Демографический взрыв и больничные создали брешь в Фонде социального страхования в 3 миллиарда

Бюджет татарстанского отделения Фонда социального страхования не выдерживает нагрузки. Страховые сборы татарстанских работодателей не покрывают социальные выплаты, а дефицит фонда приблизился к критической черте в 24,7% или в 3 млрд рублей. «Я не знаю, есть ли в России бездефицитные регионы?», — спросил премьер-министр РТ Ильдар Халиков у замруководителя Федерального фонда социального страхования Андрея Руденко на вчерашнем расширенном заседании координационного совета в Казани и, на удивление всем, услышал утвердительный ответ. Оказывается, есть самодостаточные регионы, но их меньше 10 — это те, кого можно назвать «здоровые и богатые».

Система социального страхования, когда все работодатели выплачивают взносы по единому тарифу в 2,9% для страхования всех работников, не справляется с нагрузкой. Вчера управляющий регионального отделения Фонда социального страхования Рамиль Гайзатуллин сообщил, что по итогам 2016 года совокупный объем страховых сборов от работодателей Татарстана составил 13,2 млрд рублей, а расходы — 15,8 млрд рублей (сегодня на учете в татарстанском региональном отделении состоят 144 тысячи страхователей с численностью работников 1,4 млн человек). Несмотря на нарастающий из года в год разрыв между страховыми сборами и социальными расходами, дефицит фонда покрывается за счет федеральных субсидий. Поэтому ни один работающий по трудовому договору не остается без социальных выплат.

На материнство потратили 7,9 миллиардов, а 5 миллиардов рублей — на больничные

По словам Рамиля Гайзатулина, в этом году 13,7 млрд рублей было направлен на выплату пособий работникам, причем две трети из них получили женщины в связи с рождением ребенка (сюда входят пособия по беременности и родам на 3,4 млрд рублей, по уходу за ребенком на 4,5 млрд рублей и другие). И лишь 5 млрд рублей страховых возмещений получили заболевшие работники по больничным листам. Иначе говоря, страховые взносы от татарстанских работодателей еле-еле поспевают за темпами рождаемости в республике, показывая практически нулевое «сальдо».

Впрочем, управляющий татарстанским Фондом социального страхования вовсе не озабочен «платежным балансом», т. к. страховые возмещения работникам в республике выплачиваются вне зависимости взаимозачета поступлений со стороны их работодателей. Полтора года назад в июле 2015 года Татарстан по предложению федерального Фонда социального страхования одним из первых запустил пилотный проект «Прямые выплаты», по которому страховое возмещение производится напрямую из бюджета Фонда социального страхования. Поэтому главной задачей татарстанского отделения стало налаживание системы своевременных перечислений на зарплатную карту работника. Замруководителя федерального Фонда социального страхования Андрей Руденко признал, что эксперимент в республике удался. По его словам, за это время было выплачено 2,2 млн пособий по временной нетрудоспособности и по рождению детей на 20 млрд рублей (видимо, за счет собственных и федеральных ресурсов). Поэтому пилотный проект «Прямые выплаты» получит распространение еще в 20 регионах РФ, а в 2021 году на эту систему социального страхования перейдут все остальные регионы, где сохраняется принцип «взаимозачета платежей», — уточнил Андрей Руденко.

«Прямые выплаты» ФСС — теперь через налоговиков

Однако успех татарстанского «пилота» во многом был обусловлен тем, что фонд самостоятельно осуществлял администрирование страховых сборов, а с 1 января 2017 года эти полномочия передаются налоговым органам (за исключением, администрирования страховых сборов в связи с несчастными случаями на производстве). То есть если раньше ФСС сама собирала и перечисляла деньги по страховым случаям, то теперь их будут собирать налоговики, а потом «перегонять» страховщикам — не зависнут ли «Прямые выплаты»? Управляющий регионального отделения Фонда социального страхования Рамиль Гайзатуллин заявил «Реальному времен», что последние перемены не приведут к перебоям. К 1 марта страховщики должны завершить камеральные проверки всех работодателей и передать сведения об имеющихся долгах налоговикам. По данным Рамиля Гайзатуллина, при собираемости сборов 98% по итогам года недоимка выросла до 378 млн рублей (менее 2% от бюджета фонда), а самым крупным должником была названа компания «Татфлот». Впрочем, пугает не размер недоимки, а показатель невозвратности. Управляющий признал, что 38% от этой суммы признаны не реальными к взысканию в связи с банкротством предприятий-работодателей.

Восстановить здоровье пострадавшим!

Впрочем, это помешало татарстанскому отделению фонда запустить еще несколько пилотных проектов. Во-первых, это программа по комплексной реабилитации пострадавших на производстве. «Обычно, при травме или с наступлением несчастного случая человек остается один на один… — рассказал Рамиль Гайзатуллин. — А теперь фонд берет пострадавшего по свою опеку, оплачивая его лечение в различных медицинских центрах». Сколько именно человек пострадало не производстве, не раскрывалось, но управляющий заверил, что почти 64% из них смогли восстановить свою трудоспособность. Он привел случай с молодым работником из Бугульмы, который едва не лишился зрения, но после постоянного сопровождения работниками фонда социального страхования врачи из федеральных клиник смогли частично вернуть зрение.

«Почти 80 процентов всех несчастных случаев происходит в строительстве и сельском хозяйстве, — укоризненно позднее заметил Ильдар Халиков. — Хотелось бы, чтобы не только Минстрой отчитывался по субботам о соблюдении охраны труда, но и Минсельхоз». А во-вторых, татарстанское отделение Фонда возвращает 20% от перечисленных страховых взносов предприятиям на улучшение условий труда. По словам Рамиля Гайзатуллина, в прошлом году они получили около 280 млн рублей. По этому поводу Андрей Руденко добавил, что страховые фонды Германии, Австрии направляют на профилактику 60% ресурсов.

Татарстан между богатыми и бедными

В заключение премьер–министр Татарстана Ильдар Халиков вернул аудиторию к глобальной проблеме роста дефицита бюджета территориальных социальных фондов. «У нас обеспеченность собственными средствами на выплату страховых возмещений снижается… Наверное, это не только татарстанская проблема. Дефицит нашего фонда — почти 24,7 процента. Наверное, это среднероссийский показатель? А есть ли бездефицитные регионы?» — как бы риторически звучали его вопросы. Однако Андрей Руденко сумел его удивить. «Есть, но их немного — около 10, — тихо произнес он. — А среднероссийский показатель дефицита около 10 процентов", — еще тише добавил он. После этого ничего не оставалось, как поискать резервы в своих карманах. Ильдар Халиков призвал жестче разбираться с неплательщиками. «Система социального страхования работает по принципу: хорошо живут здоровые и богатые, а бедные и больные — плохо. Мы находимся где-то между ними», — объяснил «Реальному времени» один из служащих Фонда.

Луиза Игнатьева, фото fss.tatarstan.ru
ЭкономикаБюджет

Новости партнеров