Халяльное место пусто не бывает: после закрытия «Регистана» Айрат Баширов откроет вип-ресторан на Баумана

И снова «Мархаба»: один из немногих предпринимателей России, сумевших сработаться с «Роснано» Чубайса, вложится в пафосное заведение

Халяльное место пусто не бывает: после закрытия «Регистана» Айрат Баширов откроет вип-ресторан на Баумана
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов (на фото Айрат Баширов)

Как стало известно «Реальному времени», уже в конце марта в Казани откроется новый ресторан тюркской кухни «Мархаба». Проект принадлежит гендиректору компании «Данафлекс» Айрату Баширову. Уже известно, что готовить блюда в заведении формата халяль будут исключительно из татарстанских продуктов. Представители ресторанного бизнеса в целом высоко оценивают шансы нового заведения на успех, но вспоминают историю пафосного «Регистана», который закрылся, не проработав полугода и так и не сумев расплатиться по долгам.

«У нас нет кризиса»

В марте в Казани откроется новый халяль-ресторан «Мархаба» (в переводе с тюркского: «Добро пожаловать, здравствуйте», — прим. ред.). Об этом «Реальному времени» сообщил сам владелец будущего заведения, предприниматель Айрат Баширов. Располагаться «Мархаба» будет в одном с кафе «Чак-чак» здании, принадлежащем Баширову. Формат ресторана полностью исключает продажу алкоголя и кальянов. Вместо этого посетителям предложат блюда «национальной тюркской кухни всех народов восточного направления».

— Открываем заведение, мы такое решение приняли. У нас нет кризиса, у нас все нормально. Ожидания оптимистичные, конечно, — сообщил в беседе с корреспондентом нашего издания Баширов, не называя при этом величины инвестиций в проект. — Это такой момент, который не хочется обсуждать, здание не арендное, посмотрим, какая будет окупаемость, неизвестно пока.

Перечисляя преимущества будущего заведения, управляющий ресторана «Мархаба» Рамиль Минниханов отметил, что готовить блюда для гостей здесь будут под чутким руководством опытного бренд-шефа.

— Мы привлекли известного в Казани и в России повара. Это человек, который в свое время запускал «Изюм», тесно работал с «Миллениумом», участвовал в запуске проекта «Ривьера» в 2006 году. На данный момент он работает личным шеф-поваром у одного из первых лиц, но я не могу озвучивать личность, — рассказал Минниханов.

Накормят бывший «Марриотт»

В зале порядка 100 посадочных места, при этом в ресторане предусмотрена отдельная комната для совершения намаза.

— Молельная комната на 20 квадратов, человек 10—11 очень свободно уже читали молитву там. На время проведения ифтара можно будет в зале также читать молитву, для этого будем расстилать ковролин, — говорит управляющий ресторана «Мархаба».

По словам Минниханова, вкушать блюда от шефа ресторана «Мархаба», кроме прочих, будут постояльцы гостиниц, не располагающих собственными ресторанами.

— Мы прорабатываем в перспективе этот вопрос с гостиницами, у которых нет собственных ресторанов национальной кухни. К примеру, с «Хилтон» и бывшим «Марриотт». В последнем есть веранда, но там в основном европейская кухня, — уточняет Минниханов.

— Это же гарантированные клиенты, которые будут питаться, а гостиницы будут рассчитываться, — оценил схему Сайдаш Тухватуллин, гендиректор сети «Катык». — Такая схема успешно применяется в Казани, опыт есть.

По словам Минниханова, к лету перемены произойдут и в кафе «Чак-чак», разделяющем одно с «Мархаба» здание. Сейчас идет его активное «переформатирование». Кафе, по его словам, станет более «домашним». Общий зал разделят на отдельные зоны, при этом количество посадочных мест увеличится на 60%.

— Будем частично в начале сезона вводить новинки — халяль-пицца в планах. Часть мучного цеха «поднимется» наверх — люди будут видеть, как для них готовится продукт. Он будет готовится в их присутствии, шоу «оупен китчен» своего рода, чтобы у людей было доверие к тому, что они заказывают.

