Школьный рейтинг «Реального времени»: кто хорошо учит, воспитывает и оберегает детей в Казани

Рейтинг общеобразовательных учебных заведений в столице РТ

«Реальное время» продолжает анализировать казанские средние учебные заведения. Недавно мы рассказывали о зарплатах директоров казанских школ и их заместителей. В этом материале аналитическая служба «Реального времени» изучила рейтинг школ, лицеев и гимназий, составленный городским управлением образования. Общеобразовательные учреждения сравнивались по качеству образования, воспитания, работе с одаренными детьми, уровню безопасности и т.д. Интересно, что иногда в лидерах оказывались не те школы, которые принято считать престижными. Международной школы вообще не оказалось в списке.

«Обычные» школы: лидируют спальные районы

Самой лучшей «обычной» из 64 общеобразовательных школ Казани стала 175-я школа. Школа расположена в спальном районе Азино, на улице Файзи. Она заняла первое место по таким параметрам, как качество развития кадров и национальное образование. Второе место у школы — по качеству образования, третье место — по воспитательной работе, четвертое место — по работе с одаренными детьми и обеспечению безопасности. На пятом месте школа оказалась по управлению, а вот по воспитанию здорового образа жизни школа оказалась лишь на 13-м месте. Невысокий показатель для школы, которая занимает такие высокие места по другим параметрам.

На второе место в рейтинге среднеобразовательных школ вышла 78-я школа, расположенная на Горках, на улице Фучика. Что интересно — ни по одному из параметров школа не является лучшей. Однако в целом она демонстрирует хорошие результаты и высокие места — в частности, по работе с одаренными детьми и обеспечению безопасности. По этим параметрам школа занимает вторые места в городе. Третье место у школы — по воспитанию здорового образа жизни. Впрочем, и по остальным параметрам показатели школы неплохие — по управлению она занимает четвертое место, по качеству развития кадров — пятое. На шестом месте школа находится по качеству образования, национальному образованию и воспитательной работе.

Третье место — у школы №12, расположенной на улице Марджани. Школа также известна как «Мишпахтейну» (в переводе с иврита — «Моя семья»). Школа занимает первые места по важным показателям — в том числе по ключевому — качеству образования. Помимо этого, школа лидирует в работе с одаренными детьми и управлении. Второе место у школы по воспитательной работе, третье — по качеству развития кадров. Восьмое место у школы №12 — по обеспечению безопасности. А вот относительно «провальными» (для школы с такими хорошими результатами по другим параметрам) можно назвать здесь две сферы: воспитание здорового образа жизни и национальное образование. Последнее неудивительно, учитывая, что школа в народе именуется «еврейской» и идут туда явно не за татарской аутентикой.

Четвертое место отдано 57-й школе, расположенной на улице Алтынова в Кировском районе. Школа, что называется, звезд с неба не хватает: лучший ее показатель — второе место по воспитательной работе. Однако у школы — очень «ровный» результат по остальным показателям, где она занимает 5—9-е места. Исключениями здесь являются две категории — национальное образование, где у 57-й школы лишь 16-е место, и работа с одаренными детьми, по которому школа занимает 19-е место.

Замыкает пятерку лучших среднеобразовательных школ Казани 169-я. Она расположена в Азино, на улице Академика Сахарова. У школы — хорошие показатели по работе с одаренными детьми (третье место в городе) и воспитательной работе (четвертое место). Средние показатели — по управлению и национальному образованию (седьмое место), качеству развития кадров (11-е место), качеству образования (12-е место). Вряд ли можно считать достоинством школы воспитание здорового образа жизни (здесь у нее — 23-е место) и обеспечение безопасности (29-е место).

Самые низкие рейтинги среди «обычных» школ — у общеобразовательной школы №25, СОШ №73 и ООШ №92. Ни по одному из параметров ни одна из этих школ (расположенных на Голубятникова, Роторной и Рахимова) не заняла место выше 20-го.

