Верфи России: подлодка «Казань» от гиганта отрасли и игры Игоря Сечина против питерских судостроителей

Обзор крупнейших судостроительных компаний РФ и Казани

Верфи России: подлодка «Казань» от гиганта отрасли и игры Игоря Сечина против питерских судостроителей
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Аналитическая служба «Реального времени» продолжает цикл исследований предприятий российского ВПК. В сегодняшнем исследовании речь пойдет о компаниях, связанных с судостроением. Мы узнали, как лидер отрасли «Севмаш» нарастил обороты за 10 лет в 8 раз и вот-вот спустит на воду подлодку «Казань», а Игорь Сечин, создав судостроительного «франкенштейна» ОСК, теперь играет против него на фронте гособоронзаказов, понижая шансы питерских верфей. Кроме того, из нашего материала вы узнаете, зачем гигантам судостроения — алмазный бизнес, как бывшие немецкие верфи Кенигсберга вошли в крутое пике, а Зеленодольский завод им. Горького, несмотря на пухлый портфель госзаказов, никак не достигнет отметки выручки в 13 млрд рублей.

Судостроители наработали на полтриллиона

Согласно реестру Минпромторга РФ, в стране до недавнего времени насчитывалось 134 судостроительные компании, но две из них в настоящее время находятся в стадии ликвидации: это «Амурская ЭРА» в Хабаровском крае и Волгоградский судостроительный завод (объявлен банкротом еще в 2013 году). По восьми компаниям газета «Реальное время», к сожалению, не нашла никакой информации о выручке за 2014 и 2015 годы. По девяти компаниям существует в открытом доступе информация лишь по 2014 году — либо она засекречена, либо попросту еще не обнародована: поэтому не представляется возможным проследить динамику, отрицательная она или положительная.

Суммарный оборот судостроительных российских компаний в 2015 году составил 469,2 млрд рублей. Это в 1,6 раза больше, чем у компаний, связанных с промышленностью обычных вооружений, но более чем в 2 раза меньше, чем у компаний авиапрома (но последних в России гораздо больше — 180). В 2014 году при том, что в общую базу выручки вошли и те девять компаний, что не предоставили информацию по 2015 году, оборот был ниже — 421,1 млрд. рублей. Таким образом, оборот судостроительной отрасли вырос за год почти на 11,5%.

Отметим, что в реестре лишь три компании, чьи мощности расположены в Татарстане, — Зеленодольский завод им. А.М. Горького, Казанский электротехнический завод и Зеленодольское проектно-конструкторское бюро. И лишь одно из них — завод им. Горького — входит в десятку крупнейших российских судостроительных компаний. О них мы подробнее расскажем ниже.

Суммарный оборот десяти крупнейших компаний составляет 275,5 млрд рублей, то есть фактически 70% оборота всей судостроительной отрасли. За год десятка гигантов стала еще монструознее — в 2014 году ее доля в общей выручке составляла 56% (или 237,1 млрд рублей) от выручки всех предприятий. Если такая динамика сохранится и в дальнейшем, остальные 120 компаний будут выглядеть мальками среди китов.

Как «Севмаш» в марте 2017 года готов спустить на воду подлодку «Казань»

Крупнейшей судостроительной компанией является ПО «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске Архангельской области (с 2008 года входит в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация») — оборот ее в 2015 году составил 62,5 млрд рублей, увеличившись за год на 21% (с 51,5 млрд рублей). Для сравнения: в 2006 году оборот «Севмаша» был всего 7,9 млрд рублей (показав к тому же убыток в 344 млн рублей), таким образом, менее чем за 10 лет оборот вырос в 8 раз! «Севмаш», основанный в сталинские годы как судостроительная верфь для строительства и ремонта крупных военных кораблей различных классов, с 1990 года, в рыночные годы, построил более сотни военных и гражданских судов различного класса и назначения (подводные лодки, авианосец, буксиры, мини-балкеры, понтоны, баржи, рыборазводные заводы). На заводах компании также производят и крупнотоннажные средства по добыче нефтегазовых ископаемых на шельфе Северного Ледовитого океана для предприятий нефтегазового комплекса. Здесь в 1950—1960-е годы были построены атомные подводные лодки I поколения.

