«Космоснаш»: как власти монополизируют космическую отрасль, сливая в госкорпорацию «сталинских птенцов»

Крупнейшие компании ракетно-космической отрасли России

Аналитическая служба «Реального времени» продолжает цикл исследований предприятий российского ВПК. В нашем сегодняшнем обзоре речь пойдет о компаниях, подведомственных и находящихся в сфере ведения Роскосмоса. Вы узнаете, на каких предприятиях сказались американские санкции, как после скандальных крушений ракет власти РФ акционируют и монополизируют отрасль и почему уже 10 лет снижается капитализация компании, разработавшей первую советскую ракету-носитель и базовый блок станции «Мир».

Космическая отрасль РФ нарастила выручку в 2015 году на 17%

Согласно реестру Минпромторга РФ, в стране до недавнего времени насчитывалась 81 компания, занимающаяся разработкой и производством ракетно-космической техники и оборудования. По семи компаниям нет никакой информации о выручке за 2015 год, а четыре из них не опубликовали какую-либо отчетность и за 2014 год. В результате из нашего исследования выпадают: НИИ микроприборов–К (Зеленоград, Москва), московский НТЦ «Заря», ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (пос. Звездный городок, Московская область), «Воткинский завод» (Удмуртская Республика), Златоустовский машиностроительный завод (Челябинская область), корпорация «Московский институт теплотехники» (Москва) и НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова (Екатеринбург).

Из оставшихся — семь крупнейших предприятий космической отрасли РФ расположены в Москве или Московской области.

Суммарный оборот компаний отрасли в 2015 году составил 413,7 млрд рублей. Это не слишком большая цифра, если сравнить с оборотом предприятий авиапрома (1,06 трлн рублей) или судостроительных компаний (469,2 млрд рублей). В 2014 году оборот компаний космической отрасли составил 439,4 млрд рублей, то есть в 2015-м он упал на 6,2%. Однако заметим, что четыре компании, не опубликовавшие отчетности за 2015 год, в 2014-м сгенерировали выручку в размере почти 92 млрд рублей. Без них оборот компаний космической отрасли в 2014 году составил бы всего 353,5 млрд рублей. Если предположить, что выручка этой «четверки» осталась в 2015 году хотя бы на прежнем уровне, то оборот всей отрасли в 2015 году составил бы более 500 млрд рублей. Если же основывать свои расчеты на базе отчетности 74 компаний, предоставивших данные о выручке за 2014 и 2015 годы, то общий оборот отрасли вырос за год на 17%.

Зачем ракетно-космическую отрасль в России акционируют и монополизируют

Особенно критичными для исследования оказываются показатели «Воткинского завода» из Удмуртии (сгенерировал в 2014 году выручку в размере 24,3 млрд рублей) и «Московского института теплотехники». Отметим, что удмуртский завод, с 1957 года занимающийся выпуском баллистических ракет (здесь, к примеру, в 1998 году было налажено производство межконтинентальной ракеты стратегического назначения «Тополь-М»), в 2010 году вошел в состав ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (в свою очередь, вошло в состав Росимущества). Однако, несмотря на то, что две компании, тесно связанные между собой, не поделились с общественностью своей отчетностью за 2015 год, еще одна компания, входящая в состав «Корпорации «МИТ», не только отчетность опубликовала, но заняла 8-ю строчку в списке самых крупных компаний отрасли: это тоже удмуртская компания «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», показавшая оборот в 15 млрд рублей (увеличение на 68%).

