Антон Нагуляк: «В отличие от футбола или хоккея с шайбой, в бенди денег на дальнейшую жизнь не заработаешь»

Интервью с хоккеистом «Динамо-Казань»

Полузащитник «Динамо-Казань» Антон Нагуляк, как и все коренные сибиряки, человек очень скромный и немногословный. А ведь ему есть что рассказать — за спиной 31-летнего хоккеиста «золото» юниорского ЧМ, три высших российских титула и 13 сезонов, проведенных в легендарном «Енисее», большую часть которых он работал под руководством выдающегося тренера Сергея Ломанова. Известный телекомментатор и постоянный автор «Реального времени» Александр Норден продолжает знакомить читателей с лидерами казанской команды.

Перебрался с левого берега Енисея на правый

Интервью с многолетним основным игроком красноярского «Енисея» получилось действительно эксклюзивным. Полузащитник Антон Нагуляк в этом году переехал в Казань и спустя более 10 лет согласился дать полноценное интервью представителям СМИ. Спортивная редакция «Реального времени» не захотела упускать подобный роскошный жест со стороны хоккеиста и поэтому расспросила буквально обо всем.

— Антон, Красноярск — спортивный город, у тебя была в детстве альтернатива хоккею с мячом?

— Летом играл в футбол, зимой в бенди. Начал заниматься лет в 7—8. Ходил в школу не при «Енисее», а при алюминиевом заводе, на левобережье. Школа называлась «Металлург». А «Енисей» находился на правом берегу.

— А как попал в «Енисей»?

— Школ русского хоккея в Красноярске было много, и я попал в сборную города. Из «Металлурга» играл за «Енисей» на зональных соревнованиях по России. Потом тренер их уехал в Братск в первую лигу, и нас, красноярских, за ним приехало человек 10. Мне было тогда лет 15. В Братске я провел 2 года — в первой, потом уже стал привлекаться в «вышку». В местном «Металлурге» отыграл сезон 2002/03, потом уехал домой и летом попал к Сергею Ломанову-старшему на просмотр. И так в 2003-м попал в «Енисей», за который и выступал до нынешнего сезона 13 лет.

«Залог успехов «Енисея» — в работе по единому плану, от школы до взрослой команды»

— В твой первый же сезон в красноярском клубе «Енисей» занял 7-е место. Ты провел 20 игр и забил гол. А в матчах 1/8 финала против казанской «Ракеты» участвовал, не помнишь?

— Было такое. В Дербышках мы сыграли 2:2, а дома победили 7:3. А в четвертьфинале против «Зоркого» даже пришлось уйти с поля.

— В 2004 году ты в составе юниорской сборной России становишься чемпионом мира. Какие остались воспоминания?

— Первенство проходило в Финляндии, я играл в основе. Команда наша была сильнее соперников, в финале разделались со шведами, а тренировал нас Ануфриенко Виталий Константинович.

«Бенди в городе очень популярно, от мальчишек отбоя нет, и мое поколение так и шло, росло, мужало: мы все, кто составлял костяк «Енисея», одного возраста максимум год-два разницы». Фото hc-enisey.ru

— В течение первых 10 лет, что ты провел в «Енисее», с сезона 2003/04 команда ничего не выигрывала. Последнее чемпионство датировано было 2001-м годом, затянулась смена поколений. Как удалось вновь вырастить «золотое» поколение, которое, начиная с сезона 2013/14, никому не отдает звание чемпионов России?

— Все идет от школы. Не знаю, можно ли назвать ее великой, но она дает такой результат. Бенди в городе очень популярно, от мальчишек отбоя нет, и мое поколение так и шло, росло, мужало: мы все, кто составлял костяк «Енисея», одного возраста — максимум год-два разницы.

— Тренировал вас в основном Ломанов? Но он же отлучался в сборную, например, руководил ей в 2007 году, когда Россия стала чемпионом мира?

— Тогда руководство «Енисеем» переходило в руки его соратников и единомышленников — Ануфриенко, Пашкина. Это тоже знаменитые в прошлом хоккеисты клуба, патриоты Красноярска, и все проповедовали схожие взгляды на игру, не было никаких шараханий. В этой работе по единому плану, в поставленном деле от детской школы до команды мастеров — одна из важнейших причин возрождения былой славы «Енисея» и наших новых побед.

