Непутевые заметки: еврейские вопросы о татарах и Фишман, мечта о дне Казани и досмотр с пристрастием

Путевые заметки о Земле обетованной. Часть 1

Непутевые заметки: еврейские вопросы о татарах и Фишман, мечта о дне Казани и досмотр с пристрастием
Фото: realnoevremya.ru/Тимур Рахматуллин

На днях два российских журналиста Радик Амиров («РИА Новости») и Тимур Рахматуллин («Реальное время») побывали в Израиле. Представителей СМИ пригласили в качестве экспертов, освещающих жизнь российских мусульман, для выступления в Российском культурном центре в Тель-Авиве (Россотрудничество). Наш корреспондент, побывав на Земле обетованной, публикует путевые заметки о своем заграничном вояже.

Евреям о татарах

Для начала объясню, зачем я поехал в Израиль. Казалось бы, это же сионистское логово, как кричат многие. И как утверждают некоторые единоверцы, именно оттуда идет все зло человечества. Пригласили меня в Российский культурный центр в Тель-Авиве (Россотрудничество) вместе с руководителем отдела национальных проектов МИА «Россия сегодня» («РИА Новости»), главредом портала «Россия для всех» Радиком Амировым. Нас позвали как экспертов, освещающих жизнь российских мусульман. Именно там у нас состоялась встреча с русскоязычными гражданами Израиля, среди которых оказалось немало интересных людей. Меня же волновали вопросы, как здесь живут выходцы из Казани и Уфы, есть ли среди них татары и башкиры, как чувствуют себя мусульмане в еврейском государстве. Ну и, конечно, хотелось посетить Иерусалим, посмотреть святыни трех религий. Кое-что по итогам поездки уже опубликовано в «Реальном времени» или будет напечатано позже.

Мой старший коллега Радик Амиров рассказал о мусульманских и иудейских общинах России, их взаимодействии, а я — об отношениях мусульман и иудеев в Татарстане и Башкортостане. К слову, после наших докладов начались вопросы слушателей про религиозный экстремизм, которые нам, российским мусульманам, кажутся избитыми и скучными. Пришлось очередной раз повторять как мантру, что терроризм не имеет ничего общего с исламом. У меня спросили про деятельность президента РТ Рустама Минниханова, его помощника Наталию Фишман и про предпринимателя, главу еврейской общины республики Михаила Скоблионка. Надо отметить, что собравшихся весьма поразило, как у нас мирно живут представители разных национальностей и конфессий, особенно в регионах с преобладающим мусульманским населением. Хотя для россиян это уже настолько привычно, что удивляться нечему.

После собрания мы побеседовали с директором РКЦ, первым секретарем Посольства РФ в Израиле Натальей Якимчук, председателем Координационного совета организаций соотечественников в Израиле, уроженцем Казани Леонидом Литинецким, президентом Ассоциации дружбы и сотрудничества граждан Израиля и России (АДИР) Зеевом Ицхаром, его замом и председателем Всеизраильского объединения выходцев из Республики Татарстан Максимом Перельштейном. А известный писатель и политолог Марк Котлярский подарил мне свою новую книгу «Призрак на пороге» и оставил автограф. Отдельно нужно упомянуть и присутствующего при беседе еще одного татарина — собкора «РИА Новости» Артура Габдрахманова, который работает в Тель-Авиве.

Якимчук рассказала, что в Израиле ежегодно проводятся дни Москвы и Санкт-Петербурга на самом высоком уровне. Она выразила желание показать израильтянам и третью столицу России — Казань. К этому событию они надеются привлечь звезд татарской сцены, топовых политиков республики, для делегатов из Казани организовать экскурсию по Святой земле. Договариваться с руководством Татарстана поручили Литинецкому.

