«Уйдем в подполье — веру не оставишь»: вне закона оказалась тысяча членов казанской общины «Свидетели Иеговы»

На фоне запрета организации в качестве экстремистской казанские иеговисты заявляют о гонениях, а эксперты уверены, что они так просто не сдадутся

Верховный суд России признал организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» экстремистской и запретил ее деятельность. Таким образом, деятельность «Свидетелей Иеговы» будет запрещена, а все имущество будет конфисковано в пользу государства. Опрошенные «Реальным временем» эксперты полагают, что организация непременно обжалует решение суда, а запрет деятельности вызовет «истеричную» ответную реакцию. Сами же представители регионального комитета «свидетелей» заявляют о том, что последователи организации будут вынуждены уйти в подполье.

Экстремистская организация

Верховный суд РФ накануне признал «Свидетелей Иеговы» экстремистской организацией, ликвидировал ее и запретил ее деятельность на территории страны. Таким образом, были удовлетворены исковые требования Минюста РФ. Суд указал о немедленном прекращении деятельности всех 395 отделений «Свидетелей Иеговы» на территории страны, а имущество организации суд обратил в доход государства.

Еще ранее, 3 марта, Министерство юстиции РФ приостановило деятельность религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности. 6 апреля ведомство через суд потребовало конфисковать имущество организации.

По утверждению Минюста, организация распространяет экстремистскую литературу. Также ведомство нашло экстремизм в деятельности местной организации «Свидетели Иеговы» в Биробиджане.

Всего, по данным на 2015 год, в стране имелось 408 зарегистрированных местных религиозных организаций (МРО) «Свидетели Иеговы». Только в Татарстане их пять. Самое раннее из действующих зарегистрировано в городе Заинске (1996 год), годом позже отделение появилось в Нижнекамске. В январе 2001 года МРО зарегистрировали в Казани, в 2002 году — в Набережных Челнах и Альметьевске.

«На нас вешают ярлык»

Представители казанского отделения «Свидетелей» говорят о том, что их организация миролюбивая и не имеет признаков экстремизма. Более того, «свидетели Иеговы — это люди, подчиняющиеся власти».

— Наши соверующие никогда не были замечены в акциях протеста против действующей власти или в применении оружия и насилия. Это из ряда вон, никогда такого не происходило, — говорит Артем Емельянов, председатель комитета религиозной организации «Свидетели Иеговы» Казани.

— Самое тяжкое обвинение — это наличие литературы, признанной экстремистской. В Таганроге был суд над нашим соверующим, ему дали условный срок за это. В Татарстане мы с подобным не встречались, что радует, — добавляет Виталий Соляник, представитель организации в Казани.

Говоря о том, могло ли финансирование организации идти на финансирование экстремистских групп, Соляник отметил, что «свидетели» «постоянно отчитываются перед Минюстом» и это теоретически невозможно. И действительно, в базе данных «Спарк-Интерфакс» зафиксированы плановые проверки Минюста.

— На каждую копейку мы предоставляем договоры целевые. Минюст нас проверяет, и никогда никаких нарушений не было найдено, что мы средства используем не по назначению. Претензий в этом отношении к нам нет.

По словам представителей организации, сейчас численность последователей «свидетелей» в Казани может составлять около 1 тыс. человек.

— Нас ограничивают: мы не можем проводить конгрессы, снимать помещения, если мы договариваемся — срывается проведение, — говорит Емельянов. — На нас вешают ярлык экстремистов. Якобы наша литература разжигает религиозную ненависть, что не соответствует действительности.

В то же время казанские иеговисты уверяют, что всю литературу, ранее признававшуюся экстремистской, удаляли сразу же после запретов.

«Тоталитарная, деструктивная секта»

Однако официальная позиция Русской православной церкви однозначна.

— Естественно, что «Свидетели Иеговы» — это тоталитарная, деструктивная секта, именно как к такой секте к ней и относится РПЦ, — заявил «Реальному времени» иеромонах Вячеслав (Шапоров), председатель отдела Казанской епархии по борьбе с наркоманией и алкоголизмом. — Чем опасны «Свидетели Иеговы»? Они зомбируют людей, они настраивают их против традиционных конфессий, там существует целая череда глупых и вредных для верующих запретов. Например, запрет на переливание крови. По сути, они не христиане, они очень вольно трактуют Библию и не признают Христа. Думаю, что они далеко не бедная организация, центр их находится в Америке, вот и делайте выводы, кто их финансирует.

Иеромонах отметил также, что организацию не признают «даже протестанты».

— В разных странах к ним относятся по-разному, там, где так называемая «свобода», они процветают. Например, на Украине есть такая большая секта — и к чему это привело? К «Свидетелям Иеговы».

