Финно-угорский мир и татары: как мордва выбирала между Москвой и Казанью
Украинский историк Ярослав Пилипчук специально для «Реального времени» подготовил новый цикл статей о взаимоотношениях татар и финно-угорских народов Поволжья. Сегодня мы открываем новый сериал статьей об истории мордвы.
Ушел в леса и воевал с монголами
Необходимо отметить, что Плано Карпини обозначал эрзян и мокшан термином мордваны. Вильгельм Рубрук зафиксировал народы мердас и моксель. Эти сведения повторил Роджер Бэкон, который упоминал о моксель и мердуим. Матфей Парижский упоминал только о морданах, как и составитель Уйэверльских анналов. Традиционно считалось, что мердас, упомянутые Вильгельмом Рубруком, — это эрзя, поскольку рядом с ними упоминались моксель (этноним, обозначавший мокшане). Однако этому мешает указание на то, что мердас — мусульмане. В землях эрзян во время золотоордынского господства продолжалось разведение свиней. Кроме того, в языке эрзян нет достаточного количества арабизмов и фарсизмов, чтобы говорить об их исламизации. Буртасы в арабо-персидских источниках упомянуты то как язычники, то как мусульмане. При этом нужно упомянуть, что внешние наблюдатели не различали мокшан и эрзю.
Юлиан упоминал о мордуканах, у которых два вождя, один из которых сдался монголам, а второй удалился в леса и продолжал сопротивление. Логично предположить, что в борьбе с монголами погиб эрзянский правитель, который был союзником волжских булгар и врагом мокшан. В русских летописях сохранилось описание вражды между правителем эрзян Пургасом и правителем мокшан Пурешем. Центр княжества эрзян находился на Понетаевском (Пургасовом) городище. Ю. Зеленеев называет центром этого владения бассейн средней Теши. В мордовские земли активно проникали волжские булгары. Мордовским князем, который сотрудничал с монголами, мог быть Пуреш или его сын.
Охотники за головами
Венгерский доминиканец отмечал, что мордваны жестокие люди и являются охотниками за головами и что перед славными мужами несут головы убитых врагов. Матвей Парижский отмечал, что перед тартарами идут мордваны, которые убивают посланных католиками разведчиков. Впервые выделил мокшу среди мордвы Вильгельм Рубрук, который указывал, что вместе с тартарами идет народ моксель. При том указывалось, что многие из них были убиты в Польше и Венгрии. Отмечалось, что мокшане хотели перебежать к немцам, но это по каким-то причинам не удалось. В землях же мокшан находили останки нетипичных для их лесного региона верблюдов.
Отметим, что именно в Мокше находился центр золотоордынских владений в регионе. Ц. де Бридиа упоминал эрзю и мокшу как мордванов. Марко Поло сообщал, что монголы покорили народ мордви. Фра Мауро на свое карте Московии упоминал народ мордва. Александр Гванини и Иосафат Барбаро также не делили мордву на отдельные народы. При этом Иосафат Барбаро говорил, что народ моксы убивают коня и потом поклоняются его чучелу. Александр Гванини называл эрзю и мокшу народом мордвой. При этом он считал, что этот народ язычники и лишь часть из него мусульмане. Вероятно, их вводило в заблуждение присутствие в Мещере касимовских татар. Таким образом, нет возможности говорить, что мердас и моксель Вильгельма Рубрука — это эрзя и мокша. Франческо Тьеполо упоминал о стране Мордуа, как о ровной лесистой местности, небольшой по размеру. Он считал ее частью Булгарии, отнятой русскими у татар. Рафаель Барберини знал о народе мордва, который жил между Сурой, Окой и Волгой. Касательно его вероисповедания указывалось, что сей народ частично мусульмане, частично идолопоклонники. Указывалось, что народ живет в лесах, воинственен и вооружен луками со стрелами.
Иоанн Магин локализировал на своей карте мордвинов в верховьях Дона. В анонимной итальянской Космографии середины XVII в. мордвины вместе с черемисами и татарами упомянуты как подданные русских. Сведения Барберини и Гванини о мордвинах таким образом частично восходили еще к Вильгельму Рубруку. Эрзя и мокша обозначались как мордва в русских летописях. Александр Гванини упоминал мордвинов как суровых и воинственных людей. Он отмечал, что они мастерски владеют луками, отмечен их пеший строй. Жили они в селах и были богаты мехами и медом. Отмечалось, что мордвины смешаны с черемисами.
Часть язычники, часть мусульмане
Сигизмунд Герберштейн указывал, что народ мокша находится под властью московского князя. Часть язычники, часть мусульмане. Живут за Нижним Новгородом и во всем похожи на черемисов (марийцев). Они живут рассеяно по деревням, являются земледельцами и охотниками, богаты мехами и их страна изобилует мехами. Много раз они отражали набеги татар. Вооружены луками и являются отличными стрелками. Адам Олерий говорил о мордовских татарах, имея в виду мордвинов, страна которых, по его данным, начиналась с Мурома.
