Дети в Сети: камень в огород Роскомнадзора, равнение на Китай и «домашка» для депутатов

На Совете безопасности решали, как спасти молодежь от тлетворного влияния интернета

Вечером в понедельник в Кремле собрался Совет безопасности Татарстана. Посвятили его трем темам — противодействию экстремизму и терроризму, охране правопорядка и угрозе, которая исходит от интернета. Первые две обсуждались за закрытыми дверями, журналистам предложили пост-релиз, в котором было сказано, что результаты в сфере противодействия этому злу положительные, но расслабляться нельзя, особенно учитывая предстоящее летом международное спортивное событие — Кубок конфедераций. Вопрос, касающийся влияния на подростков деструктивных групп в соцсетях, был открытым. Совбезу презентовали план по обеспечению медиабезопасности детей на ближайшие два года. Подробнее в материале «Реального времени».

Интернет-инициация и «нормальные люди» под угрозой

Пользоваться интернетом надо учить с детского сада — такое предложение высказала уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачина. В докладе звучало, что происходит «цифровизация сознания людей», а «интернет-инициация» сдвигается на более ранний возраст. Проще говоря, если семь лет назад первое знакомство с сетью происходило в 10 лет, то сейчас — в возрасте 2—6 лет.

Тема номер один, когда речь заходит о детях в интернете, — суицидальные и другие деструктивные группы в социальных сетях. Обрабатывать детей злодеи предпочитают именно в соцсетях, поскольку там есть возможность создать закрытое сообщество, подвела Гузель Удачина к опыту стран, которые ограничили возраст регистрации в соцсетях. В США — это 13 лет. На днях депутат Госдумы Виталий Милонов внес в Госдуму законопроект об ограничении нахождения в соцсетях детей до 14 лет, а также о введении регистрации по паспорту.

Непонятно пока, как это поможет, если, по словам Рустама Минниханова, не только дети попадают под влияние нехороших сайтов, но и взрослые.

— С одной стороны, мы открыты, получаем информацию, все хорошо, без этого мы жить не можем. Но, с другой стороны, дети все это понимают по-своему, и эта угроза существует. Даже взрослые люди сильно подвержены этому влиянию. Нормальные люди, получая искаженную информацию, попадают под угрозу, — сказал Минниханов.

Рустам Минниханов: «С одной стороны, мы открыты, получаем информацию, все хорошо, без этого мы жить не можем. Но, с другой стороны, дети все это понимают по-своему, и эта угроза существует»

Блокировать по примеру Китая, но раскрыть врачебные тайны

В Татарстане с суицидами положение не такая страшное, как в целом по России. В 2016 году в Татарстане было 13 подростковых самоубийств (кстати, меньше всего за последние 6 лет: в 2011 году было, к примеру 27, а в 2014-м — 23), ни одно не было совершено под влиянием групп в соцсетях. Тревогу вызывает статистика по незавершенным самоубийствам — их было в 2016 году 74. Но узнать, что являлось причиной в этих случаях, сложно — медики блюдут закон о врачебной тайне.

— Существенным препятствием для данной работы является закон о врачебной тайне, который ограничивает учреждения здравоохранения в передаче информации о пациенте. Предлагаем внести изменения в федеральный закон, если это необходимо, — предложила Удачина.

Пока Госдума не начала даже рассмотрение другого антисуицидального закона, предусматривающего ответственность создателей деструктивных сообществ в интернете, подталкивающих людей к суицидам. Сейчас борьба с ними сводится к блокировке, но дело это бесполезное — на каждую тысячу закрытых страниц, открывается еще три тысячи новых.

— Когда мы закрываем сайты, мы боремся с ветряными мельницами. Нужно закрывать прокси-сервера, глобальный файрвол и так далее — как в Китае. Когда мы блокируем, мы направляем в МВД ссылку, и они работают по выявлению лиц. Но когда мы выявили, мы упираемся в то, что нет уголовной ответственности [для создателей сайтов и сообществ], — поддержал прокурор Татарстана Илдус Нафиков закон, внесенный депутатом Ириной Яровой.

Гузель Удачина: «Существенным препятствием для данной работы является закон о врачебной тайне, который ограничивает учреждения здравоохранения в передаче информации о пациенте. Предлагаем внести изменения в федеральный закон»

Камень в огород Роскомнадзора и работа для депутатов

Но с блокировкой сайтов и сообществ тоже не все просто. Тут был брошен камень в огород Роскомнадзора. За два года ведомство выявило 50 тысяч подозрительных страниц, а прокуратура Татарстана — более 8 тысяч. Прокуратура работает эффективнее, сказала Гузель Удачина и порекомендовала Роскомнадзору активизироваться в поиске подозрительного контента. Илдус Нафиков сформулировал просьбу четче.

— Им надо модернизировать свою работу, они захлебнулись в обращениях — мы начинаем выявлять, отправлять им, они говорят: «Вы нас закидали, мы ничего не успеваем», — рассказал прокурор Татарстана.

Минниханов хотел поднять с места Бориса Разина, руководителя Роскомнадзора по Татарстану, но тот отсутствовал. Отдуваться пришлось заму, но и ему, по сути, оправдываться не за что.

— Кто блокирует — наши или Москва? — спросил Рустам Минниханов.

— Москва, — ответил представитель Роскомнадзора.

— Сколько по времени?

— 10 дней.

— 10 дней?! Это не порядок — как только есть сигнал, в течение дня надо блокировать. У нас полномочия ограничены — сайт мы не можем закрыть, аппаратуры, позволяющей найти организатора этого беспредела, нет. Давайте выйдем с инициативой, — предложил Минниханов озадачить депутатов от Татарстана в Госдуме решением проблем интернет-безопасности. — 15 депутатов в Госдуме есть — это их работа. В Москве все кричат, но действий нет. Дальше еще больше будет — мир становится более открытым. И если не будет какой-то регистрации, ответственности людей, если будет, как сегодня, — это большая проблема и в целом по миру, не только в России.

Кружки и секции важны, но блокировать и наказывать — важнее

Итогом докладов стал проект плана по обеспечению медиабезопасности детей на 2017—2019 год. В нем даны поручения соответствующим органам по усилению взаимодействия и повышению оперативности при выявлении запрещенного интернет-контента. Минобразу поручили довести до родителей и детей информацию о «деструктивном влиянии интернет-материалов» — значит, в ближайшее время можно ожидать проведений тематических родительских собраний. Агентству «Татмедиа» поручили организовать «масштабную кампанию по доведению до населения информации по блокировке запрещенного контента». Всем остальным подготовить предложения, с которыми можно обратиться в федеральные органы власти.

Была озвучена необходимость принятия дополнительных мер, которые отвлекут детей от виртуального мира: повышение доступности кружков и спортивных секций, причем особое внимание уделить детям из групп риска — находящихся в трудной жизненной ситуации, сирот, инвалидов. Эту тему назвали важной, но исключительно превентивные меры, по мнению участников Совбеза, не дадут должного результата. Основное решение видится им в изменении законов — блокировке подозрительных сообществ и наказании их организаторов.

Дарья Турцева, фото prav.tatarstan.ru

Новости партнеров