То, что отрасль находится на подъеме, нам подсказывает сравнение деятельности 10 крупнейших компаний отрасли в 2014 и 2015 годах (при том, что, заметим вновь, выпавшая из исследования «Корпорация «МИТ» в 2014 году возглавляла список, а Воткинский завод входил в топ-10). Так, в 2014 году топ-10 показал общую выручку в размере 208,9 млрд рублей, а в 2015 году — уже 255,4 млрд рублей. Таким образом, оборот гигантов за год вырос на 22,3% — только две компании показали отрицательную динамику, тогда как в целом по отрасли падение выручки продемонстрировала 21 компания. Доля «крупняков» среди всех компаний отрасли составляет 62%. Уровень монополизации в космической отрасли меньший, чем в судостроении, где доля топ-10 компаний составляет 70%, но больший, чем в отрасли компаний, занимающихся разработкой систем связи для ВПК РФ (58%). При этом в 2014 году доля топ-10 в общем объеме выручки предприятий ракетно-космической отрасли была ниже — 59%. Судя по всему, российские власти планомерно пытаются сконцентрировать отрасль в своих руках в рамках отдельных корпораций (тот же вывод справедлив в отношении судостроительной отрасли и отрасли компаний связи). В пользу концентрации в госруках говорит и создание в 2015 году госкорпорации Роскосмос, куда «сливают» самые необходимые, прибыльные и крупные компании отрасли, о чем речь пойдет ниже.

РКК «Прогресс»: от сталинской телеграммной отповеди до полета Юрия Гагарина

Крупнейшей компанией космической отрасли является АО «Ракетно-космический центр «Прогресс», образованное в 1996 году путем слияния Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) и Самарского завода «Прогресс». В состав «Прогресса» входят шесть подразделений, в том числе Байконурский филиал и Плесецкое представительство. «Прогресс» увеличил выручку в 2015 году на 81% — с 21,3 млрд рублей до 38,5 млрд. Для сравнения: в 2009 году объем выручки составлял 17,8 млрд рублей.

«Прогресс» является членом международной ассоциации участников космической деятельности (МАКД), созданной в 2005 году для расширения экономического сотрудничества в отрасли (это аналог Европейской ассоциации авиационно-космической и оборонной промышленности). В состав МАКД входят также РКК «Энергия» (вторая строчка в нашем списке), ГКНПЦ им. Хруничева (третья строчка), «Энергомаш» им. Глушко (десятая строчка). Любопытно, что создан ракетный центр был на базе завода, история которого началась еще в 1894 году с мастерской по ремонту велосипедов: впоследствии на заводе «Дукс» стали производить велосипеды, мотоциклы, дрезины, автомобили, дирижабли и самолеты.

Через два года после революции завод переименовали в госавиационный завод №1 им. Осоавиахима. Здесь до войны серийно выпускали самолеты: от первого массового советского самолета конструкции Поликарпова (Р-1) и истребителей-бипланов (И-2) до ИЛ-2, основного ночного истребителя ВВС СССР в Великую Отечественную войну и советского штурмовика. К слову, низкие темпы производства последнего вызвали гневную телеграммную отповедь Сталина: «… Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день а Третьяков дает МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк».

После войны «Прогресс» производил истребители МИГ-15, бомбардировщики Ил-28 и Ту-16 и лишь в 1958 году был переведен на ракетно-космический профиль — завод наладил выпуск ракеты Р-7. Здесь, например, освоили выпуск ракеты «Восток-М» и «Союз», на ракете производства этого завода полетел в космос Гагарин.

В новейшее время предприятие производит ракеты-носители семейства «Союз» для выведения на орбиту Земли спутников и обеспечения экспедиций на МКС. В 2014 году «Прогресс» впервые акционировался, став ОАО, 100% акций при этом остались в собственности государства.

В 2014 году в состав «Прогресса» вошло НПО им. Семихатова (самая нижняя строчка нашего списка — нет данных по выручке 2015 года) и питерский НИИ командных приборов (39-я строчка списка — увеличил выручку в 2015 году на 67% до 1,5 млрд рублей).

В будущем компании можно, в принципе, не сомневаться. Продвижением ракет-носителей «Союз» на международном рынке занимается компания Starsem (по 25% акций принадлежат РКЦ «Прогресс» и Роскосмосу; с французской стороны: 15% — фирме Аrianespace и 35% — концерну EADS). В рамках российско-европейского проекта «Союз-Куру» компания должна выполнить 50 запусков российских ракет (стоимость запуска — 50 млн долларов) до 2020 года. В 2014 году был подписан контракт по поставку семи ракет «Союз-СТ» (400 млн долларов). С Минтрансом РФ у «Прогресса» заключен контракт на выпуск двухмоторных самолетов «Рысачок» (стоимость одного самолета 1,5 млн долларов).