Не менее критично к «свидетелям» относятся представители мусульманства.

— С точки зрения нас, мусульман, они много делают для того, чтобы, скажем, внести межнациональную рознь. В частности, долгое время наблюдался такой момент, когда представители этой группировки, секты, общности ходили по квартирам и предлагали, в том числе и в Казани, красочные книги, в которых была подменена терминология. Люди брали эти книги, но потом обращались в мечети с вопросом: «Что это за литература, в которой все перевернуто?», — говорит Фарид Салман, руководитель центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны.

«Стать свидетелем Иеговы — достаточно нелегко»

Представители казанского отделения организации говорят о том, что отношение к ним в обществе часто объясняется бытующими неверными стереотипами. К примеру, применять ли процедуру переливания крови, каждый последователь вправе решать сам, говорит Емельянов.

— Что касается переливания крови, то во многих странах метод переливания крови считается опасным. Есть опасность заразиться ВИЧ, гепатитом, процедура вызывает различные аллергические реакции. Многие цивилизованные страны отказываются от этого метода. Мы тоже желаем себе только хорошего. Каждый наш соверующий выбирает, как ему поступить. Нет какого-то запрета. Это миф.

Стереотипом также называет Емельянов устоявшееся в обществе мнение о том, что «свидетели» переписывают свое имущество на организацию, а людей заставляют вступать в свои ряды насильно.

— На самом деле, стать «свидетелем» достаточно нелегко, надо бросить курить — кто курил, бросить употреблять наркотики, оставить беспорядочный образ жизни, зарегистрировать свой брак, внести серьезные перемены в жизни. Не все готовы к переменам. Перестать быть ее членом — перестать вести правильный образ жизни. Никто человека не будет преследовать, это миф.

Казанское подразделение имеет опубликованную отчетность, и, согласно ее данным, особенно богатой ее не назовешь, хотя многие православные приходы могли бы позавидовать таким финансовым показателям. По данным Росстата, по итогам 2015 года капитал и резервы казанской МРО составили 13,6 млн рублей. Из них 5,2 млн — это материальные внеоборотные активы. За год организация получила взносов и иных целевых поступлений на сумму 5,1 млн рублей. То есть примерно по 5 тысяч на каждого члена организации. Данных по официальным финансам других четырех татарстанских организаций нет.

Запретный плод сладок?

На вопрос о том, что будут делать дальше, казанские иеговисты уверенно отвечают: «Уйдем в подполье — веру не оставишь». А параллельно иеговисты планируют отстаивать свои организации в суде.

Вадим Козлов, исполнительный директор Казанского межрегионального центра экспертиз, также полагает, что действительно так просто организация свои позиции не сдаст, и впереди еще не одно судебное разбирательство.

— Думаю, это не последний (суд, — прим. ред.), не итог. Потому что у данной организации мощная юридическая служба. Думаю, что будут задействованы и международные инстанции — вплоть до дипломатических каналов со стороны США, где базируется штаб-квартира этой организации. Думаю, для нашего правосудия — это прецедент. Вполне возможно, по аналогии и по другим организациям, которые имеют признаки наличия экстремизма, такие решения выносятся.

Подтверждение этим словам пришло на следующий же день после решения Верховного суда. Европейская служба внешних связей, отвечающая за внешнюю политику Евросоюза, заявила, что члены организации «Свидетели Иеговы» в России должны беспрепятственно пользоваться правом на свободу собраний.

В то же время запрет деятельности организации приведет к увеличению численности ее последователей, уверен Александр Михайлов, генерал-майор ФСБ в запасе.

— Это реальная тоталитарная секта, представляющая опасность для физического и морального здоровья людей. Она очень агрессивна при привлечение адептов. Я даже прогнозирую формальное увеличение числа членов этой секты — запрет всегда носит привлекательный характер, — полагает Михайлов.

Михайлов вспоминает, что ликвидировать организацию в России пытались неоднократно.

— Любой запрет, а особенно связанный с тоталитарными сектами, создает условия для ухода сект в подполье. В какой это будет форме? Затрудняюсь сказать — наше законодательство запрещает отправлять, условно говоря, религиозные обряды вне культовых сооружений. Мы уже сталкивались с этим в советское время, когда мы гоняли эти секты со страшной силой по просторам вселенной. Но они ведь собирались по квартирам.

Собеседник убежден, что запрет непременно вызовет ответную реакцию: «Она будет истеричная и заметная. Запрет организации не является фактическим. Люди свои взгляды менять не будут».

Дамира Хайрулина, Татьяна Мамаева

Новости партнеров