Исламские финансы в Татарстане: нереализованные возможности

С чем приехал Минниханов из Саудовского королевства?

Одним из главных событий республики на прошедшей неделе стало, пожалуй, посещение президентом Татарстана Рустамом Миннихановым Саудовской Аравии и его встреча с королем Саудовской Аравии Салманом бин Абдель Азизом ас-Саудом. Для чего глава региона посетил ближневосточную монархию? О чем договорились стороны? Какие перспективы открываются перед нашей республикой? Размышлениями об этом делится с читателями «Реального времени» политолог Марат Хайруллин в авторской колонке, написанной специально для нашей интернет-газеты.

Высокий прием

Состоявшийся на минувшей неделе визит представительной делегации Татарстана во главе с президентом республики Рустамом Миннихановым в Королевство Саудовская Аравия приятно удивил как высоким уровнем приема со стороны хозяев, так и широким форматом повестки этого визита — от обсуждения международных тем и бизнес-вопросов до посещения татарстанцами священной для каждого мусульманина Каабы в Мекке.

Напомним, что в ходе этого визита у Рустама Минниханова прошли встречи с королем Саудовской Аравии Салманом бин Абдель Азизом и наследным принцем Мухаммадом бин Салманом, министром торговли и инвестиций королевства Маджедом Аль-Кассаби и генеральным секретарем Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива Абдельлатыфом Бен Рашидом Аль-Зайяни, руководителем Организации исламского сотрудничества (ОИС) доктором Юсефом бин Ахмадом Аль-Осеймином и президентом Исламского банка развития Бандаром Хаджаром. Это не считая того, что в аэропорту Эр-Рияда Рустама Минниханова встречали высокопоставленные лица на уровне вышеупомянутого министра и представителей правящей династии Саудовского королевства вместе с почетным караулом, что главе Татарстана оказали особую честь от имени саудовского короля в виде посещения Каабы и что в качестве завершающего аккорда вся наша делегация приняла участие в бизнес-форуме «Татарстан — Саудовская Аравия».

По поводу того, что определило в первую очередь такой высокий прием — уже состоявшиеся традиционные связи между Саудовской Аравией и Республикой Татарстан, основанные на исламской солидарности, или статус Рустама Минниханова как спецпосланника главы российского государства Владимира Путина, предположу, что оба обстоятельства. В конечном счете, не просто так президент нашей республики стал руководителем Группы стратегического видения «Россия — исламский мир». В данном случае Москва брала в расчет как активные связи Татарстана с мусульманским миром по линии исламского сотрудничества, так и ежегодное проведение в столице Татарстана форума KazanSummit, который уже в прошлом году собрал более 1500 представителей международных организаций, органов государственной власти, финансовых институтов, посольств 14 государств, инвесторов и бизнесменов из 51 страны мира.

Инвестиционная засуха

Однако на этом благостном фоне арабо-татарстанских отношений как-то нелепо выглядят официальные цифры внешнеторгового оборота Республики Татарстан с Королевством Саудовская Аравия. Так, в 2015 году они составили всего лишь 11 млн долларов, из которых почти 7 млн долларов приходится на наш экспорт и 4 млн долларов — на их импорт. В 2016 году за 9 месяцев этот оборот составил 10 млн долларов. Согласитесь, для Татарстана с его почти 2-триллионным ВВП и для королевства саудитов с его крупнейшими запасами нефти в мире и 33-миллионным населением не будет преувеличением утверждать, что эти цифры, скорее, близки к нулю.

С учетом того, что визит в Саудовскую Аравию состоялся между коллегиями Агентства инвестиционного развития РТ и двух главных ведомств экономического блока — Минэкономики и Минпромторговли, на которых рефреном звучала тема привлечения инвестиций в республику, отсутствие из этой страны инвестиций в татарстанскую экономику, такой мизерный результат выглядит непростительным укором. Не будем забывать, что Саудовская Аравия имеет помимо супербогатых частных инвесторов еще и суверенный инвестиционный фонд, четвертый по размеру в мире, вкладывает ежегодно по миру десятки миллиардов долларов, держит почти 900 млрд долларов в американских казначейских обязательствах и планирует создать в будущем крупнейший в мире инвестиционный фонд размером в 2 трлн долларов.

Почему же из этого аравийского инвестиционного дождя пока ни капли не перепадает Татарстану? В представленной президентской пресс-службой информации о данном визите обращают на себя внимание следующие слова министра торговли и инвестиций Королевства Саудовская Аравия Маджеда Аль-Кассаби: «К сожалению, у нас мало информации о регионах Российской Федерации, мы мало знаем о Татарстане, Башкортостане, Чечне, Ингушетии и других». Это заявление саудовского министра свидетельствует о том, что причиной низкой инвестиционной активности арабских предпринимателей, в частности саудитов, в нашей республике является не только пресловутый плохой инвестиционный климат в стране, но и банальная плохая информированность об экономическом потенциале нашей республики. А это уже наша вина, и мы находимся в области исламских финансов в ситуации нереализованных возможностей.

Маджед Аль-Кассаби: «Сегодня в Саудовской Аравии большой интерес к России на государственном уровне. Нас интересует и сельское хозяйство, и промышленность — как гражданская, так и военная»

Ничего личного — только бизнес

Здесь худую роль с нами играет наивная вера в исламскую солидарность, которая в свое время выражалось в активной финансовой помощи саудитов мусульманской умме России, и Татарстана в частности, в возрождении ислама на нашей земле. Эта помощь шла на строительство мечетей, обучение имамов, печатание религиозной литературы, поддержку бедных.

Однако для арабских бизнесменов это было просто разновидностью их благотворительной деятельности, своеобразным садака, который, как и исламская солидарность, не распространяется на бизнес. Здесь для них, как и для любых инвесторов, важно, в первую очередь, получение хорошей гарантированной прибыли. Не будем забывать, что будущие арабские предприниматели постигать азы бизнеса едут в западные университеты и школы МВА. Поэтому арабские инвесторы предпочитают пока инвестировать свои деньги в те же американские облигации, недвижимость ведущих западных столиц, покупать европейские футбольные клубы, где для них очевидны гарантированные прибыли. Вот и нашим татарстанским чиновникам, ответственным за привлечение инвестиций, стоит не уповать на исламскую солидарность, не пытаться изображать из себя набожных мусульман, а лучше стараться убедить тех же саудовских инвесторов, что вкладывать в Татарстан выгодно, готовить для них хорошо проработанные инвестиционные проекты, проявлять настойчивость, работать с ними постоянно и системно. Тогда наконец появятся и весомые результаты.

В такой ситуации становится понятным значение состоявшегося визита нашей делегации в Саудовскую Аравию как достаточно серьезной попытки отойти от почти что нулевой отметки экономических отношений, договориться более конкретно с ее официальными лицами и бизнес-сообществом о совместных внешнеторговых и инвестиционных проектах, об участии аравийских бизнесменов в предстоящем форуме KazanSummit. Ведь как заявил тот же саудовский министр Маджед Аль-Кассаби: «Сегодня в Саудовской Аравии большой интерес к России на государственном уровне. Нас интересует и сельское хозяйство, и промышленность — как гражданская так и военная». Будет большим упущением для ответственных за внешнеэкономические связи ведомств в республике не воспользоваться этими возможностями. А о результатах визита мы узнаем позже.

Марат Хайруллин, фото prav.tatarstan.ru
Справка

Марат Ильдусович Хайруллин — директор Фонда политических исследований и технологий.

  • Родился в 1967 году в Казани.
  • В 1992 году окончил исторический факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина (история).
  • 1996—1997 — преподаватель кафедры Теории государства и права Института экономики, управления и права.
  • 1997—2003 — преподаватель юридических дисциплин Татарского института содействия бизнесу: «История государства и права Отечества», «История государства и право зарубежных стран».
  • 2003—2004 — научный сотрудник Казанского государственного энергетического университета.
  • В 2004 году окончил экономический факультет Университета управления «ТИСБИ» (финансы и кредит).
  • 2005—2006 — старший научный сотрудник отдела энергетики филиала Казанского научного центра Российской академии наук.
  • 2006—2009 — заведующий редакционно-издательским отделом Исследовательского центра проблем энергетики Казанского научного центра РАН (Академэнерго).
  • 2004—2009 — депутат Государственного Совета Республики Татарстан третьего созыва, член Комитета ГС РТ по государственному строительству и местному самоуправлению.
  • 2009—2014 — депутат Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва, заместитель председателя Комитета ГС по экономике, инвестициям и предпринимательству;

— заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в ГС РТ;

— председатель экспертного совета при фракции «Единая Россия» в ГС РТ;

— руководитель рабочей группы по контролю за тарифами и качеством услуг ЖКХ при президиуме политсовета партии татарстанской региональной организации «Единая Россия»;

— член Комиссии ГС РТ по контролю за реализацией государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»;

— член Комиссии ГС РТ по контролю за реализацией государственной программы РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013—2020 годы».

  • С 2014 года — Директор Фонда политических исследований и технологий.

Новости партнеров