В 1960—1980-е годы были построены атомные подводные лодки II поколения (в т.ч. проекта «Навага», «Анчар», «Мурена», «Кальмар», «Лира», «Дельфин»). В числе прочего — и первую атомную лодку, носящую имя столицы Татарстана — К-403 «Казань», впоследствии утилизированную и установленную частично (рубка лодки) в казанском парке Победы. С 1980-х годов и по настоящее время на «Севмаше» построили и/или строят АПЛ III и IV поколения проектов «Гранит», «Антей» (включая печально известную АПЛ «Курск»), «Акула», «Плавник», «Щука-Б», «Борей» и «Ясень». В числе прочего на мощностях завода строится новая подводная лодка с именем столицы Татарстана, спуск на воду которой запланирован, между прочим, на 30 марта 2017 года (в состав Северного флота она войдет в 2018 году). «Севмаш» входит в ОСК (подробнее об ОСК — см. ниже).

Первые российские верфи в Питере на втором месте по выручке

На втором месте по величине — «Адмиралтейские верфи» Санкт-Петербурга (входят в «Объединенную судостроительную корпорацию» — см. ниже), оборот которых в 2015 году составил 45,3 млрд рублей, увеличившись за год на 24%. Десять лет назад — выручка компании составляла всего 10 млрд рублей, таким образом, с 2006 года компания нарастила обороты в 4,5 раза. Напомним, это одно из старейших судостроительных предприятий РФ и первое промышленное предприятие Петербурга, основанное в 1704 году, — здесь была построена первая российская подводная лодка («потаенное судно» крестьянина Никонова) еще в 1725 году. Построив в прошлом сотни галер, буеров, бригантин и проч., в советское время верфи вошли в состав Балтийского завода, и на восстановленных в сталинские тридцатые мощностях построили порядка 300 подлодок. В новейшее время на верфях строят как подводные лодки проектов 677 и 636 (по российско-вьетнамскому контракту, подписанному в 2009 году, на поставку подлодок класса 636 «Варшавянка» должны получить 1,8 млрд рублей), так и гражданские судна — танкеры, спасательные и научно-экспедиционные судна, патрульные корабли.

Тройку гигантов замыкает Центр судоремонта «Звездочка», опять же в Северодвинске Архангельской области, в состав которого входят 10 филиалов по всей стране — оборот Центра также вырос, но лишь на 12%, составив в 2015 году 42,3 млрд рублей. На основанном в 1946 году предприятии в 1992 году был создан Государственный Российский центр атомного судостроения, и почти в то же время профиль компании был расширен — здесь начали выполнять работы по утилизации атомных отсеков подводных лодок. В последние годы на «Звездочке» ведут и непрофильные для отрасли работы — в частности, производят огранку алмазов, изготавливают комплекты технологического оборудования, технических и стартовых комплексов ракет-носителей, в т.ч. для комплекса «Ангара». Динамика «Звездочки» в последние годы, несмотря даже на кризисные 2014—2015 годы, остается положительной: в 2013 году оборот, для сравнения, составлял 27,3 млрд рублей.

Как Игорь Сечин создал судостроительного «Франкенштейна» ОСК и теперь играет против него на фронте гособоронзаказов

Четвертое место по объему выручки заняло Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», основанное в 1926 году, в советские годы оно стало одним из ведущих советских и российских предприятий в области проектирования подводных лодок, как дизель-электрических, так и атомных (здесь спроектировали те подлодки, что построил затем «Севмаш»). Оборот компании в 2015 году составил 28,7 млрд рублей, за год увеличившись сразу на 40% — показав один из лучших приростов среди компаний, входящих в десятку. С 2010 года в компании увеличили объем выручки в 2,23 раза (с 12,85 млрд рублей). «Рубин» также входит в ОСК (см. ниже).

Пятерку судостроительных гигантов замыкает «Объединенная судостроительная корпорация», расположенная в Санкт-Петербурге, — это одна из новейших российских судостроительных структур, организованная президентским указом в 2007 году, — в нее должны были войти все государственные судостроительные активы — «ФГУПы после акционирования и госпакеты крупных частных судостроительных предприятий». Сначала совет директоров возглавил Сергей Нарышкин, а в 2008 году в кресло председателя сел Игорь Сечин. В настоящее время совет директоров ОСК возглавляет министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. В 2008 году, с учетом всех вошедших активов, ОСК (структура которой на данный момент включает Северный, Западный, и Южный центры судостроения) показала убыток в угнетающем размере 9 млрд рублей, а уже в 2009 году небольшую прибыль — 92 млн рублей. По некоторым данным, к 2010 году в портфеле ОСК, которая должна производить военные корабли и гражданские суда, было 100 заказов.