Иоанн Юстус Мерц упоминал, что во времена восстания Степана Разина многие из мордвинов, черемисов, татар примкнули к восставшим. Правительственные войска особенно жестоко наказывали казаков-мордвинов, а одну из мордвинских женщин (Алену Арзамасскую) сожгли. Якоб Рейнтенфельс локализовал земли мордвы между Саратовым, Царицыном, Муромом. Отмечалось, что мужчин мордвин и крестят, и обрезают. Страна богата мехами. Карл Вопелиус знал о народе Мордва и обозначил его на своей карте. Энтони Дженкинсон отмечал, что он побывал у мордвы и черемисов.
Рядом с Чебоксарами и Васильгородом была страна мордва, народ которой исповедует языческую веру, но после покорения русскими многие мордвины были крещены. Джером Горсей отмечал, что особо опасны для русских были восстания и нашествия мордвы, татар, черемисов, черкесов, ногайцев. Отмечено, что эти народы долго находились под властью русских, а когда поляки завладели Московией, то они плохо обращались с этими народами. За это мордвины, черемисы, татары восстали против поляков. Джильс Флетчер считал самими грубыми и дикими татарами мордвинских татар. Отмечалось, что русские получают мед от мордвы и из него изготовляют медовуху.
Зафиксировано было, что мордвины вместе с покойником погребали шкуру коня. Джон Пэрри считал причиной язычества мордвинов и черемисских татар cуеверия, чинимые им под русской властью ущемления и нежелание перенимать христианство в предложенной им русскими форме. Говорилось, что мордва и татары выставляли 2 тыс. конных дворян и 4 тыс. пехоты. Герхард Меркатор локализовал мордву южнее Нижнего Новгорода. Гессель Герритс и Янсон Фишер на своих картах повторили данные Меркатора. Исаак Масса отмечал, что мордвины в XVII в., как и другие народы, восстали и при Чебоксарах и Свияжске воевали против русских. Для обозначения эрзи и мокши как мордвы избраны термины мордва и мордовити. Бальтазар Койэтт указывал, что русские крестьяне и мордовские татары поддержали Степана Разина. Ян Стрэйс говорил о Муроме как о городе населенном русскими и мордовскими татарами. Корнелий де Брюин называл мордвинов татарами Мордвы. Николас Витсен, что мордвины воинственны, суровы, грубы и чистоплотны. Сражаются преимущественно пешими и стреляют из лука. Часто воюют с татарами и в их стране есть крепостная линия, называемая зеек (засека). Чех Иржи Давид упоминал о стране Мордовия, а Геральд Санта-Крус выразил сожаление, что иезуиты не могут просвещать мордвинов. Франциск Эмилиан указывал, что крестить мордвинов начали при Михаиле Федоровиче Романове
Княжество в поисках сюзерена
Петр Петрей отмечал, что существует княжество мордва, которое ранее повиновалось татарам, а в его время платит дань русским и выставляет 20 тыс. воинов. Отмечалось, что мордовские женщины с детства приучают своих детей к стрельбе из лука. Земля мордвинов и верхних черемисов находится между городами Нижний Новгород и Василь. Княжество Мордва тянется на запад по Волге. Мордвины ранее были подвластны казанским татарам, а потом платили дань русским мехами. Они подданые великого князя, который их не обижает. Мордвины управляются собственными князьями, которым простонародье также платит дань. Во время войны вооружаются и мужчины, и женщины, и воюют. Они хорошие земледельцы и охотники и поставляют свои продукты московитам. Шведский хронист считал мордвинов мусульманами. В обычаях мордвины сходны с черемисами.
Жак Маржерет отмечал, что мордва может выставить от 5 до 7 или 8 тыс. воинов в войско русского царя. Число марийцев и татар в войсках русского царя оценивалось в 20 тыс. Гийом де Санс локализовал мордовских татар около реки Мокши. Филипп д'Авриль отмечал, что русские не прилагали усилий, чтобы обратить их в христианство, оставляя их идолопоклонниками. Семья картографов Делилей называла мордвинов мордовскими татарами.
Вероятно, в 1237 г. именно эрзянский инязор удалился в леса, чтобы противостоять монголам, а правитель мокши пошел на союз с монголами. Этноним эрзя впервые был зафиксирован персидским историком Рашид ад-Дином, который назвал этот народ арджанами. Более позднее в XVI в. эрзю как отдельный этнос упоминал ногайский бий Йусуф и только с XVIII в. этноним эрзя использовали русские ученные. Отдельно также были упомянуты мокша и буртасы. По косвенным сведениям составителя Лаврентьевской летописи, в 1239 г. монгольские отряды снова атаковали мордву, владения которой находились около Руси, то есть эрзю. Воля к сопротивлению у мордвинов не была сломлена. Необходимо отметить, что участие мокшан в европейском походе монголов зафиксировано сведениями Джиованни де Плано Карпини и Вильгельма Рубрука. В Мохши находился центр одноименного улуса Золотой Орды и монетный двор. После Великого Западного похода 1236-1242 гг. мордовские земли вошли в состав владений Джучидов. Мордовские князья вошли в состав золотоордынской аристократии. В мордовской народной песне отмечалось, что в домах и отцовских подворьях появились татары. В легендах сохранилась память о правительнице-воительнице Нарчатке, которая не желала покориться монголам.
Эрзяне были строптивыми поддаными и защищались от любого кто посягал на их земли
В 1361 г. татарский правитель Тагай из Бездежа захватил улус Мухши и сам стал там правителем. В мордовские земли также пришел Сегиз-бек и подчинил себе район Пьяны. Однако это не исключало и мордовской аристократии. В легендах известен инязор (социальный титул, обозначающий в мордовских языках правителя, — прим. ред.) Алабуга. Имена татарского типа в последующем распространились среди мордвинов. Так, мордовских мурз XVII в. звали Акай Боляев и Баюш Разгильдеев.
В 1367 г. нижегородцы разбили Сегизбека (который был вассалом правителя булгар Булак-Тимура), а в 1372 г. построили крепость Курмыш. Вместо татар на Пьяне начали утвержатся русские. С объединением Золотой Орды Токтамышем мордвины снова стали участвовать в дальних походах Золотой Орды. Согласно тимуридским источникам, в составе войск Токтамыша напавших на Центральную Азию (Мавераннахр) были и мокшане. В 1395 г. столица Мордовского улуса город Мухши был разорен войсками Тимура. Мордвины принимали участие в походах татар на Тверь и Смоленск в 1319 и 1340 гг. Вопрос интеграции финно-угорских народов в систему торговли и политики Улуса Джучи чрезвычайно сложен вследствие недостатка сведений письменных источников, но «белые пятна'' позволяет заполнить археология. Исследователи обнаружили присутствие на территории столицы буртасов (Наровчата) золотоордынского города и монетного двора Мохши.
Мокшане переселялись в бассейн реки Медведица и на территорию Самарской луки. Мордвины стали расселяться на территории булгарских эмиратов Золотой Орды. Мокша также заняла территории в Примокшанье, на которых раньше жила эрзя. Прекратило существование городище в Сарове, а в междуречье Мокши и Теши исчезли многие поселения. Мокша проникла от Краснослободского до Темниковского течения Мокши. Также в регион пришли тюрки, которые обосновались на Итяковском городище. Русско-мордвинская граница проходила по нижнему течению рек Цна и Мокша. От устья Мокши граница шла по правому берегу Оки вниз по течению реки и до впадения в нее Теши. Далее граница шла по рекам Теше и Сереже, а потом по течению реки Пьяны до ее впадения в Суру.
Намеченная граница была весьма условна и в некоторых районах, как например в городке Елатьма, почти не чуствовалась ни татарская, ни русская власть. Земли на юг от указанной границы были в зоне влияния татар, что, однако, не помешало татарам в 1288 г. напасть на мордвинов. Этот факт зафиксирован в Никоновской летописи, которая для анализа взаимоотношений татар с мордвой и марийцами имеет ключевое значение. В 1444 г. мордвины выступили на стороне русских против казанских татар, а в 1445 г. против мордвинов татары совершили поход. Участие мордвинов в событиях 1444 г. косвенно упоминается в Никоновской летописи, противостоящими татарам оглана Мустафы названы рязанцы, а в следующем году сказано о нашествии татар на мордвинов. Из этого выходит, что мордвины играли вспомогательную роль в битве.
В 1411 г. вместе с болгарами мордвины были союзниками нижегородского князя Данила Борисовича. По сведениям Утемиша-Хаджи, Алатырь вместе с Булгаром и Мухши входил в улус Ходжи-Мухаммеда. В 1377 г. мордвины выступили на стороне татар. Это показывет, что эрзяне были строптивыми подданными и защищались от любого, кто посягал на их земли. В 1377 г. мордвины покорились татарам и провели войско Араб-шаха к Пьяне и застали русских врасплох. Поражение на Пьяне надолго остановило продвижение русских на мордвинские территории. Осенью 1377 г., вслед за татарами, взявшими Нижний Новгород, в земли Нижегородского княжества пришли мордвины, которые опустошили сельскую округу центра княжества. В 1378 г. нижегородские и московские рати совершили акт возмездия и разорили Мордовию. Нужно сказать, что битва при Пьяне и отмщение мордвинам является общим местом для многих русских летописей. Указано, что они были проводниками у татар и вместе с ними напали на русских. В 1401 г. войска московского князя вторглись в мордовские земли, которые признавали татарскую власть, и дошли до Цибирцы. Это событие было зафиксированы в ряде поздних летописей. Интересно, что мордвины названы погаными, то есть язычниками. Кроме того, знать мордвинов названа князьями. Из материалов XVII в. мы знаем о мордвинских мирзах Акае Боляеве и Баюше Разгильдееве.