Рейтинг общеобразовательных школ Казани в 2016 году
Район Вид учреждения Наименование ОУ Качество образования Национальное образование Выявление, отбор, создание условий для работы с одаренными детьми
С о СОШ №175 2 1 4
П о СОШ №78 6 6 2
В о СОШ №12 1 25 1
К о СОШ №57 8 16 19
С о СОШ №169 12 7 3
В о СОШ №98 26 4 29
С о СОШ №111 3 5 23
П о СОШ №129 29 23 15
М о СОШ №20 9 41 14

Школы с углубленным изучением: в лидерах — окраины и самый центр

Следом в рейтинге школ Казани управление образования анализирует обычные школы, в которых более глубоко изучаются определенные предметы. В списке школ Казани с углубленным изучением отдельных предметов оказалось 43 общеобразовательных учреждения. Среди них — многие школы Казани, которые считаются престижными и в которые, соответственно, родители стремятся «устроить» своих особенных чад.

Первое место в итоговом рейтинге этих школ, впрочем, заняла школа, не самая известная в городе. Лидером оказалась СОШ №33, расположенная на улице Симонова в Авиастроительном районе. В школе углубленно изучаются английский, французский и испанский языки, а также информатика. Школа занимает лидирующие места по пяти параметрам — работе с одаренными детьми (второе место среди школ с углубленным изучением отдельных предметов), управлению, качеству развития кадров, воспитательной работе, национальному образованию (по этим параметрам у школы — третье место). А вот по качеству образования школа оказалась лишь 10-й. Еще в меньшей степени можно похвалить школу за обеспечение безопасности (15-е место) и воспитание здорового образа жизни (20-е место).

На втором месте оказалась одна из старейших и самых котируемых школ Казани — 18-я, которая специализируется на изучении английского языка. Школа занимает первое место в своей категории по качеству образования и воспитательной работе. Пятое место школа занимает по работе с одаренными детьми и управлению. Хуже результаты по воспитанию здорового образа жизни (восьмое место) и обеспечению безопасности и здоровьесберегающей деятельности (девятое место). Посредственные результаты у школы по двум показателям — качеству развития кадров (15-е место) и национальному образованию (29-е место).

На третье место вышла среднеобразовательная школа №141, что находится в отдаленном районе города — Дербышках, на улице Парковой. Школа занимает лидирующую позицию по одному параметру — качеству развития кадров. Также школа находится на четвертом месте в своей категории по обеспечению безопасности и на шестом месте по качеству образования. Восьмое место школа №141 занимает по работе с одаренными детьми, воспитательной работе и управлению. По национальному образованию у школы — 17-е место, а по воспитанию здорового образа жизни — далекое 22-е место.

Четвертое место среди «углубленных» — у школы №35, основанной в 2012 году и расположенной в новом микрорайоне «Солнечный город» в самом начале проспекта Победы. У школы хорошие позиции по качеству развития кадров (четвертое место), национальному образованию (пятое место), управлению (шестое место), воспитательной работе (седьмое место). Хуже обстоят дела с качеством образования (11-е место), обеспечением безопасности (13-е место), работе с одаренными детьми (15-е место), воспитанию здорового образа жизни (19-е место).

Замыкает пятерку школ с углубленным изучением отдельных предметов школа №171 из Азино, которая располагается на улице Рашида Вагапова. Судя по оценкам управления образования, конек школы — национальное образование. По этому параметру она находится на первом месте. Хороший результат у азинской школы, кроме того, по воспитательной работе — по этому параметру она на втором месте. Неплохой результат у школы также по обеспечению безопасности — здесь она на шестом месте. Хуже результат по качеству развития кадров — девятое место. За пределы десятки лучших школа выходит по качеству образования и работе с одаренными детьми (16-е место), воспитанию здорового образа жизни и управлению (17-е место).

В самом конце списка школ с углубленным обучением оказались школы №1 на Булаке, №143 на Четаева и №22 на улице Халезова. Среди всех этих школ лишь одна — 22-я — поднялась по одному из показателей выше 10-го места. Зато этот показатель — очень важный: 7-е место по качеству образования.