Несмотря на падение оборота на 2% в 2015 году (с 23,1 до 22,7 млрд рублей), компания поднялась в списке компаний с шестого места, которое занимала в 2014 году, причина — в резком падении выручки на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (об этом см. ниже), это место потерявшем. При этом, несмотря опять же на снижение оборота, выручка компании выросла с 510 млн рублей до 2 млрд рублей. Само падение оборота можно объяснить активной работой все того же Игоря Сечина, ставшего для ОСК уже чужим, по переделу поля госзаказов. Как отмечают питерские наблюдатели, в последние годы глава «Роснефти», учредившей ЗАО «Современные технологии судостроения» (выкупившее у ОСК 75% акций Дальневосточного центра судостроения и судоремонта»), пытается «разрушить монополию ОСК на распределение судостроительных заказов»: Сечин к 2015 году получил 60 млрд рублей на создание дальневосточной верфи «Звезда». ОСК два года назад контролировала порядка 70% всех российских верфей. Совокупный оборот входящих в ОСК компаний — около 300 млрд рублей.

Как бывшие немецкие верфи Кенигсберга вошли в крутое пике

«Янтарь», расположенный в Калининграде и находящийся на шестой строчке рейтинга, — это «дочка» вышеупомянутой ОСК, бывшего сечинского судостроительного «Франкенштейна». Возможно, именно в этом причине резкого проседания компании: головная структура может позиции улучшать, «доя» собственных «дочек». Кроме того, в том же 2008 году в списке акционеров с долей в 24,5% появился офшор с Виргинских островов. «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» — ранее был немецкой верфью, расположенной в Кенигсберге, — после вхождения территории в состав СССР на ее базе был образован советский завод. Здесь были построены 153 боевых корабля и более 500 гражданских судов, в числе прочего — большие противолодочные корабли проекта 1155 «Удалой» и «Адмирал Чабаненко», сторожевые корабли «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый», серия их трех фрегатов «Тальвар» для ВМС Индии и большие десантные корабли проекта 1174.

В 2016 году на заводе строят два десантных корабля «Иван Грен» и «Петр Моргунов», исследовательское судно «Янтарь», пять сторожевых кораблей для российского ВМФ и два траулера. Оборот компании в 2014 году составлял 27,6 млрд рублей, однако в 2015 году он рухнул сразу на 24% и составил уже всего 21 млрд рублей. Это самое большое падение среди компаний, входящих в десятку крупнейших в судостроительной отрасли. По сообщениям профильной прессы, в 2016 году это падение продолжилось, причем компания, похоже, входит в крутое пике — годовая выручка предприятия прогнозируется в размере 12 млрд рублей, прибыль сократилась в три раза (с 1,2 млрд рублей до 400 млн рублей). Таким образом, за два года оборот «Янтаря» упал более чем в 2 раза.

Как отнятая Сечиным у опального Сергея Пугачева «Северная верфь» попала в долги из-за лоббизма все того же Сечина

