Комментатор World of Tanks из Казани: «В игре выбираю средние танки — они очень быстрые, юркие, динамичные»

За крупные турниры в киберспорте игроки получают выигрыши намного серьезнее, чем в классическом спорте

По каким причинам финал регионального сезона киберспортивной лиги World of Tanks был перенесен в Европу? В чем секрет популярности WoT? Насколько велики призовые фонды на турнирах по Dota? Действительно ли киберспорт обогнал классические виды спорта по количеству зрителей и гонорарам? На вопросы «Реального времени» ответил комментатор Wargaming.net League, казанец Азиз Хабибуллин.

Первые успехи в игре и переезд из Казани в Польшу

— Азиз, расскажите нам немного о себе и о том, как и когда вас захватила игра «World of Tanks»?

— Я сам из Оренбурга, но в 2007 году переехал в Казань и поступил в КХТИ на специальность инженера-технолога по переработке нефти и газа. И как раз в мои студенческие времена вышла игра «World of Tanks»: я заинтересовался, начал играть и практически сразу стал показывать неплохие результаты. В результате меня заметил топовый клан и пригласил играть в его составе. За этим, в 2011 году, последовал мой первый турнир, куда наш клан выиграл путевку. Тогда мы взяли первое место. Вообще, мы успели поучаствовать во многих турнирах, побеждали Китай, Швецию, много раз участвовали в турнирах в Киеве, Минске, Москве и Казани.

— Из рядового игрока вы превратились в комментатора Лиги — как вам это удалось?

— Где-то полтора года назад компания Wargaming начала приглашать меня на свои мероприятия в качестве аналитика — человека, который обозревает бой после того, как он заканчивается, и простым языком объясняет, что происходило, почему, для чего те или иные игроки взяли такие-то танки и так далее. Просто к тому времени у меня уже был серьезный багаж знаний, а также способность объяснять все происходящее обычному человеку, который, например, в первый раз пришел на трансляцию.

А летом прошлого года компания ESL (Electronic Sports League — Электронная спортивная лига, одна из крупнейших киберспортивных лиг в Европе) предложила мне работу с переездом в Польшу. Сначала я раз пять отказывался от этой работы, не хотел переезжать из Казани по личным причинам, но потом все-таки согласился, и уже со 2 августа живу здесь.

«Мы успели поучаствовать во многих турнирах, побеждали Китай, Швецию, много раз участвовали в турнирах в Киеве, Минске, Москве и Казани». Фото Максима Платонова

— Не могу не спросить, как вам Польша после Казани? У нас выходило интервью с девушкой, которая переехала из столицы РТ в Краков: она заявляет, что в Польше жить намного комфортнее.

— Я переехал в Катовице: город вроде бы и современный, но после Казани слишком деревня, что ли. Казань все же столица, очень развитый город, а тут мало мест, куда можно сходить, погулять, посмотреть и все в таком духе. Ну и конечно, языковой барьер создает ощутимый дискомфорт: в школе и в универе у меня был немецкий язык, а тут везде польский и местами английский. Конечно, на английском еще хоть как-то можно объясниться, но большинство поляков говорят по-английски так же, как и я сам — плохо. А в основном они говорят на польском, который для меня немного сложноват. Был бы я украинцем или белоруссом, возможно, было бы попроще. А так как я татарин вообще, то это сложный для меня язык.

Но, с другой стороны, знаете, раньше я считал, что Казань — довольно чистый город, но после того, как пожил здесь, понял, что это совсем не так. В Польше очень чисто, очень убрано, всегда все подстрижено, дороги всегда отличные. В магазинах наших, типа «Ашана», часто можно было встретить испорченные продукты или те, которые должны испортиться сегодня-завтра, а в Польше такого нет — продукты всегда свежие, вкусные и нет такого, что зимой огурцы стоят как самолет, а летом цена падает.

«Болельщиков будет мало, и мы это прекрасно понимаем, но...»

— Многих возмутила новость о том, что финал «Золотой Серии» по WoT будет проходить в Польше. Вы можете объяснить, с чем связано такое решение? Возможно, Wargaming не перезаключил договор с киевлянами или просто подходящую площадку не смогли найти?

— Ну, это вопрос, на который я не имею права отвечать…

— Хорошо, но вы хотя бы свое личное мнение можете высказать по этому поводу?

— Как бывший киберспортсмен, который катался по всему миру, я отнесся к этому не совсем позитивно. С одной стороны, как работник этой организации я прекрасно понимаю, почему финал будет проходить здесь, а если смотреть с другой стороны, то я не могу совсем позитивно к этому отнестись.