РКЦ «Энергия»: 10-летнее падение капитализации компании, разработавшей первую советскую ракету-носитель и базовый блок станции «Мир»

На втором месте по объему выручки находится АО «РКЦ «Энергия» им. Королева, акции которой сегодня торгуются на Московской бирже (и, кстати, с 2016 года растут в цене), 38% акций принадлежат при этом государству. Рыночная капитализация на 10 апреля 2007 года составляла 340 млн долларов, в 2017 году — 6,8 млрд рублей, или 119,5 млн долл. Таким образом, за 10 лет «Энергия» «похудела» на рынке почти в 3 раза. С показателями выручки при этом все хорошо: за 2015 год компания увеличила свой оборот на 54%, до 38,5 млрд рублей. Для сравнения, в 2006 году выручка составляла 8,7 млрд рублей (таким образом, за 10 лет ее объем вырос более чем в 4 раза). Интересно, что чистая прибыль, задекларированная в 2014 году, оказалась при этом минусовой: «Энергия» показала более миллиарда рублей убытков. Однако уже в 2015 году прибыль составила 590 млн рублей.

Предприятие, вошедшее в 2004 году в перечень стратегических предприятий РФ, было основано сразу после войны. Главным конструктором его стал Сергей Королев. Именно здесь были спроектированы ракета-носитель Р-7 (которую серийно выпускал «Прогресс»), пилотируемый космический корабль «Союз». «Энергия» также осуществляла работы по советской лунной программе, а в 1985—1986 годах был разработан и запущен базовый блок орбитальной станции «Мир» (почившей с миром в 2001 году). Разработанный здесь многоразовый космический корабль «Буран» в 1988 году совершил свой единственный полет. На одном из ведущих ракетно-космических предприятий был разработан и беспилотный космический «грузовик» «Прогресс». Тот самый, образцы которого в 2011 и 2016 годах потерпели крушение при запуске.

Как власти РФ решили бороться с коррупцией созданием ОРКК под руководством бывшего автовазовского топ-менеджера

В 2014 году РКК «Энергия» вошла в состав Объединенной ракетно-космической корпорации. В состав той же ОРКК вошли красноярские «Информационные спутниковые системы» им. академика Решетникова (6-я строчка нашего списка — ее оборот упал на 26% в 2015 году, см. ниже), московская НПК «Системы прецизионного приборостроения» (20-я строчка списка — лишь 2%-й рост выручки), НПК «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» им. А.Г. Иосифьяна (14-я строчка списка — почти двукратный рост выручки), «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения» (9-я строчка списка — 15%-й рост выручки), «Энергомаш» им. Глушко (10-я строчка — рост выручки 168%) и т. д. — всего 48 предприятий и 14 самостоятельных организаций ракетно-космической отрасли, в том числе показавшие отрицательную динамику по выручке НПО «Искра» (-3%) и питерский машиностроительный завод «Арсенал» (рухнул на 64%). 100% ОРКК принадлежат государству. В процессе реформы она, как сообщается на официальном сайте компании, должна войти в состав госкорпорации «Роскосмос», а пока этого не случилось, курирует реформирование предприятий ракетно-космической промышленности России. Интересно, что на сайте ОРКК есть раздел «Противодействие коррупции», где лежит, например, пдф-файл «Положение о подарках» (почитайте — оно любопытное). Один из пунктов документа рекомендует работнику корпорации ответить для себя на ряд вопросов, в числе прочего: «Как ситуация с подарком будет выглядеть при публичном рассмотрении, в том числе в СМИ?».

К слову, о ГК «Роскосмос» — решение о ее создании было принято в мае 2015 года с целью «вывода российской космонавтики из кризиса». Реструктуризация отрасли была вызвана и желанием властей «избавиться от реликтов 90-х годов с непрозрачными схемами управления, финансирования, а порой и владения». Правительство РФ приняло решение перевести все предприятия космической отрасли в форму акционерных обществ, отведя на эту процедуру 5 лет. Начала работу ГК «Роскосмос» 1 января 2016 года, руководителем ее стал Игорь Комаров (в 2009—2013 годах президент ОАО «АвтоВАЗ»), председателем совета директоров — вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Топ‑менеджер этой госкорпорации Владимир Евдокимов был заключен под стражу в декабре 2016 года по обвинению в участии в хищении имущества российской самолетостроительной корпорации «МиГ» на сумму около 200 млн рублей в 2007—2009 годах. 18 марта 2017 года его нашли мертвым в камере московского СИЗО с тремя колото-резаными ранениями.