«Ломанов максималист, его может не устроить качество игры и при победе 10:1»

— Если не возражаешь, поговорим немного о Ломанове-старшем. Какие у него как тренера главные достоинства — он мотиватор, тактик, правильно подбирает и расставляет исполнителей?

— Даже сразу и не ответишь на этот вопрос, невозможно выделить какое-то одно качество. Надо быть внутри команды, чтобы это понять. Отмечу, что Сергей Иванович — человек открытый, прямой и в лицо привык говорить только правду. Настроить команду, подготовить к матчу, найти нужные слова — это у него всегда получалось.

— У него же и свой богатейший опыт как игрока.

— Помню, как приезжало московское «Динамо», установка на игру занимала пять минут максимум — все ребята и так рвались в бой, были предельно мотивированы.

— А после поражений ругал вас?

— Разбирали матчи, причем и после поражений, и после побед. Даже если по 10 забивали, Сергей Иванович мог зайти в раздевалку и сказать, что качество игры его не устроило: «Мне не нужен счет, мне нужно качество игры». Я только попал в «Енисей», мне лет 17, у кого-то, не помню, 10:1 выиграли — Ломанов спускается, выражает недовольство игрой. Я сижу, ничего не понимаю. Такой вот максимализм, так и растет школа. Далее, каждый игрок знал свои действия на поле — куда бежать, как, под кого открываться — все это всегда проговаривалось. Каждый день собрание по теории на 30—40 минут.


«Даже если по 10 забивали, Сергей Иванович мог зайти в раздевалку и сказать, что качество игры его не устроило: «Мне не нужен счет, мне нужно качество игры. Фото »hc-enisey.ru

— Думаю, корни этого максимализма — из советского спорта, это та же школа Тарасова, Тихонова в шайбе, думаю, и в чемпионском «Воднике» такое же было во время чемпионского десятилетия.

— Согласен.

— В «золотых» матчах трех последних сезонов вы два раза подряд победили московское «Динамо» — 6:5 и 5:2, а минувшей весной «Байкал-Энергию» — 6:1. Какая из этих трех решающих встреч вспоминается больше всего. Уверен, волевая победа в 2014-м (6:5)?

— Легко не дался ни один из финалов. Но тогда, в 2014-м, мы в полуфинале прошли Казань, а в финальном матче в Крылатском проигрывали 2:5, но вырвали победу и чемпионский титул. Такое забыть трудно!

«При розыгрыше титула в формате «Финала четырех» произойти может всякое»

— Смотрел недавно матч за Суперкубок России, где твои бывшие партнеры достойно сражались с фаворитом сезона «СКА-Нефтяником», но все-таки уступили? В чем, на твой взгляд, главная причина?

— В Сыктывкаре было много нюансов — погода, качество льда, красноярцы не реализовали свои моменты и пропустили с угловых. Для меня удивительно, что такой престижный матч прошел в сложных погодных условиях на открытом воздухе, что, у нас нет крытых катков, что ли?

— Крытые арены есть, но есть и другая сторона вопроса — столица Республики Коми возвращается в большой хоккей, матч поэтому отдали городу, на трибунах собралось много болельщиков, организаторы создали атмосферу праздника.

— С этой точки зрения — да. Но если смотреть по телевизору, сравнивать качество картинки, то, например, трансляция с хабаровской «Арены «Ерофей» — это просто обалдеть!

— Коли уж упомянули Хабаровск, «армейцы» — фавориты этого сезона?

— Я считаю, фавориты — «СКА-Нефтяник», «Енисей», Иркутск (после некоторой паузы, — прим. ред.), может быть, вмешаются «Волга» и «Водник». В этом году полуфиналы тоже, как и финал, состоят из одной встречи, играется как бы «Финал четырех», а в таком скоротечном турнире все может быть, еще больше непредсказуемости. Да к тому же еще неизвестно, где эта «финальная пулька» будет проходить, кто лучше к ней подойдет по физической форме — многие факторы могут повлиять на конечный результат.

— В Красноярске популярность бенди среди болельщиков не снижается, не приедаются частые победы?

— Нет, победы никогда не приедаются.

— А за команду больше болеют, потому что большинство игроков составляют собственные воспитанники? Для нас в Казани этот вопрос актуален — больше своих стало в «Ак Барсе», к примеру, и народ охотнее пошел на хоккей.