«В дальнейшем у нас будет гранд-финал — это крупнейший танковый турнир, который проводится раз в год, и он будет проходить в Москве — это на 100% точная информация. Гранд-финал обычно всегда проводился в Варшаве, а теперь локацию поменяли на российский город». Фото Максима Платонова

Во-первых, это финал СНГ, а проводится в Польше. Мне, как фанату одной из топовых команд, было бы приятно приехать в Минск, Москву, Санкт-Петербург или в Киев, чтобы поболеть за любимый коллектив. А чтобы лететь в Польшу, все-таки нужна виза, плюс это какие-то дополнительные расходы.

— Не опасаетесь того, что болельщиков будет мало?

— Болельщиков будет мало, и мы это прекрасно понимаем, но в то же время мы надеемся, что финал посмотрят больше людей в онлайне.

Вообще, в дальнейшем у нас будет гранд-финал — это крупнейший танковый турнир, который проводится раз в год, и он будет проходить в Москве — это на 100% точная информация. Гранд-финал обычно всегда проводился в Варшаве, а теперь локацию поменяли на российский город. Думаю, для болельщиков такое решение станет достойной компенсацией.

Миллионы Алишера Усманова ушли на киберспорт

Азиз, а как вы думаете, в чем секрет популярности WoT?

— Секрет этой игры, наверное, в том, что она довольно-таки простая для любого контингента. В основном, в сложные игры играет молодое поколение, потому что оно наиболее обучаемое, а мужики взрослые с трудом осваивают технику и навороченный геймплей. А «Танки» — это такая простая, мужская игра. Там не нужно «качать» какого-то персонажа, целыми сутками опыт «формить» — ты просто зашел, взял танк и пошел в бой. Нажал кнопку — он стреляет, нажал другую кнопку — он поехал. Все максимально просто. Причем игра доступная, в нее можно играть бесплатно, но если ты хочешь получить какие-то дополнительные «плюшки», то, естественно, будь добр, купи премиум-аккаунт.

— Насколько успешно удается передать в игре эффект реального боя? Или такая задача вообще не стояла перед создателями?

— Ну, вообще, стоит заметить, что в реальном бою у нас были не только танки, а здесь игра в каких-то узких рамках: у нас есть определенная карта, на которую мы попадаем, и у нас есть танки 15 на 15, причем техника совершенно разная — в одном бою могут быть и немцы, и французы, и советские танки, и американские. Так что, наверное, не стояла задача передать реальный бой. Там, конечно, пытались ввести отдельные режимы, которые были похожи на реальный бой: использовать только те танки, которые реально участвовали в битвах, применять такой же набор снарядов… Но этот режим как-то не «выстрелил» — видимо, людям больше нравятся режимы, где все вперемешку, кто на чем хочет, на том и катает.

«Танки» — это такая простая, мужская игра. Там не нужно «качать» какого-то персонажа, целыми сутками опыт «формить» — ты просто зашел, взял танк и пошел в бой». Фото Максима Платонова

— Кстати, о военной технике: вас устраивает выбор танков в игре? И вы сами на чем предпочитаете «воевать»?

— Меня, как опытного игрока, устраивает более чем. Когда я начинал играть, было всего лишь две ветки — СССР и Германия, а сейчас мало того, что расширили наполнение этих двух веток, так еще и добавили Америку, Францию, Японию, Швецию и так далее. Так что выбор техники просто огромный, а новички часто путаются и не знают, что выбрать.

Что касается моего выбора, то я, как активный человек в жизни, и в игре выбираю танки активные — это средние танки, они очень быстрые, юркие, динамичные. Это «Бачат» — такой французский средний танк, потом Е-50М — немецкий танк и советский танк «Объект-140».

— Напоследок хочу попросить вас оценить перспективы киберспорта. Вообще, можно ли сказать, что сейчас киберспорт уже догнал классический спорт по гонорарам, аудитории и так далее?

— У киберспорта огромное будущее. Уже сейчас мы можем наблюдать, как за крупные турниры в киберспорте игроки получают выигрыши намного серьезнее, чем за классические спортивные мероприятия. Возьмем игру «Дота-2», там есть турнир international, который проводится раз в год — его призовой фонд достигает 20 млн долларов. Но «Танкам», конечно, пока далековато до такого.

Все больше людей вовлекаются в эту сферу, очень много спонсоров появляется, которые начинают выделять деньги на турниры. Российский миллиардер Алишер Усманов, кажется, в прошлом году влил несколько миллионов как раз-таки в развитие киберспорта. Они стоят практически наравне — классический спорт и киберспорт. У последнего, кстати, аудитория зрителей порой бывает больше, чем у обычных видов спорта, и спортсмены, кстати, также жертвуют своим здоровьем.

Лина Саримова
СпортКиберспорт

Новости партнеров