Седьмую строчку по объему выручки занимает еще одна питерская верфь — «Судостроительный завод «Северная верфь». Верфь эта также одна из «дочек» бывшей сечинской судостроительной структуры (пятой частью акций владеет «Западный центр судостроения»), одной из первых вошедших в госструктуру. В отличие от калининградской «сестры», «Северная верфь», напротив, потихоньку выбирается из ямы. Так, в 2009 году оборот составлял 10,72 млрд рублей, в 2010 — уже 10,39 млрд (тот же год компания закончила с убытком в 980 млн рублей). В 2011 году в отношении руководства «Северной верфи» было возбуждено уголовное дело по факту срыва гособоронзаказа, в частности, реализации планов строительства корветов проекта 20380, 20385, фрегатов 22350. За неожиданным сползанием компании в «минус» стоит передел собственности: в частности, вышеупомянутый Игорь Сечин с 2009 года с подачи Владимира Путина, желавшего консолидировать крупные строительные активы государством, пытался выкупить долю ныне опального (в том числе и поэтому) бизнесмена Сергея Пугачева, который скупал судостроительные активы еще в конце 1990-х. В результате долгой закулисной борьбы победа осталась за Сечиным, структуры которого (вышеупомянутая ОСК) приобрели акции судостроительных компаний Сергея Пугачева — в числе прочего и «Северной верфи» — за 12,7 млрд рублей. Что любопытно, после приобретения верфи и вообще консолидации судостроительных активов в ОСК Сечин оттуда ушел — и теперь стоит к бывшему детищу «в оппозиции». Как объясняют питерские наблюдатели, именно поэтому «Северная верфь» с 2011 года «сокращает ежегодно выручку и получает более 1 млрд рублей убытка»: долговая нагрузка компании одна из самых высоких в отрасли — совокупная задолженность по итогам первого полугодия 2015 года превысила 33 млрд рублей, или 35% от суммы активов, что значительно выше среднего по всем предприятиям ОСК — 26%».

Зеленодольский завод третий год не преодолевает планку оборота в 13 млрд рублей

Единственная татарстанская компания, входящая в топ-10 крупнейших судостроителей России, — Зеленодольский завод имени А.М. Горького (контролируется «Ак Барс Холдингом»). Основанный в конце еще XIX века, за годы истории он построил свыше 1 500 кораблей, в т.ч. около 600 военных. Отсюда на воду сошли малые противолодочные корабли, ракетные корабли на воздушной подушке, флагман Каспийской флотилии «Татарстан», сторожевые корабли для ВМС Германии, Ливии, Кубы, десантные катера, грузовые и пассажирские суда.

Наш завод показал, к сожалению, один из самых низких темпов роста среди гигантов отрасли — всего 1%. Выручка с 2014 года выросла лишь с 12,3 до 12,5 млрд рублей. Если учесть, что к 2012 году планировалось, что оборот составит 12 млрд рублей (а в 2008 году он не превышал 5 млрд рублей), динамика не сильно впечатляющая. С другой стороны, завод им. Горького в трудный 2015 год оказался в лидерах по величине портфеля госзаказов — если раньше он составлял 671 млн рублей, то к 2015 году портфель зеленодольской верфи распух до 17,7 млрд рублей! Завод в итоге вошел в пятерку крупнейших поставщиков России. В результате, если смотреть не только на 2014 год, то динамика окажется впечатляющей.

Для сравнения: в 2012 году объем выручки составлял лишь 7,6 млрд рублей. Но планка, достигнутая уже в 2013 году (12 млрд рублей), — судя по всему, оказалась своеобразным плато, отметку в 13 млрд завод пока так и не преодолел. Из любопытных заказов стоит отметить — патрульные корабли «Виктор Великий» проекта 22160 и «Сергей Котов». А также контракт с Минобороны РФ на строительство и поставку малых ракетных кораблей проект 21631 «Буян-М» для военно-морского флота страны. Сумма последней сделки составляет 27 млрд рублей. Так что стоит надеяться, что 2016 год показал более впечатляющую динамику.

Зачем лидера роста среди судостроительных гигантов выкупил «Калашников»

Тем более что зеленодольскому заводу в спину дышит судостроительный завод «Вымпел» Ярославской области (девятое место в списке крупнейших компаний), строящий боевые ракетные и патрульные катера нового поколения, скоростные поисково-спасательные, пожарные, гидрографические, буксирные и другие специализированные суда. Ярославский завод показал самую впечатляющую динамику 2015 года — его выручка выросла на 233%! С 3,4 до 11,4 млрд рублей. Треть компании летом 2016 года была выкуплена акционерами «Калашникова», надеющимися, что покупка укрепит позиции концерна в судостроении из-за большого портфеля заказов «Вымпела» для Минобороны, ФСБ и на экспорт (источники «Коммерсанта» считают, что «Вымпел» будет обеспечен заказами на 5—7 лет). Половина компании продолжает оставаться у «дочки» «Ростеха», «Рособоронэкспорта». «Вымпел» специализируется на строительстве военных катеров, и портфель его можно в полной мере назвать военным: на гражданское судостроение пришлось лишь 21,8 млн руб. выручки. Верфь — головной исполнитель по экспорту ракетных и патрульных катеров проектов 12418 («Молния»), 14310 («Мираж») и 12150 («Мангуст») для ВМС Анголы, Египта и Вьетнама (контракт с Ханоем принес в 2015 году почти $163 млн).