ЦЭНКИ: как «опекуну» Байконура передали и космодром «Восточный» после обнаружения фактов хищения

На 3-й строчке — московский «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», показавший рост выручки в 2015 году в размере 7% (34,5 млрд рублей). ЦЭНКИ — одно из молодых предприятий Роскосмоса, оно было создано в 1994 году для работы на космодроме «Байконур», который после распада СССР оказался на территории Казахстана.

В 2009 году указом Дмитрия Медведева была произведена реорганизация Центра: «в целях сохранения, развития и оптимизации использования интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов российской ракетно-космической промышленности для реализации федеральной программы создания космических и наземных систем» к нему присоединили КБ «Мотор», КБОМ, КБТМ, КБТХМ, НПФ «Космотранс», ОКБ «Вымпел», ФКЦ «Байконур». Именно тогда ЦЭНКИ вошел в число крупнейших предприятий космической отрасли. Считается, что в скором времени в ведении ЦЭНКИ окажется и космодром «Плесецк» (ныне эта структура курируется Минобороны РФ).

В 2012 году в состав филиала ЦЭНКИ, космического центра «Южный», от центра им. Хруничева, «Энергии» и «Прогресса» были переданы некоторые службы Байконура. В том же году Роскосмос направил на содержание инфраструктуры и реконструкцию объектов Байконура более 1 млрд рублей, еще 2,5 млрд рублей вложил сам ЦЭНКИ. Из любопытного: напомним, что в феврале прошлого года ЦЭНКИ объявил тендер среди авиакомпаний на регулярные рейсы на Байконкур (стоимость билета 10—12 тыс. рублей).

В феврале этого года появилась информация о том, что ЦЭНКИ акционируют: мероприятия по «скорейшему акционированию, которое должно дать больше валентностей для роста» начались еще в мае 2016 года. Тогда ЦЭНКИ включили в перечень ФГУПов, подлежащих преобразованию в акционерные общества, акции которых будут переданы госкорпорации Роскосмос в качестве имущественного взноса РФ. В последующем ЦЭНКИ также должны передать в Роскосмос. Ранее сообщалось, что ГК «Роскосмос» определила ЦЭНКИ генподрядчиком по строительству объектов космодрома «Восточный» взамен ликвидированного «Спецстроя». ЦЭНКИ же будет достраивать стартовый и технический комплексы для ракет-носителей «Союз».

Напомним, что космодром «Восточный» Россия строит с 2007 года — в целях независимого доступа в космос, и к 2016 году уже потратила на это 84 млрд рублей. Первый успешный запуск на «Восточном» состоялся в апреле 2016 года. Само строительство, как известно, сопровождалось коррупционными скандалами и невыплатами зарплат — по факту хищения 7,5 млрд рублей возбудили уголовные дела в отношении руководства Тихоокеанской мостостроительной компании (ТМК), выступавшей в качестве строительного подрядчика. Разгребать проблемы в 2014 году Путин отправил Рогозина. По-видимому, решение передать стройку в ведомство ЦЭНКИ, а в итоге под крыло вновь созданной структуры, было принято в целях недопущения дальнейшего воровства.

Пока строится «Восточный», вопросы акционирования, кстати, натолкнулись на проблемы с имуществом «Байконура» — там стоит вопрос «разграничения передающихся объектов с казахстанской стороной». Ранее 2018 года, сообщают наблюдатели, акционирование ЦЭНКИ вряд ли состоится.

Центр Хруничева: от автомобилей «Промбронь» до создания «казанской военной дочки»

На 4-м месте — Государственный космический НПЦ им. М. Хруничева, который показал в 2015 году падение выручки на 10% — с 36,3 до 32,8 млрд рублей. Это предприятие было основано в 1916 году как «Второй автомобильный завод «Руссо-Балт». Большевики основали на его базе «Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод» и успели выпустить первые пять советских автомобилей с чудесным названием «Промбронь».

