Суд над «дробильщиками»: «АСВ пишет, что уже в ноябре Татфондбанк не принимал деньги, то есть полную ложь!»

На первом же заседании выяснилось, что подсудимых может быть 6 тысяч, а клиенты ТФБ договорились о встречных исках к Агентству страхования вкладов

Суд над «дробильщиками»: «АСВ пишет, что уже в ноябре Татфондбанк не принимал деньги, то есть полную ложь!»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

На первое заседание в первом же судебном разбирательстве по обвинению в махинациях с вкладами пришли и другие клиенты Татфондбанка. Отчасти, чтобы поддержать «товарищей по несчастью», а кроме того — выслушать позицию Агентства по страхованию вкладов, от которого ждут аналогичных исков об отказе в выплате страховки. Однако представители АСВ и ТФБ на заседание не явились. Вкладчики договорились о встречных исках к временной администрации.

6 тысяч вкладчиков-«махинаторов»

Начавшийся в Вахитовском районном суде Казани процесс — первый в ожидаемой серии дел против клиентов-«дробильщиков» Татфондбанка. Ответчики по делу — казанские супруги-пенсионеры Ахметовы. В ноябре прошлого года Ахметовы продали квартиру. Деньги побоялись держать дома и отнесли в банк. По предложению банковских служащих, пожилые люди все оформили в виде вклада, а так как жильем владели в равных долях, то и вырученные средства решили разделить по двум счетам.

— Они продали жилье через оформление ипотеки в Татфондбанке. Что свидетельствует об их добросовестности — там часть средств наличными передали покупатели, другую часть — Татфондбанк соответственно. И Татфондбанк предложил: давайте мы вам их на вклад, и они разместили. Ту наличную часть денег от покупателя тоже внесли в качестве вклада: ну боятся пенсионеры деньги дома держать — это же разумно, правильно, — поясняет действия супругов их юрист Шамиль Шарафиев.

Перечисление денег между мужем и женой Агентство по страхованию вкладов признало сомнительной сделкой — дроблением вклада, чтобы получить не одну, а две страховки в 1,4 млн рублей. АСВ подало в суд на супругов.

— Незаконными АСВ признает любые банковские операции (они им кажутся подозрительными) по разделению, «дроблению вкладов». Это у них любимое выражение в преддверии введения моратория. Они почему-то решили в отсутствие всяких доказательств, что банк был неплатежеспособен якобы. При этом даже сегодня вкладчики стояли и говорили, что и 10, и 12 декабря еще снимали деньги. Никакой официальной информации на тот момент о введении ограничения на прием или снятие денег не проходило, — поясняет юрист, представляющий интересы Ахметовых.

Число таких потенциальных подсудимых исчисляется тысячами. АСВ расценило разделение всех крупных вкладов ТФБ на более мелкие как сомнительные сделки и не внесло их в реестр страховых выплат. В общей сложности из реестра вкладчиков Татфондбанка исключили около 3,9 тысячи человек с требованиями на выплату 4,4 млрд рублей. По «ИнтехБанку» шанса на страховку лишили 2,1 тысячи человек с требованиями на 1,7 млрд рублей.

«Я ко всему прочему за свои деньги оказалась еще и мошенником!»

На слушание пришли и другие пострадавшие клиенты Татфондбанка. Люди опасаются таких же исков в свой адрес от АСВ. Хотя, по их словам, все они просто провели обычные банковские операции. У многих ситуация, схожая с Ахметовыми. Галина И. — такая пенсионерка, которая после смерти брата по его указанию должна была разделить деньги между его детьми. Но открытые на их имена вклады в банке АСВ также признало подозрительными сделками и отказало в выплате страховки.

— Я ко всему прочему за свои деньги оказалась еще и мошенником! За что?! Я законопослушный человек. Мне 56 лет, работала всю жизнь и сейчас продолжаю, потому что на пенсию нереально прожить. У меня обязательства перед детьми, а теперь получается, я их подвела. Меня, наверное, покойные мать с братом проклинают. Вот я столько времени в таком стрессе живу, понимаете? Это же несправедливо! — плачет женщина.

Представители истца — АСВ, а также другого ответчика по делу — Татфондбанка — на суд не явились. В итоге слушание перенесли на 17 марта.

Шамиль Шарафиев: «Я своим клиентам после суда предложил со встречным иском на АСВ пойти. Поскольку мы считаем, позиция АСВ по этому делу проигрышная»

Со встречными исками к АСВ

Выслушать позицию Агентства по страхованию вкладов в отношении «дробильщиков» пришли и клиенты ТФБ из числа юрлиц, которых также обвиняют в махинациях за перевод денег на вклады физлицам. Общее горе объединило «физиков» и «юриков», которые остались после заседания посоветоваться, как противостоять агентству.

— Нужно подать заявление в АСВ до 15 марта, до конца действия моратория, от имени каждого вкладчика с подписями. Причем подписи должны быть нотариально заверены, — поясняет юрист фирмы, переоформившей вклад на физлицо.

— Я своим клиентам после суда предложил со встречным иском на АСВ пойти. Поскольку мы считаем, позиция АСВ по этому делу проигрышная. Здесь надо учитывать добросовестность вкладчиков: они не знали, не могли даже знать, что у банка будут такие проблемы. Во-вторых, у них в Татфондбанке деньги, пусть небольшие, с 2007 года лежали. Они были постоянными участниками операций по вкладам. Последняя операция у них была 25 ноября. Хотя АСВ пишет, что уже в ноябре деньги банк не принимал, то есть полную ложь! — говорит Шамиль Шарафиев.

По словам юриста, иск Агентства по страхованию вкладов, по сути, попытка сыграть на опережение, не дожидаясь заявления вкладчика о взыскании страхового возмещения. Вкладчиков обнадеживает и положительная судебная практика по физлицам в Москве при аналогичных судебных тяжбах с АСВ.

Василя Ширшова, фото автора

Новости партнеров