— Это обстоятельство, конечно, имеет место быть, но активно болели всегда за весь «Енисей», без разделения на «свои-чужие». Очень полюбили, например, Кристофера Энлунда, он еще и забивал много.

«В Красноярске активно болели всегда за весь «Енисей», без разделения на «свои-чужие». Фото hc-enisey.ru

«Казань мне нравилась давно»

— Теперь расскажи, как ты после стольких лет в одном клубе, да еще из родного города, решился на переезд в Казань?

— По окончании прошлого сезона у меня появилась возможность сменить обстановку. Мы с руководством «Енисея» решили расстаться по обоюдному согласию. А из «Динамо-Казань» звонили несколько раз, приглашали.

— К Казани как к городу у тебя уже сформировалось определенное отношение к минувшему лету?

— Город мне давно нравился. У меня были предложения и из других клубов, но я хотел переехать с семьей. Дочь пошла в первый класс, сыну исполнилось 2 года, то есть надо в садик. И в этой ситуации комфортнее всего было переехать именно в Казань. Мы приняли с супругой предложение переехать вместе, когда находились после сезона на отдыхе в Таиланде.

— Так сейчас семья здесь с тобой?

— Нет, к сожалению. После того как произошла известная история с расторжением контрактов, я их увез обратно и устроил в садик и школу в Красноярске. А потом уж не стал выдергивать, и так для детей стресс случился — только адаптировались здесь, как обратно пришлось возвращаться. Но там им удобно — их заведения рядом с домом, у жены еще год декрета идет.

— А Красноярск, вообще, комфортный для проживания город?

— Он мне очень нравится, классный. Сейчас еще достраивается и хорошеет к зимней Универсиаде 2019 года.

— Кстати, если Казань называют «спортивной столицей России», то Красноярск можно величать «спортивной столицей Сибири»?

— У нас много сильных команд. Регбисты двух клубов монополизировали российский пьедестал, футбольная команда вверху в ФНЛ, ЦСКА на Кубке России обыграли, волейболистки добились большого прогресса, участвовали здесь в Казани в «Финале четырех» Кубка, баскетболисты и баскетболистки в Суперлигах, хоккейный (с шайбой) «Сокол» тоже на виду в ВХЛ. Да и если брать неигровые виды, вот вчера началось первенство края по вольной борьбе — оно всегда очень представительно, на него «звезды» постоянно приезжают. Что касается спортивной столицы Сибири, то я бы разделил это звание между Красноярском и Новосибирском.

«Еще застал полные трибуны на «Ракете»

— Как тебе «живется» в казанском «Динамо»? Как коллектив, команда? Непривычно, что ваши домашние матчи зрители посещают куда в меньшем количестве, чем, к примеру, в Красноярске, других сибирских городах?

— Ситуацию с казанскими болельщиками я прекрасно знаю. Я еще во время приездов сюда с «Енисеем» застал полные трибуны на «Ракете». Трибуна здесь вместительная, и хотелось бы, конечно, чтобы нас поддерживало больше народа, но это зависит во многом и от уровня нашей игры, и от результатов. Коллектив в «Динамо» очень хороший, дружный, все ребята между собой охотно общаются.

— Первые туры второго этапа показали тотальное преимущество представителей Востока. В чем главные причины?

— Объективно «восточные» команды сильнее, но картина может поменяться, когда они приедут в гости на «Запад». Потери у них будут.

— Но когда победители групп играют со счетом 15:5, это, согласись, непривычно?

— Не забудьте про смену часовых поясов, длинные и сложные перелеты, надо смотреть, как они там добирались. В том же «Ерофее» условия идеальные, но когда ты туда приезжаешь играть после открытого льда, то задыхаешься.

— В Красноярске, кстати, закрытую арену возводить не думают?

— Вот в этот приезд с «Динамо» мне рассказывали, что сезон доиграют на свежем воздухе, и буквально после финального свистка последнего домашнего матча стадион разбирают и начинают строить новый закрытый. Это — на словах, весной посмотрим, что получится на деле.

«Дочь пошла в первый класс, сыну исполнилось два года, то есть надо в садик. И в этой ситуации комфортнее всего было переехать именно в Казань». Фото dinamo-kazan.ru

«На «Ак Барс» ходили чуть ли не всем «Енисеем»

— Сейчас в чемпионате наступил большой перерыв. Что вам надо подтянуть в команде, на что сделать особый упор? Команда сыгралась?

