Продажа с онлайн-чеком: у держателей кассовой техники появилась новая обязанность перед налоговиками

С 1 июля этого года вся кассовая техника должна перейти на новый режим работы, предполагающий онлайн-передачу данных о продажах напрямую налоговикам, и это станет заключительным этапом в переходе бизнеса на «прямое» общение с фискальными органами: 1 апреля прошлого года начался добровольный переход розницы к онлайн-фискализации, с 1 января этого года функцию онлайн-передачи должна поддерживать вся вновь устанавливаемая ККТ. А с 1 июля 2018 года на новый порядок должны перейти вообще все предприятия малого бизнеса.

Вялый бизнес

Разработчики закона, подписанного президентом РФ еще летом прошлого года, полагали, что от новшества должны выиграть три стороны процесса — бизнес, население и государство.

«Зарегистрировать кассу предприниматель мог без физического предоставления ее налоговому инспектору — через интернет. При этом новая технология позволит снизить ежегодные расходы предпринимателя на кассовую технику на 30—50%, а сам он получает в руки инструмент, с помощью которого в режиме реального времени он сможет следить за своими оборотами, а значит, эффективнее контролировать свой бизнес» — это выдержки из сообщения ФНС РФ, адресованного «Реальному времени».

Предпринимателям, в настоящее время работающим в специальных налоговых режимах и пока не обязанным применять ККТ, на новое оборудование потратиться придется — фискальный накопитель стоит дороже обычного (порядка 20 тысяч рублей), но зато они смогут экономить на его замене: в случае с обычной кассой предприниматель обязан делать это раз в 13 месяцев, в случае с накопителем — раз в три года.

Кроме того, ФНС впоследствии не исключает предоставление налогового вычета, сопоставимого по размерам с расходами предпринимателя на кассовый аппарат, однако конструкция его пока не проработана.

Выиграть должны владельцы и бенефециары компаний и холдингов с большим парком ККТ, которые онлайн-кассам якобы получают точные данные о количестве транзакций и об оборотах. «Было бы хорошо, чтобы к базе данных, полученной в результате внедрения новой системы, получили доступ сами торговые сети, — говорил в одном из интервью сопредседатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев. — Это позволило бы им четче оценить ситуацию на рынке и динамику спроса. Постепенный уход от бумажной отчетности — объективная реальность, но насколько она полезна для государства и компаний, будет понятно позднее».

Наконец, новый закон создает все предпосылки для поддержания равной конкурентной среды для розничного бизнеса, исключая попытки недобросовестных игроков «оптимизировать» свои налоговые обязательства, не применяя ККТ и не печатая чеки.

Однако бизнес-сообщество Татарстана инициативу встретило вяло. Надо сказать, что для республики онлайн-кассы — явление не новое: с 1 августа 2014 и по 1 февраля 2015 года на территории РТ, а также Москвы, Московской и Калужской областей проводился добровольный (в ФНС это подчеркивают особо) эксперимент по их установке. В республике в нем поучаствовало 205 компаний, чей суммарный парк ККТ насчитывал на то время 903 единицы, в том числе — 116 так называемых инновационных касс, то есть компьютеров, планшетов и смартфонов с установленным на них специальным приложением. В числе крупнейших участников пилота — сеть гипермаркетов «Бэхетле», «Ак Барс» Банк и «Татнефтепродукт». За полгода фискальный номер был присвоен более чем шести млн кассовых чеков; общая сумма транзакций превысила три млрд рублей. По окончании эксперимента компании-участники не возвращались к прежнему режиму работы.

Других желающих подключиться к системе, можно сказать, не нашлось — по информации УФНС РФ по РТ, к моменту принятия поправок в № 54-ФЗ, пул компаний «вырос» до 206, а суммарный парк ККТ до тысячи единиц. С 1 августа 2014 года и до 3 июля прошлого года, когда президентом и были подписаны изменения в вышеуказанный закон, в Татарстане было пробито 18 млн чеков на 8,8 млрд рублей. По состоянию на 25 января 2017 года новую технику зарегистрировали 247 налогоплательщиков.

Копите электронные чеки

Населению, в особенности тем, кто имеет привычку копить бумажные чеки, была обещана возможность открытия личного кабинета на сайте выступавшего в период эксперимента в роли оператора фискальных данных Главного научного инновационного внедренческого центра (ГНИВЦ) ФНС РФ, где бы и аккумулировалась вся информация о покупках, проведенных через онлайн-кассы. В личном кабинете, в частности, можно было восстановить утерянный чек. Наконец, покупателю гарантировалась легальность и безопасность покупки, что в свете тогдашней ситуации с количеством «серого» алкоголя в торговых сетях было весьма актуальным.