Нужно понимать, что на базе АДИР запущен интересный проект «Триалог религий». Как объяснил доктор Зеев Ицхар, три авраамические религии (ислам, иудаизм и христианство) опираются на общие точки или, как у нас принято говорить, «духовные скрепы». Однако, по его мнению, ислам и иудаизм находятся намного ближе друг к другу, поскольку наиболее четко стоят на позициях монотеизма. Евреи, живущие в Израиле, покидать эту территорию не намерены, несмотря на протесты и чьи-либо заявления. Однако воевать с палестинцами и другими арабами, вероятно, тоже надоело, и невыгодно это. Поэтому Ицхар планирует провести богословскую конференцию, на которую хочет пригласить представителей российских мусульманских центров, иудаизма и православия. По его мнению, именно Иерусалим — центр трех религий — был бы хорошей площадкой для такой встречи.

Безопасность превыше имиджа

Что касается самого визита в Израиль: знакомые, кто бывал там раньше, меня предупреждали, что в аэропорту работники злые. «Рожа твоя не понравится — устроят допрос с пристрастием на несколько часов». Однако при прилете в аэропорт «Бен-Гурион» на паспортном контроле девушка, спросив о цели визита и услышав ответ, тут же дала голубой талончик — своеобразную визу — и я легко оказался в Израиле.

Но мое благоговейное впечатление от международного воздушного хаба было смазано уже при вылете на родину. Вот тут и начались те самые допросы и досмотры. При регистрации молодая работница сначала спросила (по-английски), зачем приезжал, кто-нибудь что-то передавал, куда ходил и что делал? Далее начались вопросы из разряда, как тебя точно зовут, имена твоих родителей, братьев и сестер. На вопрос, что у меня за фамилия такая, начал объяснять, что тюркская, характерная для татар и башкир. Последовал дополнительный вопрос: «Татары? А кто такие татары?». Я рассказал, что это народ, проживающий в России. Девушка отошла в сторонку на несколько секунд, перекинулась фразами на иврите с другим работником. Вся наша беседа заняла не более 10 минут. Затем она в моем билете на самолет ручкой обвела время вылета и допустила к осмотру ручной клади. Я прошел через несколько рамок металлоискателей. Там уже молодые люди, работники службы безопасности, свободно говорили по-русски. Понятно, как и полагается, прошел через их сканеры-рентгены. Парень в форме службы безопасности вытряхнул из сумок все мои вещи, которые я старательно складывал вечером до вылета. Ноутбук отправился на дополнительную проверку. Каждую мою вещь (вплоть до грязных носков) перетрясли, перещупали и осмотрели при помощи своих гаджетов.

— Вот извращенцы, — произнесла стоявшая рядом дамочка, наблюдая за манипуляциями сотрудника.

Каждую запечатанную пачку конфет или шоколадку потребовали вскрыть.

Обратил внимание, что остальные пассажиры проходят все эти процедуры довольно быстро (минут 10—15), а проверка меня «на вшивость» уже проходит второй час. Спрашиваю: «Какие-то проблемы?». Парень улыбается, отвечает, что все нормально, и продолжает досматривать каждый миллиметр моих сумок. Каждый документ, каждую бумажку несколько раз перелистали.

— А почему вы так нервничаете? — спрашивает молодая сотрудница в форме, стоящая рядом.

— Вы меня в чем-то подозреваете? — вопросом на вопрос отвечаю я.

— Это формальная процедура, не переживайте.

— А почему остальные быстро проходят? Потому что я черный?

— А вы разве черный? — не поняла юмора девушка.

— Судя по особому вниманию к моей персоне, не белый.

В итоге они забрали у меня зубную пасту, шампунь, завалявшуюся на дне рюкзака зажигалку и пару тюбиков с кремом, которые хотел подарить родным. Как объяснил тот парень, досматривающий меня, «не положено». На все ушло порядка 2,5 часа. Хотя я, пожалуй, легко отделался, судя по комментариям в интернете и записям в блогах. Понятно, почему в аэропорту «Бен-Гурион» более 40 лет не было ни одного теракта. Аэропорт — прекрасная мишень для любого неадекватного человека, поэтому столь строго здесь следят. Страны, окружающие Израиль, не испытывают большой любви к своему соседу. И немало тех, кто мечтает стереть с лица земли еврейское государство. Так что надумаете туда лететь, будьте готовы ко всему.

