Банковская реклама: доминирование ВТБ, цена шоу «Голос» и сухой паек казанских рекламщиков
Рекламные бюджеты банков России (без учета скрывших отчетность и лишенных лицензии банков) в прошлом году составили 31,3 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2015 годом почти на 25%. Четверть совокупного маркетингового бюджета контролировала группа ВТБ, тогда как Сбербанк, напротив, сократил расходы. Как выяснила аналитическая служба «Реального времени» татарстанские банки в прошлом году сократили расходы на продвижение почти на треть — до 218 млн рублей, более половины этой суммы обеспечил один банк — «Ак Барс».
Щедрость Тинькова и экономия Грефа
В 2016 году общие расходы банков России на маркетинг и рекламу составили 31,3 млрд рублей. За год бюджеты кредитных организаций на продвижение выросли почти на четверть. Пятерка крупнейших рекламодателей не поменялась, однако внутри нее произошла некоторая перестановка сил. В частности, банк «Тинькофф кредитные системы» обошел Сбербанк по объему бюждета. Банк Олега Тинькова нарастил маркетинговые расходы за год более чем в два раза до 2,7 млрд рублей. А вот Герман Греф, напротив, единственный из топ-5 срезал расходы на 3% до 2,6 млрд рублей. Кстати, в десятке крупнейших российских банков-рекламодателей также поступил только «Альфа-банк», маркетинговый бюджет которого сократился на 8% до 0,7 млрд рублей за год.
Из 31,3 млрд рублей совокупного рекламного бюджета банков России в 2016 году четверть (!) обеспечил банк ВТБ. Вероятно, из 7,4 млрд рублей маркетинговых расходов второго по величине банка страны значительная часть пришлась на поддержку спорта. Однако немалые деньги достались и рекламщикам. В пресс-службе банка ВТБ газете «Коммерсант» пояснили, что такой рост расходов в отчетности связан с интеграцией «Банка Москвы» весной 2016 года и рекламой розничных продуктов ВТБ.
Сильнее всех из числа первой пятерки банков-рекламодателей свой бюджет в прошлом году увеличил банк «Югра». Расходы кредитной организации на продвижение взлетели более чем в 5 раз до 1,7 млрд рублей. В банке объяснили это отражением в отчетности расходов на рекламные кампании 2014 и 2015 годов. Напомним, «Югра» является генеральным спонсором рейтингового песенного телешоу «Голос» на «Первом канале», поддерживает мужскую волейбольную команду «Динамо».
Сократил маркетинговый бюджет сильнее других крупнейших рекламодателей в прошлом году «Россельхозбанк», срезав более 30%. По итогам года вложения банка в продвижение составили 0,6 млрд рублей, тогда как в 2015 году банк отчитался о 0,9 млрд рублей рекламного бюджета.
Топ-20 крупнейших банков-рекламодателей в России в 2016 году, данные ЦБ РФ, тыс. руб.
№ | Наименование банка | 2016 г. | 2015 г. | Динамика |
1 | Банк ВТБ | 7 444 640 | 5 602 021 | 133% |
2 | Тинькофф Банк | 2 725 682 | 1 280 735 | 213% |
3 | Сбербанк | 2 678 702 | 2 754 327 | 97% |
4 | Газпромбанк | 1 907 642 | 1 137 547 | 168% |
5 | Банк «Югра» | 1 707 238 | 323 655 | 527% |
6 | ВТБ 24 | 1 151 172 | 659 378 | 175% |
7 | Почта Банк | 886 879 | 542 828 | 163% |
8 | Райффайзенбанк | 870 845 | 806 648 | 108% |
9 | Альфа-банк | 764 324 | 832 545 | 92% |
10 | ФК Открытие | 717 224 | 105 341 | 681% |
11 | Московский кредитный банк | 670 255 | 675 793 | 99% |
12 | Совкомбанк | 631 080 | 599 650 | 105% |
13 | Российский Сельскохозяйственный банк | 627 324 | 917 482 | 68% |
14 | Восточный экспресс банк | 570 289 | 225 238 | 253% |
15 | ОТП Банк | 425 960 | 134 325 | 317% |
16 | Промсвязьбанк | 401 444 | 330 066 | 122% |
17 | Ренессанс Кредит | 339 669 | 336 760 | 101% |
18 | ЮниКредит Банк | 304 017 | 180 149 | 169% |
19 | Росбанк | 296 048 | 153 524 | 193% |
20 | Ситибанк | 270 867 | 273 650 | 99% |
Секреты Роберта Мусина и 5 тысяч Фоата Комарова
Татарстанские банки в 2016 году, в основном, сокращали расходы на продвижение. Без Татфондбанка, который был крупным рекламодателем, и «Тимер банка», также входившего в число крупнейших, совокупный маркетинговый бюджет республиканских игроков сократился на треть. Банки группы Роберта Мусина после кризиса в ТФБ скрыли свою отчетность.
Без ТФБ и «Тимера» татарстанские банки потратили на маркетинговые нужды в прошлом году 218 млн рублей, тогда как в 2015 году их совокупный бюджет составлял 310 млн рублей. Из десятки главных местных рекламодателей увеличили траты на рекламу только два банка — и оба из Челнов. «Автоградбанк» вложил в продвижение в прошлом году 5,6 млн рублей, в 1,5 раза больше, чем годом ранее. АКИБАНК потратил 5,3 млн рублей, нарастив рекламные расходы на 20%.
Увеличили рекламные бюджеты в прошлом году всего лишь пять банков из 17, отчитавшихся по 102-й форме ЦБ. Кроме «Автоградбанка» и АКИБАНКа, это «Татсоцбанк», «Камкомбанк» и «Заречье». Последний, кстати, увеличил расходы на маркетинг и рекламу более чем в 4 раза. Впрочем, его годовой бюджет не самый большой для этой отрасли — 1,1 млн рублей. Четыре татарстанских банка не тратят на рекламные нужны даже миллиона. Например, «Автокредитбанк», подконтрольный компании «СМП-Нефтегаз» Фоата Комарова, вложил в продвижение 5… тысяч рублей. Возможно, одной купюрой.
Расходы банков Татарстана на рекламу в 2016 году, данные ЦБ РФ, тыс. руб.
№ | Наименование банка | 2016 г. | 2015 г. | Динамика |
1 | Ак Барс банк | 127 018 | 206 046 | 62% |
2 | Спурт | 26 013 | 28 397 | 92% |
3 | Аверс | 13 541 | 15 475 | 88% |
4 | Энергобанк | 12 069 | 13 213 | 91% |
5 | ИнтехБанк | 7 099 | 7 763 | 91% |
6 | Девон-Кредит | 7 027 | 7 547 | 93% |
7 | Автоградбанк | 5 614 | 3 732 | 150% |
8 | АКИБАНК | 5 334 | 4 418 | 121% |
9 | Банк Казани | 4 913 | 12 382 | 40% |
10 | АНКОР БАНК Сбережений | 4 848 | 7 103 | 68% |
11 | Татсоцбанк | 2 201 | 1 540 | 143% |
12 | Камский коммерческий банк | 1 508 | 1 318 | 114% |
13 | Банк Заречье | 1 136 | 259 | 439% |
14 | Татагропромбанк | 279 | 704 | 40% |
15 | Инвестиционный Кооперативный Банк | 125 | 267 | 47% |
16 | Алтынбанк | 13 | 84 | 15% |
17 | АвтоКредитБанк | 5 | 0 | — |
Итого: | 218 743 | 310 248 | 70,4 |
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.