорению. Как рассказал предприниматель Владислав Абрамов, особенно опасно выезжать из Нижегородской, Смоленской и Курганской областей. На встрече он спросил у главы ГБУ «БДД», планируется ли введение этой системы в Татарстане.

«Татарстан стоял у истоков внедрения систем автоматического контроля веса на дорогах. Первый автоматический пост для селекции потока был установлен в Нижнекамском районе», — огорошил сначала Минниханов. При этом он согласился с тем, что даже эта сертифицированная система обладает своими погрешностями, которые разрешены законодательством: 5% на общую массу, 11% — на осевую нагрузку.

Как оказалось, в прошлом году Татарстан выступил с инициативой изменить норму погрешности на первом этапе внедрения автоматических весов в 16%. Однако в Госдуме не откликнулись. Поэтому Минниханов порадовал перевозчиков тем, что Татарстан станет последним регионом, который полностью перейдет на автоматический комплекс взвешивания. «Автоматические весы будут первое время только для селекции, а рядом поставят стационарные весовые посты, чтобы перевозчики «попривыкли». Он еще раз подчеркнул, что даже финские весы необходимо калибровать во избежание погрешностей. Накал страстей был так силен, что один из предпринимателей обиделся на то, что ему не дают время проговорить проблему целиком, демонстративно бросил микрофон и ушел из зала. Позже Рифкат Минниханов отреагировал на выпад: «Мы часто встречаемся с нервными людьми и сами становимся нервными. Я 19 лет руководил ГИБДД и хотел бы посмотреть в глаза этому человеку». «Вы близко к сердцу не принимайте, — успокоил его кто-то из зала. — Это он на Тимура обиделся, потому что он время ему не дал, а не на вас».

Нас всегда штрафуют на 1042-м км трассы М7

Вслед за перевозчиками слово взяли предприятия-грузоотправители. Хотя они сами не перевозят грузы, но «налетают» на огромные штрафы не реже перевозчиков. Энюза Андреевская, начальник юридического отдела компании «Булгар-пиво», пожаловалась на то, что их постоянно штрафуют за проезд на одном конкретном участке — на 1042 км трассы М7. «Наша проблема связана с привлечением нас к административной ответственности по результатам взвешивания тяжелых транспортных средств только на этом участке: разрешенная Росавтодором осевая нагрузка составляет 11,5 тонны, а местные инспектоы ГИБДД штрафуют из расчета осевой нагрузки 10 тонн. Почему? — обратилась она к главе ГИБДД Ленару Габдурахманову. Тот объяснил, что этот участок трассы был построен до 2007 года, поэтому не рассчитан на повышенные нагрузки, которые допустимы для других участков дороги. Одним словом, «осевой тариф» в 10 тонн останется прежним.

Впрочем, этот ответ не расстроил представителя «Булгар-пива». «Мы с этим согласны, поэтому остается только оспаривать через суд», — позитивно настроена Энюза Андреевская. По ее словам, судебная практика складывается пока в их пользу, т. к. судьи руководствуются федеральным нормативом в 11,5 тонны и отменяют штрафы. Из 30 постановлений отменено 9, остальные находятся на рассмотрении. «Для минимизации расходов мы быстро оплачиваем штрафы — это 125 тысяч рублей. Если в нашу пользу судебное решение, нам возвращают деньги».

ОАО «Аммоний», отгружающий весной аммиачную селитру, терпит штрафы из-за перегруза, который почему-то всегда обнаруживается на весовом контроле, а не при выезде с предприятия. «В вашем случае я бы посоветовал изменить договорные условия с перевозчиком», — ответил Ленар Габдурахманов, намекая на то, что перевозчик по дороге может «догрузиться» без ведома заказчика. Он горячо поддержал предложение главы НП «Логистика и перевозки» Сергея Сотникова создать «одно окно» для выдачи разрешений на региональные и муниципальные дороги. «Рациональное зерно есть на 100%, — сказал он. Муниципалитеты закрывают дороги в разное время. Представляю, сколько районов нужно объездить, чтобы получить пропуск по территории республики». «Зеленый свет» получила инициатива Ассоциации мусороперевозчиков на перевозку грузов в облегченном режиме. «Но нужно разделять есть строительный мусор, который должен оплачиваться, а есть бытовой, можно сказать ежедневный», — предупредил Габдурахманов.

Москва снова отправила в очередь

Уже в самом конце Марат Алтынбаев, глава «АлтынТехноТранс» попенял команде ГИБДД на то, что долго приходится стоять в очереди для постановки на учет автомобиля. «Предварительных талонов нет. Сидишь и не знаешь, когда вызовут, — жаловался он. «А раньше это было делом несколько минут», — вспомнил он.

Глава ГИБДД признал, что такая проблема есть. «Раньше мы работали на собственной региональной IT-программе: достаточно было нескольких минут для проверки сведений. С 1 сентября перешли на федеральную сетку — бывает зависает. Ведь по всей стране сведения прокачивают». «Нас заставляли переходить на федеральную программу. Поэтому я и ушел», — пошутил Минниханов. «Действительно, как ввели программу и в тот же день Рифкат Нургалиевич покинул пост», — подтвердил его ставленник Ленар Габдурахманов.

1/36
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Луиза Игнатьева, фото Олега Тихонова

Новости партнеров