На «Чак-чаке» ресторан не построишь

Объемы вложений ни Баширов, ни Минниханов не раскрывают, как и источники финансирования. По официальной отчетности, ресторанный и продуктовый бизнес не приносит Баширову солидных денег, на которые можно было бы открыть пафосный ресторан. Так, выручка ООО «Чак-чак», официально принадлежащего Люции Маняфовне Башировой, за 2015 год составила 41,5 млн рублей (за 2 года выросла в полтора раза), а прибыль всего 324 тысячи. До этого кафе в отчетности отражало убытки.

Еще одна компания Баширова — ООО «Май», зарегистрированное в том же здании, что и «Чак-Чак», торгует напитками, продуктами питания, сдает в аренду собственную недвижимость. Имея уставный капитал в 29,4 млн рублей (возможно, стоимость помещений), оно показало годовую выручку в 2015 году 17,6 млн рублей и чистую прибыль 822 тыс. рублей.

Стоит напомнить, что Айрат Баширов славится умением привлекать инвестиции. Так, еще в 2009—2010 годах он одним из первых сумел получить 1,2 млрд рублей от «Роснано» под проект «Данафлекс-нано». К слову, корпорация Анатолия Чубайса вышла из проекта всего 3 месяца назад, в декабре 2016 года.

Еще в 2009—2010 годах Баширов одним из первых сумел получить 1,2 млрд рублей от «Роснано» под проект «Данафлекс-нано». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Тень «Регистана»

Во всем этом проекте, так красиво описанном Айратом Башировым и Рамилем Миннихановым, есть один маленький минус. В Казани опыт открытия дорогого мусульманского ресторана (естественно, без доходов от алкоголя) уже был, и опыт неудачный. Ровно год назад в марте 2016 года открыть крупнейшее в Поволжье халяль-заведение попытался ресторатор из Узбекистана Олим Абдулфайзиев. Как сообщало наше издание, в открытие «Регистана» последний вложил больше 70 млн рублей, а само заведение прекратило работу накануне Нового года, проработав всего полгода.

По информации приближенных к Абдулфайзиеву, собственник помещения попросту вынудил ресторатора покинуть здание. Конфликт возник из-за арендной платы. Сам Абдулфайзиев уверял, что согласно договоренностям он в зачет аренды выполнял ремонтные работы в здании, которые изначально не планировал. Однако собственники помещения слушать эти аргументы не стали.

«Насколько оправдан этот чек в 1,2 тыс. рублей?»

У «Мархаба» есть один плюс перед «Регистаном». По словам Баширова, здание не арендное. Однако, по мнению рестораторов, со средним чеком в 1 200 рублей заведение будет тяжело заполнять каждый день.

— Насколько оправдан этот чек в 1,2 тыс. рублей? Я не знаю. Как правило, те люди или то ядро, которые приносят доход ресторану, не готовы тратить 1,2 тыс. рублей ежедневно, а брать формат ресторана, куда люди ходят по праздникам, сложно с точки зрения бизнеса, — полагает Нурислам Шарифулин, директор сети P.Love. В то же время ресторатор в целом высоко оценивает шансы нового халяль-заведения. — Востребованность в нем есть, такой формат должен быть в городе — людей религиозных много, их достаточно, чтобы обеспечить хорошую загруженность одному–двум ресторанам, если они будут соблюдать все каноны.

Мнение Шарифулина разделяет Михаил Шарипов, гендиректор кафе «Сказка».

— Чек в 1 200 рублей — это выше среднего, но есть люди, которые готовы платить, и это тоже показатель. Раз заведения такого уровня открываются, значит, город по показателям жизни не на последнем месте. Спрос увеличился, что нас радует. Люди готовы платить больше за более качественную еду. Халяль, к счастью, тренд. Люди выбирают такую пищу и такой образ жизни.

По мнению Сайдаша Тухватуллина, создателя сети «Катык», в целом формат должен обеспечить прибыльность заведению, но обороты в современных условиях будут невысокими, поэтому говорить об окупаемости и об успешности проекта можно будет только через 3—5 лет: «Понятно, что в стране тяжело, и бизнесу тяжело, но, я думаю, это явление временное. И потом — и в войну, и в кризис люди хотят есть. Это не золотое украшение, от которого можно отказаться. Да, немного обороты будут поменьше, чем раньше, но если хорошо работать, то будет прибыль», — говорит Тухватуллин.

Дамира Хайрулина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров