Операция «Эвакуация»: Ленинградский авиационный завод № 387 — КВЗ

На территории небольшого завода обозных деталей № 169, производившего в мирное время изделия гужевого транспорта, в годы войны разместилось оборудование Ленинградского авиационного завода № 387 (впоследствии Казанский вертолетный завод), который был создан приказом Наркомата авиапрома от 4 сентября 1940 года. Поскольку авиационная судьба предприятия была определена в 1940 г., именно с этой даты идет отсчет истории нынешнего КВЗ. О том, как создавалось процветающее ныне оборонное предприятие, читайте в материале приуроченного к Великой Победе цикла статей газеты «Реальное время».

  • Год основания: 1940
  • Название до войны: Казанский завод обозных деталей № 169
  • Название после эвакуации: Казанский вертолетный завод
  • Руководитель в военное время: Федин И. В. (1941-1945)
  • Выпуск: более 11 тысяч бипланов ПО-2
  • Наши дни: Предприятие выпускает современные модификации гражданских и военных вертолетов серии Ми-8/17 разработки Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля: Ми-8МТВ-5, Ми-17В-5 и Ми-172. КВЗ также разработал и выпускает легкий вертолет «Ансат» и его модификацию «Ансат-У», предназначенную для обучения пилотированию. За всю историю существования завода выпущено более 12 тысяч вертолетов.

Эвакуация завода из Ленинграда началась 23 июля, и последний эшелон с его оборудованием прибыл в Казань 22 августа 1941 года. Не щадя себя, трудились рабочие и специалисты и через 8 дней закончили монтаж станков. И уже с сентября 1941 года завод приступил к выпуску самолета У-2 (с 1944 года — ПО-2 по имени конструктора Н. Н. Поликарпова). С первых дней войны эта неказистая машина стала незаменимой на фронте. Ее использовали в качестве разведчика, связного. На этом самолете вывозили с передовой раненых бойцов. Но машина не была приспособлена к ведению боевых действий. С середины IV квартала 1941 г. завод приступил к переоборудованию самолета в легкомоторный бомбардировщик.

«Небесный тихоход», выпускаемый в Казани, стал легендарной фронтовой машиной. Появление его на передовой поначалу вызывало у гитлеровцев скептическое отношение, но когда ночные бомбардировки лишили покоя передний край, немецкое командование стало выплачивать 5 тысяч марок тому, кто сбивал эти самолеты. К 1945 г. производство боевых самолетов на заводе выросло в 3,5 раза: со 100 до 350 штук в месяц. Всего за годы войны заводом № 387 было отправлено на фронт 11 553 самолета ПО-2, за что коллектив завода в 1945 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Таким образом, каждый десятый боевой самолет, выпущенный в годы войны, получил путевку в небо в Казани. Всего же из республики в армейские воинские части было отправлено 22 тысячи самолетов.

Активно включившись в послевоенное восстановление народного хозяйства, завод за 1947-1951 годы произвел более 9 000 первых в стране самоходных комбайнов С-4.

В 1951 году КВЗ начал производство вертолетов Ми-1 — это было первый серийный выпуск винтокрылой техники в СССР. Вертолет Ми-4, производившийся на заводе с 1954 года, стал первым отечественным вертолетом, поставляемым на экспорт. В 1965 году предприятие приступило к изготовлению Ми-8 — самого массового и популярного из всех вертолетов семейства «Ми». В 1966 году завод № 387 переименован в Казанский вертолетный завод. В 1973 году предприятие освоило производство вертолета-амфибии Ми-14, который широко использовался в морской авиации. Достигнутые успехи трудового коллектива были отмечены орденом Октябрьской Революции (1970 г.) и международной премией «Золотой Меркурий» (1980 г.). Несмотря на имевшиеся в 90-е годы объективные сложности в развитии авиационной промышленности России, завод был преобразован в открытое акционерное общество, получил право выхода на международный рынок, что позволило начать перевооружение производства, внедрять новые технологии обработки материалов и сборки агрегатов сложной геометрии.

В 1993 году предприятие начинает разработку «Ансата» — единственного вертолета, спроектированного и созданного в России в постсоветский период. В 1997 году КВЗ получает официальный сертификат от Авиационного регистра МАК, позволяющий производить разработку вертолетов, а также создает первый прототип «Ансата» с электродистанционной системой. В 1999 году он совершил первый полет. В настоящий момент «Ансат» наряду с основной продукцией завода вертолетом Ми-17 входит в актуальный модельный ряд предприятия. В 2007 году КВЗ вошел в холдинг «Вертолеты России».

Продолжение следует

На постере — вид заводских корпусов и территории завода № 387. Лето 1944 г. Фото из Музея трудовой славы ОАО «Казанский вертолетный завод» на сайте tatfrontu.ru

Часть 3. Операция «Эвакуация»: Московский завод №22 — КАПО им. Горбунова

Часть 2. Операция «Эвакуация»: подвиг татарстанских гвардейцев тыла

Часть 1. Операция «Эвакуация»: как спасали промышленность СССР в первые месяцы войны

Альберт Бикбов, Фаиль Гатаулин по материалам Главного архивного управления РТ

Новости партнеров