Благодаря Улусу Джучи в землях мокшан развивались металлургия и ювелирное дело. От татар мокшанами была перенята соха для земледелия. Мокшанские земли были включены в систему международной торговли, и в них можно было найти много золотоордынских вещей. Но активная интеграция в Улус Джучи не привела к ассимиляции мокшан, которые сохранили религию и многое из культуры своих предков. Таким образом, на примере волжских финнов и приуральских угров можно увидеть одну интересную тенденцию. Чтобы ассимилироваться с тюрками местные элиты должны были сами этого захотеть. Даже плотная интеграция мокшан с Улусом Джучи не привела к их ассимиляции. У г. Аткарска нашли парное погребение XIII-XIV в. Оно было богатым и принадлежало одному из мордовских князей и представительнице рода Батуидов. Мужчина был погребен по языческому мордовскому обычаю.
Между Казанью и Москвой
В XVI в. частым было участие мордвинов в кампаниях русских. Постоянные русско-татарские войны и походы казанских татар за ясырем настроили мордвинов антитатарски. Особо опустошительным был набег 1540 г. В 20-40-х гг. XVI в. русские построили на мордвинских землях крепости Васильсурск, Мокшанск, Темников, Шацк. Были восстановлены Арзамас, Курмыш, Кадом, Наровчат. Мордовские предания сохранили память о подкупе русскими мордвинов. В Старобудской войне в 1535 г. мордвины из Рязанщины участвовали. В 1549 г. ногайский бий Йусуф советовал Ивану Грозному отправить на восток войско из чувашей, мордвинов, марийцев во главе с Шах-Али. Летом 1551 г. народы Среднего Поволжья присягнули на верность царю. По сведениям ''Царственной книги'' мордвины, чуваши, марийцы, можары (мишари) и тарханы (часть татарской знати) присягнули на том, чтобы служить монарху и быть у Свияжска. В Жаловательной грамоте от 8 марта 1564 г. Иван Кельдяев был вознагражден за свою службу русскому царю. Его отряд отличился при взятии Казани в 1552 г. Кроме того, в походе участвовали мишарские татары во главе с Еникеем Тенишевым, которые вместе с мордвой-каратаями принимали участие в осаде Казани. Народная память мордвинов сохранила сведения о движении Ивана Курбского, который запомнился эрзянам и мокшанам как Курбай. Нужно отметить, что в XVI-XVII вв. мордвины пользовались широкой автономией. Простонародьем руководили 60 мирз из 12 родов. Наиболее знатными из них были Еникеевы, Шугуровы, Мокшазаровы, Еделевы, Разгильдеевы. Татарский исследователь М. Акчурин называет среди мордовских князей Алатырского края Идеберских, Еделевых, Ичаловых, Кулунзиных, Лапиных, Мокшадеевых, Мокшазаровых, Мушкубеевых, Нагаевых, Неверовых, Разгильдеевых, Сабановых, Тяпиных, Андреевых, Павловых. Попытку освободиться из-под русской власти мордвины осуществили в 1606 г., когда в России поднялось восстание Болотникова.
Мордвины вместе с марийцами разбили правительственные силы при Чебоксарах. Исаак Масса сообщал, что ногайцы и черемисы воевали под Чебоксарами и Свияжском против Шереметьева, как и мордва. В 1609 г. арзамасские мирзы Мустофины подошли к Казани. В том же году отряды Баюша Еникеева, Еналея Шугурова, Ивана Смеленева, которые состояли из мордвинов, чувашей, русских подошли к Свияжску. Они находились на стороне Лжедмитрия. В 1612 г. Баюш Разгильдеев разбил отряды крымцев в битве при Чукалы. В 1614 г. мордвины нанесли поражение у Алатыря ногайцам Иштерека. В Рязанском ополчении были мордвины, чуваши, марийцы. В Нижегородском ополчении также были мордвины. В ряде вышеуказаных европейских источников отмечалось, что мордвины были беспокойными подданными русски и восставали во время Смуты и восстания Степана Разина. При этом вместе с ними на борьбу поднимались марийцы и чуваши. Мордвины оказывали сопротивление вторгавшимся с юга ногайцам и крымцам.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.