Десятку гигантов замыкает Калужский турбинный завод, специализирующийся на производстве паровых турбин и турбогенераторов (один из крупнейших российских производителей оборудования для энергетики). В 2000 году завод вошел в состав концерна «Силовые машины» бизнесмена Алексея Мордашова. Калужский завод закончил 2015 год почти без изменений — на уровне 2014 года, показав выручку в 10,9 млрд рублей.

Зачем «Ак Барсу» Зеленодольское ПКБ

Два других татарстанских предприятия, входящие в реестр судостроителей, — Казанский электротехнический завод и Зеленодольское проектно-конструкторское бюро занимают соответственно 33-е и 88-е место. Казанский завод разрабатывает и производит различные модификации корабельных и наземных средств госопознавания, электротехническую продукцию военного и гражданского назначения. За год его выручка упала на 5%: с 2,8 млрд рублей в 2014 году до 2,7 млрд рублей в 2015 году. Ставший весьма прибыльным на волне гособоронзаказа, между тем завод впервые за последние годы показал отрицательную динамику. В 2012 году он зафиксировал выручку в 1,1 млрд рублей, в 2013 — 1,7 млрд рублей. По итогам двух кварталов 2016 года, однако, и прошлый год может стать печальным исключением: выручка тогда составила 1,2 млрд рублей, если темпы второго полугодия 2016 года не увеличились, итоговая цифра окажется меньше цифры 2015 года. Напомним, что Татарстан может расстаться с 42% акций Казанского электротехнического завода, который может перейти под контроль структур Николая Колесова.

Наконец, Зеленодольское проектно-конструкторское бюро, по проектам которого построено более 800 кораблей за всю историю, увеличило свой оборот в 2015 году на 10%: с 430,7 до 474,1 млн рублей. Динамика бюро, впрочем, нестабильна: в 2012 году оно зафиксировало выручку в 257,6 млн рублей, в 2013 — 497 млн рублей, а в 2014 году оборот вновь упал.

Напомним, что совсем недавно федеральные власти согласились удовлетворить притязания «Ак Барс Холдинга» на получение им 75% акций Зеленодольского проектно-конструкторского бюро. При этом блок-пакет может остаться за «Объединенной судостроительной корпорацией» (подробнее об ОСК см. выше). Именно для того, чтобы набрать сумму для приобретения — 372 млн рублей, РТ выставил на торги «Казанский электротехнический завод» в том числе. Причина покупки «Ак Барс Холдингом» КБ — в необходимости собственного конструкторского бюро для Зеленодольского завода им. Горького: военные и гражданские заказчики требуют модернизации кораблей, а собственного КБ для перепроектирования техники у структур «Ак Барса» не было. В итоге независимый завод, завязанный на 80% под военные контракты Минобороны РФ, вынужден был привлекать под свои проекты ЗПКБ, которое держало курс на заказы ОСК.

Рейтинг судостроительных предприятий России
Наименование предприятия 2015 2014 изм
Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», г. Северодвинск, Архангельская область 62 529 509 51 491 685 21%
Адмиралтейские верфи, г. Санкт-Петербург 45 287 421 36 386 181 24%
Центр судоремонта «Звездочка», г. Северодвинск, Архангельская область 42 355 523 37 877 959 12%
Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», г. Санкт-Петербург 28 737 804 20 542 307 40%
Объединенная судостроительная корпорация, г. Санкт-Петербург 22 663 351 23 161 847 -2%
Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», г. Калининград 20 959 524 27 673 735 -24%
Судостроительный завод «Северная верфь», г. Санкт-Петербург 18 266 624 13 494 252 35%
Зеленодольский завод имени А.М. Горького, г. Зеленодольск, Республика Татарстан 12 492 170 12 335 880 1%
Судостроительный завод «Вымпел», г. Рыбинск, Ярославская область 11 358 935 3 407 767 233%
Сергей Афанасьев, Фаиль Гатаулин
АналитикаПромышленностьОПК

Новости партнеров