Уже в 1923 году завод передали в концессию… немцам, самолетостроительной фирме «Юнкерс» для создания цельнометаллических самолетов и моторов (здесь были созданы первые 50 самолетов Ю-20 и 100 самолетов Ю-21). Однако в 1927 году договор концессии СССР расторг из-за невыполнения немцами условий по производству дюралюминия и строительству моторов (в 1920-е с экономикой в Германии вообще было неважно).

Позднее на основе советско-немецкого завода был образован завод №22 им. 10-летия Октября, который выпускал советские самолеты-разведчики Р-З, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики. К слову, именно этот завод, в канун войны освоивший серийное производство пикирующего бомбардировщика Пе-2, был эвакуирован в Казань — так появилось Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова. А на его московской базе основали 23-й авиационный завод, который выпускал бомбардировщики дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2, а после войны — вертолеты Ми-6 и Ми-8.

На ракетные «рельсы» завод перешел в 1960 году. В 1970-х, преобразованный в КБ «Салют», он вошел в состав НПО «Энергия». Нынешнее название центр получил уже в новейшее время, в 1993 году. Здесь с 2006 года началось сотрудничество с Южной Кореей — на базе ракеты-носителя «Ангара» произвели первую разгонную ступень для корейской ракеты.

Почему падает оборот Центра: семь аварий ракеты «Протон» и хищения в проекте по созданию ракеты «Ангара»

К сожалению, последние годы Центр им. Хруничева, где в свое время сделали большую часть МКС, находится не в лучшем состоянии, и если и известен обычному наблюдателю, то скорее как производитель ракеты-носителя «Протон-М».

В 2010—2015 годах в результате семи серьезных аварий Россия потеряла несколько российских спутников, что привело к отставкам нескольких высокопоставленных чиновников и попыткам серьезно перестроить российскую космическую индустрию (в появлении на горизонте ГК «Роскосмос» не в последнюю очередь заслуга Центра им. Хруничева). Так, в 2012 году после очередной аварии Путин освободил от должности тогдашнего гендиректора Центра Владимира Нестерова, в 2013 году премьер-министр Медведев объявил выговор тогдашнему руководителю Роскосмоса Владимиру Поповкину, который почти сразу же потерял свою должность. Наконец, после очередной потери ракеты вместе со спутником (сгорели в атмосфере) был объявлен «мораторий» на все запуски «Протон-М».

При этом не стоит забывать о вкладе Центра и самой ракеты в советскую космонавтику — «Протон» был одной из самых используемых ракет-носителей в СССР. Сегодня на смену «Протону» должна прийти «Ангара» (первый запуск состоялся в 2014 году), ракеты этого семейства с 2017 года будут собираться в Омской области. Проблема до сих пор была в отсутствии нужного стартового комплекса на Байконуре. После зашедшего в тупик российско-казахстанского проекта власти РФ приняли решение строить комплекс на космодроме «Восточный», но закончить его строительство планируется лишь к концу 2021 года. При этом на программу разработки и производства ракет «Ангара» к 2013 году было потрачено 100 млрд рублей, а к 2015-му — уже 160 млрд!

Так что нет ничего удивительного в том, что с 2011 года оборот Центра просел почти на 8 млрд рублей. В апреле 2015 года новый директор Андрей Калиновский рассказал «Ведомостям» о нехватке даже оборотных средств на ведение хозяйственной деятельности. На тот момент компания даже не достигла точки безубыточности, и по согласованию с ОРКК и Роскосмосом было принято решение о привлечении кредитной линии ВЭБа на 37 млрд рублей до 2025 года. Однако уже в мае того же года стало известно о возбуждении СК РФ уголовного дела о растрате в Центре. В частности, следователей заинтересовал противоправный выбор подрядчика во время изготовления «Протона-М» и «Ангары» (стало понятно, откуда такие траты на разработку ракеты…). В 2015 году Центр Хруничева начал и масштабные сокращения персонала.

«НПО машиностроения»: как американские санкции сказались на прибыли производителя баллистических ракет

Пятерку гигантов космической индустрии замыкает «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения» (Реутов, Московская область), выручка которой в 2015 году выросла на 57% — с 17,7 млрд рублей до 27,8 млрд. НПО — одна из ведущих ракетно-космических компаний СССР и России, и один из двух, наряду с РКК «Энергия», разработчиков полного спектра ракетной и космической техники: ракет-носителей, спутников, пилотируемых кораблей, орбитальных станций, баллистических ракет и т. д. Основано оно было в 1944 году как КБ по созданию самолетов-снарядов, в начале 1950-х годов его расформировывают и преобразовывают в филиал ОКБ-155 Микояна (МИГ). С 1954 году на базе КБ организуется конструкторская группа по созданию морских крылатых ракет. В советское время в состав предприятия включали различные КБ, само КБ переименовывали и т. д. Акционерным обществом НПО стало в 2007 году. Сегодня 100% акций принадлежит «Корпорации тактическое ракетное вооружение» (ТРВ) — НПО вошло «в качестве вклада в уставный капитал» ТРВ в 2014 году. В свою очередь, 100% ТРВ принадлежит Росимуществу.

В целом выручка в последние 10 лет в НПО растет, как и прибыль. Однако в 2015 году компания впервые продемонстрировала отрицательный результат. Так, по итогам 2014 года чистая прибыль составляла 2,67 млрд рублей (рентабельность — 15,1%), а в 2015 году — уже только 1,1 млрд рублей. Возможно, это связано с геополитической ситуацией: напомним, в июле 2014 года американские власти ввели санкции в отношении ряда российских оборонных и сырьевых компаний, и в санкционный список, в частности, попало и «НПО машиностроения»…

АО «ИСС»: от резидента советского закрытого города до вертикально интегрированной структуры-куратора проекта ГЛОНАСС

На 6-м месте по объему выручки в 2015 году оказалось АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» (АО «ИСС») (Красноярский край), продукты которого — спутники — охватывают 2/3 орбитальной группировки России. Главный куратор «ГЛОНАСС» показал отрицательную динамику — его оборот в 2015 году упал сразу на 26%: с 34 до 25 млрд рублей.

Компания — ведущий российский разработчик и производитель спутников связи, телевещания, навигации и геодезии. История ее начинается в 1959 году с создания филиала ОКБ-1 (в дальнейшем РКК «Энергия») в закрытом городе Красноярск-26 — ныне Железногорск. Самостоятельный статус КБ получило в 1967 году, в начале 1990-х предприятие стало «акционерным обществом работников» (т.н. «народная приватизация»). В 1960-е предприятие приняло участие в разработке спутников «Стрела-1», «Молния-1+», «Циклон», «Сфера» и т. д. В 1970-е разрабатывала «Стрелу-2», серию спутников «Молния», спутник связи «Радуга», спутник телевещания «Экран», в 1980-е — геостационарный спутник-ретранслятор «Поток», спутник «Надежда». Компания занималась оснащением космической составляющей Глобальной навигационной системы «ГЛОНАСС». В 2003 году были выпущены спутники серии «ГЛОНАСС-М», с 2010 года — «ГЛОНАСС-К» и другие спутники. Предприятие, существовавшее с 1997 года в форме ФГУП, акционировалось в 2008 году: 25% акций принадлежит напрямую государству, 75% — ОРКК и прочим госпредприятиям.

В 2009 году на базе АО «ИСС» была сформирована вертикально интегрированная структура, в которую вошли девять предприятий космической отрасли — путем внесения 100% акций этих компаний. Таким образом, государство приступило к созданию единого холдинга в области спутникостроения. В 2015 году в состав холдинга вошли еще четыре компании. Основные иностранные партнеры «ИСС» — один из лидеров мирового рынка телекоммуникационного оборудования французская компания Alcatel Space (создание российско-европейского спутника SESAT) и международная промышленная группа Thales Group (нагрузка спутников серии «Экспресс»), а также японская компания NEC.

К слову, об отечественной навигационной системе ГЛОНАСС: ее сдачу планировали сначала на конец 2016 года, затем на начало 2017 года — пока в компании ИСС и вовсе не предположили, что запуск состоится в первом квартале 2017 года. Напомним, ФЦП ГЛОНАСС приняли еще в 2008 году. О завершении создания системы объявили лишь в декабре 2015 года, после чего ее отправили на финальные испытания заказчику — Минобороны. По состоянию на 2016 год наземный комплекс управления прошел испытания и готов к сдаче заказчику, полностью функционирует орбитальная группировка: на очереди подготовка к эксплуатации ракеты «Союз» и разгонного блока «Фрегат», отвечающих за выведение космических аппаратов на орбиту. Точные затраты с 2001 года неизвестны, но уже к 2011 году они составляли 116,9 млрд рублей! Увы, как и в случае с космодромом «Восточный» и разработкой «Ангары», большая сумма спровоцировала и коррупционную составляющую: в июле 2012 года было возбуждено дело по факту необоснованного расходования и хищения более 6,5 млрд рублей, выделенных на развитие спутниковой системы.

Как бывший производитель пулеметов и ружей стал создавать системы для ракет «Тополь»

Седьмое место по объему выручки в 2015 году занял «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина», показавший оборот в размере 17,6 млрд рублей, что на 4% выше, чем в 2014 году. Основанное также после войны, в 1946 году предприятие стало НИИ по разработке систем управления для баллистических ракет. Именно здесь создали первую отечественную автономную инерциальную систему управления для ракеты Р-1. Впоследствии НИИ разрабатывал системы управления для баллистических ракет, а также принимал главное участие в подготовке первого полета человека в космос.

Предприятие также разрабатывало системы управления для корабля «Буран» и ракетного комплекса «Протон-М». НПЦ — одна из немногих компаний топ-10 космической отрасли, которая до сих пор не акционирована. Однако в феврале этого года стало известно, что она включена в план приватизации на 2017—019 годы с преобразованием в АО и последующей передачей 100% акций Роскосмосу.

Мотоциклы, пулеметы — и наукоемкая приборная техника

На 8-м месте — ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», увеличивший объем выручки в 2015 году на 68% — с 9 млрд рублей до 15 млрд. Это крупное многопрофильное предприятие входит в состав корпорации «МИТ». Его история началась в 1933 году в виде базы для производства мотоциклов («Иж»), в годы войны здесь собирали пулеметы «Максим», после войны — охотничье стрелковое оружие. В 1950-е годы предприятие перешло на производство наукоемкой приборной техники. В новейшее время здесь начали производить аппаратуру связи и телеметрических измерений для полетов космических аппаратов: ижевский завод участник таких космических программ, как «Восток», «Венера», «Марс», «Салют», «Мир», «Союз», «Прогресс», «Фобос», «Союз-Аполлон», «Буран-Энергия», МКС.

В 1990-е годы, несмотря на кризис, здесь организовали производство наземной аппаратуры управления ракетными комплексами «Тополь». В 1994 году завод стал ОАО, передав 50,8% акций неким физлицам, 23,7% акций — фонду имущества Удмуртии, остальное — Госкомимущества РФ. В 1994 году резкое падение гособоронзаказа привело к обвалу производства, однако уже в 1995 году ситуация выровнялась. К 2002 году в состав уже холдинговой компании входили 37 «дочек». С 2011 года завод вошел в состав корпорации «МИТ». Несмотря на неплохой оборот 2015 года, уже в 2016 году выручка завода упала на 7,7% (до 13,8 млрд рублей). С другой стороны, чистую прибыль компания увеличила в 2,4 раза: с 400,4 млн рублей до 975 млн рублей.

РКС: зачем первый сталинский птенец космической программы увеличил уставный капитал на 6 млрд рублей?

Девятую строчку заняла в 2015 году «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем», увеличившая оборот с 2014 года на 15% — с 11,7 до 13,5 млрд рублей. Опять же, появилась она после войны, когда СССР задумался о космической программе. Занималось предприятие разработкой, изготовлением и эксплуатацией космических информационных систем. ФГУП в 2009 году было преобразовано в ОАО, став организацией интегрированной структуры с шестью НИИ и КБ в составе. Впоследствии вошло в ОРРК.