— Команда у нас новая, не сказал бы, что полностью сыгралась, но нити взаимодействия находим. Понимаем, кто куда будет двигаться с мячом или без мяча, а сначала не знали, куда кто поедет — все же из разных клубов, у каждого своя школа. Эту неделю хорошо поработали в плане физики, поднабрались сил. На следующей неделе, если погода позволит, будем отрабатывать стандарты, угловые, реализовывать тренерские задумки.

— Биться со всеми собираетесь, включая Хабаровск?

— Конечно, стоит же конкретная задача.

— За чемпионатом мира следить будешь?

— Обязательно. Я же здесь один живу, у меня весь пакет каналов «Матч ТВ». В основном их и смотрю — футбол, хоккей. У нас в Красноярске из-за часовой разницы особо не посмотришь — на Лигу чемпионов будильник ставишь на 2 часа ночи.

— А живьем на «Ак Барс», «Рубин» удалось сходить?

— На «Ак Барс» мы давно еще ходили, чуть ли не всем «Енисеем», когда приезжали на игры и останавливались в «Ривьере», совсем рядом с «Татнефть-Ареной», и в этом сезоне с партнерами по «Динамо». Вот на «Рубин» на «Казань Арену» хотели в этом сезоне сходить, но они играли на Центральном, а когда мы собрались на новый стадион, мороз чуть ли не до -15 скакнул и поход сорвался.

— У кого больше шансов выиграть чемпионат мира в Швеции?

— Не знаю, я болею за наших, желаю успехов им, чтобы обошлись без травм. Какие бы шведы сильные ни были, играть можно со всеми и обыгрывать, и в том числе в Швеции, что наши не раз доказывали.

«Жить, после того как закончу играть, собираюсь точно в Красноярске»

— Познакомь наших читателей со своей семьей, корнями.

— Дочь зовут Мария, ей 7 лет, и двухлетний сын Александр. Супруга Юля — красноярская, мы с детства дружим с ее братом, вместе в хоккей играли. У нас все в родном городе рядом: через дом — родители, напротив — школа, в соседнем доме — теща. Свой маленький мир. Сейчас тяжело, конечно, жить без них одному, я думал, полегче будет. Мы же когда играли в «Енисее» фактически никогда не расставались, максимум на три недели на сборы отъезжал.

— После матча «Динамо» в Красноярске 18 января удалось дома погостить?

— Да, 4 дня побыл дома, дети от меня вообще не отходили.

— Уже думал, чем будешь заниматься после завершения карьеры?

— Я не хотел бы озвучивать планы, но думать об этом начал давно. У нас такой вид спорта, что если что-нибудь случится, будет очень сложно. Как в футболе или хоккее с шайбой, в бенди денег на дальнейшую жизнь не заработаешь.

— А жить в перспективе хотел бы дома, в Сибири?

— Конечно, дома.

— У тебя, судя по фамилии, украинские корни?

— Да, дед с Украины, живет под Красноярском, километров за 40. Я, к сожалению, плохо знаю свою генеалогию, только то, что дед рассказывает. А бабушка из-под Нижнего Новгорода, когда маленький был, как-то ездили на ее малую родину в гости. Родители из одного поселка. Хотелось бы, конечно, больше узнать о своих предках, но пока знаю немного.

Александр Норден

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Антон Сергеевич Нагуляк, родился 20 сентября 1985 г., 31 год. Рост 170 см, вес 79 кг. Полузащитник, воспитанник красноярского хоккея, мастер спорта.

Игровая карьера:

  • 2002/03 — «Металлург» (Братск)
  • 2003-2016 — «Енисей» (Красноярск).
  • С сезона 2016/17 — «Динамо-Казань».
  • В чемпионате России провел 385 матчей, набрал 99 (33+66) очков. В текущем сезоне — 17 игр (1 гол +2 передачи). В Кубке России 119 игр, 37 (8+29) баллов за результативность.

Достижения:

  • чемпион мира среди юниоров 2004,
  • двукратный обладатель Кубка мира (2011, 2015),
  • трехкратный чемпион России (2014, 2015, 2016),
  • бронзовый призер чемпионата России 2010, 2012, 2013 г.

Женат, имеет сына и дочь.

Спорт

Новости партнеров