Сейчас, когда ГНИВЦ ФНС уже не является оператором фискальных данных (всего их пять, и, судя, по ИНН, они являются столичными компаниями), личный кабинет на сайте подразделения открыть уже нельзя. Информацией о том, сколько кабинетов было открыто в период эксперимента, в ГНИВЦ не располагают. Личный кабинет налогоплательщика — физического лица на сайте ФНС РФ возможности отслеживать покупки, проведенные через онлайн-кассы, не дает. Из чего можно сделать вывод, что услуга была не очень-то и востребована. Правда, создать личный накопитель электронных чеков все-таки можно, скачав в AppStore и GooglePlay специальное приложение, позволяющее аккумулировать сведения о покупках путем сканирования с чека QR-кода.

«Пока бюджет — не главное»

В чьей выгоде можно не сомневаться — это государства в лице налоговых органов. Дело не только в том, что новая система позволит, по мнению налоговиков, вывести из тени оборот наличных денег (существующие схемы обналичивания средств позволяют проводить мимо налоговых органов от 33 до 47% в зависимости от вида налогообложения) — онлайн-фискализация серьезно снимает физическую нагрузку с сотрудников фискальных органов.

С недавнего времени налоговая служба в своей контролирующей деятельности использует так называемый риск-ориентированный подход, который постепенно сменяет тотальный контроль. Как следует из определения, в зону особого внимания налоговиков попадают компании с низким уровнем уплаты НДС, убыточные предприятия, компании, платящие низкий доход на прибыль при довольно больших оборотах, и т. д. С 2012 по 2016 гг. ФНС РФ снизила количество проверок с 278 тысяч до 173 тысяч, то есть на 38%. При этом результативность проверок, напротив, выросла с 54% до 86%.

Как следует из сообщения Федеральной налоговой службы, «онлайн-передача данных с ККТ» позволит продолжить эту положительную тенденцию». Что касается дополнительных поступлений в бюджеты, говорить о новых бюджетных доходах налоговики считают преждевременным. «Сейчас нам важно обеспечить для налогоплательщиков максимально комфортные условия перехода на новый порядок. При этом очевидно, что такая система позволит обеспечить значительное сокращение «теневого» оборота денежных средств и даст бюджету существенный рост, о чем свидетельствует мировой опыт». Да и вообще, «оценка доходов бюджета не была целью эксперимента — он проводился для апробирования технологии и выявления возможных проблем», — пояснили «Реальному времени» в Федеральной налоговой службе.

В ФНС признают: большинство новых касс — то есть порядка 40 тысяч на 1 февраля 2017 года — зарегистрировано в регионах, участвовавших в эксперименте (32 млн чеков на общую сумму в 25 млрд рублей). Любопытно при этом, что за время действия эксперимента в четырех регионах было подключено только 3,5 тысячи единиц кассовой техники, из чего можно сделать вывод, что в Москве, Подмосковье и Калужской области, в отличие от Татарстана, процесс временными рамками эксперимента ограничен не был.

Согласно прогнозам, к концу года по стране будут установлены порядка 3,5 млн кассовых аппаратов, в том числе, порядка 48,7 тысячи единиц ККТ в Татарстане — такое количество кассовых аппаратов, по данным УФНС РФ по РТ, зарегистрировано в республике на 1 января 2017 года.

— Ожидается, что проект позволит повысить прозрачность на рынке и снизить ежегодные расходы бизнеса на ККТ, — говорит сопредседатель АКОРТ Ломакин-Румянцев. — Переход на новую технику должен снизить административную нагрузку на бизнес в части упрощения процесса регистрации и перерегистрации ККТ, исключить необоснованные проверки, снизить издержки налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ и т. д. Однако хочется надеяться, что хозяйственный эффект для каждой организации окажется существенно выше затрат на реализацию проекта».

Генеральный директор и владелец сети пекарен «Жар-Свежар» Ирек Галиев, в свою очередь, убежден, что нововведение делает крупные компании чуть менее конкурентоспособными по сравнению с небольшими:

— Чем больше парк ККТ, тем выше издержки, — поясняет Галиев. — Традиционно небольшим компаниям от вопросов контроля удается уходить лучше. Впрочем, я слышал, что в этом году налоговая служба намерена набрать порядка 15 тысяч IT-специалистов, которые этот вопрос закроют целиком и полностью.

Татьяна Колчина
Справка

Штрафы за применение ККТ, не соответствующей новым требованиям, и нарушения условий ее регистрации и применения составят для граждан 1,5 тысячи рублей, для должностных лиц — до двух тысяч рублей, для юрлиц — семь тысяч рублей. Ненаправление покупателю кассового чека в электронной форме грозит должностным лицам штрафом в две тысячи рублей, юрлицам — 10 тысяч рублей. Нарушение оператором законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием наличных или электронных средств платежа повлечет для должностных лиц штраф от 40 до 50 тысяч рублей, для юрлиц — от 500 тысяч до одного млн рублей.

БизнесРозничная торговля

Новости партнеров