Сегодня корпорация занимается созданием, развитием и целевым использованием системы «ГЛОНАСС», а также космическими системами поиска и спасения, гидрометеорологическим и радиотехническим обеспечением научных исследований космического пространства, наземными пунктами приема и обработки информации дистанционного зондирования Земли. Собственно, если говорить о многострадальной «ГЛОНАСС», то именно РКС являются головной организацией в этой системе. В 2015 году компания выступила интегратором отрасли космического приборостроения в рамках «системной реформы ракетно-космической промышленности». Ожидается, что в объединение войдут компании, разрабатывающие бортовое оборудование для космических аппаратов и космических систем различного назначения. В тот же год РКС увеличила свой уставный капитал на 5,964 млрд рублей путем допэмиссии акций в интересах ОРКК и Росимущества «для последующего увеличения пакетов акций в дочерних предприятиях».

НПО «Энергомаш»: как следком искал следы коррупции в партнере американской «Локхид Мартин» и не нашел…

Наконец, десятку космических гигантов замыкает НПО «Энергомаш им. академика В.П. Глушко», которое стало лидером в топ-10 по росту оборота: в 2015 году выручка предприятия выросла на 168% — с 4,4 млрд рублей до 11,7 млрд рублей. «Энергомаш» — ведущее российское предприятие по разработке и производству жидкостных ракетных двигателей. Начало ему было положено в 1929 году. В 30—40-х существовало в виде авиазавода №456, в 1946 году после выхода постановления Совмина СССР «Вопросы реактивного вооружения» предприятию было поручено создание жидкостных ракетных двигателей. Впоследствии «Энергомаш» разработал «самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель РД-170/РД-171, который экспортировали и в США. Всего в производство компания передала 60 ЖРД собственной разработки.

В нулевые годы компания начала поставлять в США ракетные двигатели РД-180 для американских компаний (тогда — «Локхид Мартин»), чем занимается до сих пор: в марте этого года «Энергомаш» успешно доставил американской компании Orbital ATK двигатели РД-181. Всего по контракту компания поставит 12 таких РД (несмотря на санкции, американцам не удалось найти альтернативы для установки на ракеты-носители Antares). Предприятие также приступило к созданию двигательной установки нового поколения для ракеты-носителя «Сункар» — объем финансирования проекта по ее созданию до 2025 года составит более 29 млрд рублей (заказчик — Минобороны РФ). Интересно, что в 2007—2009 годах «Энергомаш» оказался в центре скандала: предприятие, несмотря на поставки двигателей американцам, вдруг оказалось убыточным (до 2010 года), так что в 2009 году Путин направил ему 2 млрд рублей госпомощи. Основную долю убытка составили работы по реализации (не производству!) РД-180 (в 2008-м — 62%, в 2009-м — 71%, в 2010-м — 83%). Счетная палата РФ нашла, что продажа двигателей осуществлялась «ниже себестоимости». Следком усмотрел в действиях руководства компании нарушения, подпадающие под статьи УК РФ. Однако в конце марта 2017 года тот же Следком РФ признал, что не нашел подтверждений незаконной деятельности руководства НПО «Энергомаш» (в т.ч. якобы хищения 2 млрд рублей путинской помощи). Но пока были суд да дело, в 2010 году управляющей компанией «Энергомаша» стала РКК «Энергия», а в 2014 году «Энергомаш» «слили» в ОРКК для передачи в госкорпорацию Роскосмос.

Организации, подведомственные и находящиеся в сфере ведения Роскосмоса, выручка, тыс.руб.
Наименование компании 2015 2014 изм
Ракетно-космический центр «Прогресс», г. Самара 38 538 846 21 332 641 81%
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева, г. Королев, Московская область 38 519 864 25 025 382 54%
Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, г. Москва 34 469 849 32 114 222 7%
Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева, г. Москва 32 813 194 36 534 412 -10%
Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения»,
г. Реутов, Московская область
27 853 124 17 753 371 57%
«Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева, г. Железногорск, Красноярский край 25 283 770 34 147 016 -26%
Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина, г. Москва 17 638 444 16 979 437 4%
Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», г. Ижевск, Удмуртская Республика 15 011 444 8 915 904 68%
Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем, г. Москва 13 501 587 11 738 592 15%
Сергей Афанасьев
АналитикаПромышленностьОПК

Новости партнеров