Рейтинг школ с углубленным изучением отдельных предметов в 2016 году
Район Вид учреждения Наименование ОУ Качество образования Национальное образование Выявление, отбор, создание условий для работы с одаренными детьми
А у СОШ №33 10 3 2
В у СОШ №18 1 29 5
С у СОШ №141 6 17 8
П у СОШ №35 11 5 15
С у СОШ №171 16 1 16
Н-С у СОШ №146 4 10 11
С у СОШ №72 15 21 7
Н-С у СОШ №170 20 15 3
А у СОШ №62 8 13 4

Гимназии и лицеи: в лидерах — Горки и Московский район

Чуть больше, чем общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, в Казани оказалось школ, которые принято считать более «продвинутыми», — гимназий и лицеев (на практике, впрочем, зачастую гимназиями и лицеями становятся «обычные» школы, ничего не меняя в сути работы). Их в столице Татарстана — 48. Сюда также входят несколько «престижных» учебных заведений.

Лучшей казанской гимназией, согласно данным, основанным на оценках управления образования, оказалась гимназия №19, которая расположена на Горках, около станции метро «Проспект Победы». Она заняла первое место по таким важным параметрам, как качество образования, работа с одаренными детьми и управление. Помимо этого, гимназия — на втором месте по качеству развития кадров и обеспечению безопасности. Несколько хуже показатели — по национальному образованию (10-е место), воспитанию здорового образа жизни (12-е место) и воспитательной работе (13-е место).

Второе место — у гимназии №122, расположенной на улице Восстания. Она занимает первое место среди гимназий и лицеев Казани по воспитанию здорового образа жизни. Кроме того, по четырем параметрам у 122-й гимназии — третье место: по работе с одаренными детьми, воспитательной работе, обеспечению безопасности и управлению. По качеству образования гимназия занимает пятое место, по качеству развития кадров — седьмое. По параметру «национальное образование» у гимназии №122 — лишь 18-е место.

На третьем месте находится гимназия №7, расположенная на улице Адоратского. Она занимает второе место по городу по качеству образования и работе с одаренными детьми. Пятое место у гимназии — по воспитательной работе и обеспечению безопасности. На девятом месте 7-я гимназия находится по национальному образованию, на 11-м — по управлению. По воспитанию здорового образа жизни гимназия оказалась лишь на 15-м месте, а по качеству развития кадров — на 16-м.

Четвертое место — у 121-го лицея, который входит в центр образования №178. Лицей расположен на улице Космонавтов. Основные сильные стороны лицея — воспитательная работа и качество развития кадров. По этим параметрам он на первом месте среди лицеев и гимназий Казани. Второе место он занимает по управлению, четвертое — по работе с одаренными детьми. Девятое место у лицея — по обеспечению безопасности. 15-е место он занял по качеству образования и национальному образованию, а 20-е — по воспитанию здорового образа жизни.

Замыкает пятерку еще один лицей — номер 159 на Ноксинском спуске. Ни по одному из параметров он не находится на лидирующих местах, кроме качества развития кадров (здесь он — на третьем месте). По воспитательной работе 159-й лицей занимает шестое место, по обеспечению безопасности — седьмое место. Десятое место у лицея — по работе с одаренными детьми. По качеству образования он находится на 12-м месте, по национальному образованию — на 14-м. Самые низкие показатели лицея — по управлению (18-е место) и воспитанию здорового образа жизни (19-е место).

В конце списка лицеев и гимназий Казани — гимназия №50 на улице Шульгина, гимназия №126 на улице Николая Ершова, гимназия №40 на улице Братьев Касимовых. Самый лучший показатель на эти три школы — пятое место гимназии №40 по воспитанию здорового образа жизни.

Рейтинг гимназий и лицеев Казани в 2016 году
Район Вид учреждения Наименование ОУ Качество образования Национальное образование Выявление, отбор, создание условий для работы с одаренными детьми
П г Гимназия №19 1 10 1
М г Гимназия №122 5 18 3
Н-С г Гимназия №7 2 9 2
С л Лицей №121 15 15 4
С л Лицей №159 12 14 10
П г Гимназия №139 3 30 8
М г Гимназия №102 8 35 5
М г Гимназия№ 2 21 1 13
П г Гимназия №6 13 29 18

Нетиповые школы: физико-математический 131-й и татаро-турецкие лицеи

Четвертая категория казанских школ, которые городское управление образование обозначило как «нетиповые», состоит лишь из восьми учебных заведений. Лучший из них — физико-математический лицей №131, расположенный на улице Бутлерова. Он занимает первое место среди нетиповых средних учебных заведений по качеству образования и работе с одаренными детьми. Помимо этого, у лицея — второе место по обеспечению безопасности, качеству развития кадров и управлению. По воспитанию здорового образа жизни лицей оказался на пятом месте, а по воспитательной работе и национальному образованию — на шестом месте.

Второе место — у лицея-интерната №2. Расположен он в Московском районе, является учреждением с круглосуточным пребыванием воспитанников (только мальчиков). Учрежден лицей-интернат №2 был в рамках соглашений между Татарстаном и Турцией в 1992 году. У него — первое место по качеству развития кадров, второе место по национальному образованию и воспитанию здорового образа жизни, третье — по управлению и обеспечению безопасности. Четвертое место лицей-интернат занял по воспитательной работе и работе с одаренными детьми. А вот по качеству образования он находится на предпоследнем, седьмом месте среди нетиповых учебных заведений.

На третьем месте расположилась гимназия-интернат №4, расположенная на улице Баруди. Учатся в ней только девочки. Гимназия-интернат заняла первое место по национальному образованию, воспитанию здорового образа жизни и обеспечению безопасности. По качеству развития кадров и управлению у гимназии-интерната четвертое место в своей категории, пятое место — по качеству образования и воспитательной работе. А вот работа с одаренными детьми здесь «хромает» — гимназия-интернат заняла последнее, восьмое место.

Четвертое место — у лицея-интерната №7, расположенного в Ново-Савиновском районе. Он позиционируется как специализированная школа-интернат для одаренных детей. Основан он в 1994 году как татарско-турецкий экономический лицей. Лицей-интернат занимает первое место по управлению, второе — по воспитательной работе. Третье место лицей-интернат занимает по национальному образованию, четвертое — по качеству образования, воспитанию здорового образа жизни, обеспечению безопасности. По работе с одаренными детьми лицей-интернат находится на пятом месте, а по качеству развития кадров — на шестом.

Замыкает пятерку лидеров лицей при КФУ. Лучше всего здесь развита воспитательная работа — по этому параметру лицей на первом месте. Второе место у него — по качеству развития кадров. Третье место — по качеству образования и работе с одаренными детьми. На пятом месте лицей при КФУ находится по обеспечению безопасности и управлению. Не лучшим образом здесь поставлено национальное образование и воспитание здорового образа жизни.

«За бортом» топ-5 остались IT-лицей при КФУ, лицей №145 и СОШИ «СОлНЦе». При этом IT-лицей занимает второе место по качеству образования и работе с одаренными детьми, третье место — по качеству развития кадров. То же третье место — и у лицея №145 — по воспитательной работе и воспитанию здорового образа жизни.

Рейтинг нетиповых школ Казани в 2016 году
Район Вид учреждения Наименование ОУ Качество образования Национальное образование Выявление, отбор, создание условий для работы с одаренными детьми
В н Лицей №131 1 6 1
М н Лицей-интернат № 2 7 2 4
К н Гимназия-интернат №4 5 1 8
Н-С н Лицей-интернат №7 4 3 5
В н Лицей при К(П)ФУ 3 7 3
П н IT-лицей 2 4 2
А н Лицей №145 6 5 7
В н СОШИ «СОлНЦе» 8 8 6
Максим Матвеев, аналитическая служба «Реального времени»
Справка

Методика

Исследование учебных заведений аналитической службы «Реального времени» основано на данных рейтинга управления образования, составленного в конце 2016 года. Согласно ему, все средние учебные заведения Казани делятся на четыре категории — общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи, а также нетиповые школы.

Внутри каждой из категорий учебным заведениям присваивался рейтинг — по каждому из восьми критериев. К этим критериям отнесли: качество образования; национальное образование; выявление, отбор, создание условий для работы с одаренными детьми; воспитательную работу; воспитание здорового образа жизни; обеспечение безопасности и здоровьесберегающую деятельность; качество развития кадров; управление. По каждому из параметров школы градировались внутри своей категории, им давалось место. «Реальное время» сложило оценки по всем параметрам — в результате получился итоговый рейтинг.

АналитикаОбществоОбразование

Новости партнеров