Кстати, о безопасности. По Тель-Авиву и Иерусалиму ходит немало солдат в форме цвета хаки с оружием в руках. Чаще всего это парни и девушки — в Израиле призывают в армию всех, независимо от пола. В российских городах так много военных мало где встретишь, разве что около воинских частей и стратегических объектов.

Выгода объединяет

— В каких сейчас отношениях находятся евреи и арабы? — задаю общий вопрос доктору Зееву Ицхару, который любезно встретил нас в аэропорту и согласился быть нашим водителем и экскурсоводом по Тель-Авиву и Иерусалиму.

— Видишь ли, до начала «мирного процесса» было намного лучше, — неожиданно ответил он. — Да, воевали, но было спокойней. Когда я перебрался в Израиль в 1971 году, я мог без труда ездить на своей машине в Газу и другие палестинские места. И арабы свободно перемещались по Израилю. Сейчас же так легко там передвигаться не получится.

Не могу не рассказать о нашем провожатом. Доктор Зеев Ицхар перебрался из Ленинграда в Израиль 23-летним парнем. В 1973 году его забрали в армию, где он прослужил в танковых частях несколько лет. Он принимал участие во многих боевых действиях — от Войны Судного дня до Второй ливанской войны. Кроме того, что он майор запаса, Ицхар — знаменитый врач-офтальмолог (отучился в Израиле и Германии) и известный общественный деятель.

Угостив нас чудесным кофе в своем доме в пригороде Тель-Авива, он сообщил, что его жилище проектировал араб-христианин. Среди его друзей немало арабов, включая тех, кто живет в Рамалле — столице Палестины. Вообще, на межличностном уровне между арабами и евреями проблем, как оказалось, нет. Когда дело касается политики, спора вокруг территорий, тут же вспоминаются все прошлые обиды.

И вообще, арабы и евреи, как родные братья, считает он. Более того, доктор не отрицает гипотезы, что среди палестинцев немало потомков евреев, в свое время принявших ислам.

— Взгляни на фотографии Ясира Арафата. Представь его не в куфие-арафатке, а в кипе и пейсах — от раввина не отличишь, — говорит Ицхар.

Однако опрошенные мной арабы оказались не столь рады такому соседству, хотя какой-либо неприязни к самим евреям, по их словам, они не испытывают.

— Посмотрите, много ли арабов в руководстве Израиля? — говорит Самед, сопровождая меня на джума-намаз в мечеть «Аль-Акса». — Кем мы здесь трудимся? В основном строители, дворники, обслуживающий персонал, мелкие предприниматели-лавочники.

— А сам кем работаешь? — интересуюсь я.

— Водителем автобуса. Вожу людей из Иерусалима в Ришон.

Другой молодой араб Шади, работающий администратором в недорогом отеле под названием (внимание!) «Зион», не жалуется на соседство с евреями.

— Руки и голова есть — работа найдется. Аллах всегда дает пропитание (ризк), где бы ты ни находился, — считает он.

Если речь заходит о проектах, приносящих обеим сторонам прибыль, политика уходит в сторону. Как рассказал Леон Литинецкий, на границе между израильским Гильбоа и палестинским городом Дженин была создана промышленная зона, в которой работали и арабы, и евреи.

— Это хороший пример толерантности, потому что за 10 лет совместной работы промышленной зоны прекратились межнациональные стычки, закрылись филиалы радикальных террористических движений на территории Дженина, не было почвы для этого, поскольку евреи и арабы работали вместе и видели такую необходимость. Это бизнес: они вместе зарабатывают деньги. За несколько лет ушла межнациональная ненависть, — отмечает Литинецкий.

Продолжение следует

1/20
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
Тимур Рахматуллин, фото предоставлено автором

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров