«Диалог о покупке трехпалубного теплохода начинается с суммы в 50 млн рублей»

Речники ожидают оживления из-за увеличения курса валют и ограничения выезда за границу для силовиков

Накануне стартовала навигация 2015 года. В преддверии этого события два топ-менеджера и совладельцы крупного судовладельца Татарстана — «Казанской судоходной компании» — генеральный директор Сергей Иванов и исполнительный директор Михаил Цигенько рассказали «Реальному времени» о тонкостях судоходного бизнеса. При какой загрузке теплоходы безубыточны, почему Самара опережает по популярности речного туризма Казань и что общего между «Шаманом» и «Очарованным странником», читайте в их интервью «Реальному времени».

Теплоход-телезвезда

— Какие рейсы будут из Казани в эту навигацию?

Михаил Цигенько: У нашей компании уже есть утвержденное расписание — это три рейса в Волгоград, два рейса в Астрахань, по одному в Пермь, Ярославль, Углич и Москву. Есть короткие рейсы выходного дня — в Самару, Нижний Новгород, Елабугу. В этом году первый теплоход нашей компании отправится в круиз 15 мая.

— А какие суда во владении «Казанской судоходной компании» и как будут распределены маршруты?

— Сергей Иванов: Компания существует на рынке с 2008 года. В нашей собственности и эксплуатации находятся три пассажирских теплохода, а именно «Очарованный странник», «Святая Русь» и «Князь Донской».

«Очарованный странник» — наш флагман, он ходит по очень интересному маршруту Москва — Санкт-Петербург — Москва. В навигацию 2015 года он осуществит 11 рейсов, продолжительность каждого — 11 дней

«Очарованный странник» — наш флагман, он ходит по очень интересному маршруту Москва — Санкт-Петербург — Москва. В навигацию 2015 года он осуществит 11 рейсов, продолжительность каждого — 11 дней. В конце навигации в его расписании предусмотрен так называемый «Круиз трех столиц». Теплоход начинает этот рейс из Санкт-Петербурга, заходит в Москву и далее отправляется в Казань.

Второй теплоход — «Святая Русь» — ходит на Северо-Западе, совершая короткие рейсы по маршруту Санкт-Петербург — Валаам — Санкт-Петербург, Санкт-Петербург — Валаам — Кижи — Мандроги — Санкт-Петербург.

Третий теплоход — «Князь Донской» — совершает увлекательные рейсы из Казани по городам России.

— Есть какие-то истории, связанные с вашим судами?

Иванов: В 2013 году по заказу телеканала НТВ на борту «Очарованного странника» проходили съемки сериала «Шаман-2». Где весь наш экипаж принимал участие в массовке. В 2014 году на теплоходе «Святая Русь», также по заказу НТВ, снимался эпизод сериала «Морские дьяволы.

В прошлые годы на теплоходе «Святая Русь», который раньше назывался «Родина», снимался эпизод фильма «Приключения итальянцев в России», именно на него с моста прыгали герои фильма

В прошлые годы на теплоходе «Святая Русь», который раньше назывался «Родина», снимался эпизод фильма «Приключения итальянцев в России», именно на него с моста прыгали герои фильма. А на теплоходе «Князь Донской», который ранее носил название «Дмитрий Донской», снимался один из выпусков «Ералаша».

Плавали, знаем

— Какие направления популярны у казанцев?

Цигенько: Рейсы средней продолжительности пользуются большим спросом. В первую очередь Волгоград. Обусловлено это тем, что длительность рейса удобная — 6-7 дней, и стоимость путевки не дорогая.

— Если говорить о востребованности направлений, в частности вы затронули тур на остров Ваалам, который пользуется спросом. Что касается святынь, в Татарстане есть Свияжск, Болгар. Эти направления были бы интересны туристам и вам как судовладельцам?

Иванов: Причальные стенки в Свияжске и Болгаре хорошие, но возможность судозахода туда крупных судов, таких как наши, исключен, там отсутствует углубление, вследствие чего мы не можем туда зайти.

Все судовладельцы включают в свое расписание Болгар, он очень интересен всем. Но каждый год приходится его из расписания исключать, потому что судозаход для теплоходов с осадкой больше двух метров невозможен

Цигенько: Все судовладельцы включают в свое расписание Болгар, он очень интересен всем. Но каждый год приходится его из расписания исключать, потому что судозаход для теплоходов с осадкой больше двух метров невозможен.

Иванов: Но мы ждем, что ситуация изменится, потому что Казань в последнее время стала интересна как российским туристам, так и иностранным. Не секрет, что поток туристов в Казани увеличился. Соответственно, если у судов будет возможность посещения Свияжска и Болгара, это будет очень здорово.

— В связи с тем, что турпоток в Казани за последнее время резко увеличился, можно было бы запустить речные туры по Казанке. Насколько это реально и интересно с точки зрения бизнеса?

Цигенько: По Москве-реке и в Санкт-Петербурге по Неве малый флот функционирует. Но в Казани с технической точки зрения это сложно. Куда он пойдет? С Кировского моста пройдет, а дальше идти уже некуда.

Патриотизм на пользу судоперевозкам и эффект «Булгарии»

— Что сейчас происходит на рынке речных круизов? Каковы тенденции?

Иванов: Относительно рынка, то мы ожидаем подъем в связи с разными причинами: экономический фактор — в частности увеличение курса валют, и политический — ограничения выезда за границу силовиков и патриотически настроенных людей.

— На сколько процентов, по вашему мнению, ожидается рост?

Цигенько: Надеемся, что будет рост в районе 10-15%. Все-таки у нас не товар первой необходимости. Потребности людей — поесть и одеться. Они могут вообще никуда не поехать или поехать на привычные курорты Средиземноморья.

— Трагедия с «Булгарией» продолжает сказываться на турпотоке?

Цигенько: 2011 год сорвался, мы прекратили навигацию не в сентябре или октябре, как это принято, а в августе, та же ситуация была и в 2012 году. С 2013 же года наблюдается подъем.

Иванов: После крушения «Булгарии» люди были напуганы, и спад в 2012 году был ощутим — минус 30% загрузок. К счастью, в 2013 году пошел подъем, а уже в прошлом, 2014 году, мы вышли на докризисные загрузки.

— Известно, что в связи с трагедией ужесточились требования к эксплуатации судов.

Иванов: Да, действительно, требования ужесточились.

После произошедшей трагедии наши соответствующие службы — регистр, портконтроль — начали более детальное внимание уделять техническому состоянию судна. Эти проверки перестали быть формальностью

— Неужели после таких трагедий можно спокойно ходить на теплоходах? Где гарантия, что не повторится такого?

Иванов: После произошедшей трагедии, наши соответствующие службы — регистр, портконтроль — начали более детальное внимание уделять техническому состоянию судна. Эти проверки перестали быть формальностью. Нас заставили сделать дополнительные работы, связанные с подтверждением квалификации специалистов, требования по СУБу (система управления безопасностью — прим. ред.). Фактически теплоходы находятся в хорошем техническом состоянии, но чтобы им разрешили выйти в навигацию, они должны пройти множество проверок. Здесь надо иметь понимание, что такое теплоход и каков его класс и уровень. Ведь «Булгария» — это маленький двухпалубный теплоход. Наши же теплоходы дальнего плавания. На теплоходе «Святая Русь» есть классификация «морская», которая позволяет нам выходить в тяжелые погодные условия. Мы усилили систему безопасности, поставили водонепроницаемые двери, в случае каких-либо штормов.

Цигенько: Теплоходы, которые работают на Северо-Западе, имеют более серьезные требования в связи с тем, что там большие озера, приравниваемые к морям — Ладожское, Онежское озера, которые большие по площади. Там шторма бывают довольно серьезные, высота волны приближается к полутора метрам, а на реке такую волну можно встретить крайне редко. У нас на «Святой Руси» ограничение высоты волны — 2,5 метра.

Срок эксплуатации судов довольно серьезный. Возьмем, к примеру, Швейцарию: возраст их теплоходов доходит до 120 лет, и это нормальный срок эксплуатации судов. При проведении соответствующих капитальных работ каждые 5 лет, их можно эксплуатировать дольше. Все зависит от технического состояния

— Одной из причин крушения «Булгарии» называли и истекший срок службы. Каков срок эксплуатации судов?

Иванов: Срок эксплуатации судов довольно серьезный. Возьмем, к примеру, Швейцарию: возраст их теплоходов доходит до 120 лет, и это нормальный срок эксплуатации судов. При проведении соответствующих капитальных работ каждые 5 лет, их можно эксплуатировать дольше. Все зависит от технического состояния. На сегодняшний день каждый год все теплоходы до начала навигации проходят освидетельствования, т. е. соответствующие службы проверяют техническое состояние судов.

Требования соответствующей инстанции к техническому состоянию теплоходов всегда присутствовали, после трагедии эти требования усилились, и теперь «сквозь пальцы» никто не смотрит.

— По словам туроператоров, в Самаре и в Нижнем Новгороде произошла концентрация пассажирского флота. Почему так произошло? Почему не осталось своего флота в Татарстане?

Цигенько: В Самаре спрос раза в три больше, чем в Казани. На мой взгляд, это произошло из-за того, что этому виду туризма не уделялось должного внимания в Татарстане. Мы хотим восстановить интерес татарстанских туристов к речным круизам.

«Если теплоход ходит с загруженностью меньше 70%, то он убыточен»

— Какова средняя стоимость путевки на одного человека?

Цигенько: Стоимость зависит от категории кают и длины рейса. При этом самая недорогая путевка будет стоить от 2 000 рублей в день, категория кают с удобствами от 3 000 рублей в день. Рейсы выходного дня будут чуть дороже названной суммы. В эту стоимость входит трехразовое питание, развлекательная программа на борту, экскурсионная программа.

— Как сложная экономическая ситуация отразилась на обслуживании судов?

Цигенько: Топливо дорожает, но пока оно дорожает в связи с инфляционными процессами, в районе 10-12% в год. Конечно, был очень резкий скачок с 2010-2011 годов, когда цена возросла на 80%, было 15 тысяч рублей за тонну, стало 26,5 тысяч рублей. С 2011 года стоимость выросла на 30%. Расходы на обслуживание судов также возросли.

— Насколько рентабелен бизнес речных круизов?

Иванов: Чем больше теплоход эксплуатировать, тем больше доходность. В советские времена навигация начиналась с 22 апреля, а заканчивалась в ноябрьские праздники. На сегодняшний день основной поток туристов приходится на летнее время. И период навигации очень сжат. В летний период мы должны зарабатывать столько, чтобы окупить расходы целого года.

Цигенько: Если сейчас начать навигацию с 20-х чисел апреля, то очень сложно будет реализовать путевки, либо их стоимость будет не рентабельна. Разгар сезона в нашем бизнесе — конец июня-середина августа. Это те 1,5-2 месяца, когда существует полноценный спрос. Низкий сезон — конец мая-начало июня и сентябрь. Если теплоход ходит с загруженностью меньше 70%, то он убыточен.

— Во сколько обходится обслуживание одного трехпалубного теплохода?

Цигенько: Ежедневное обслуживание теплохода обходится в 250 тысяч рублей, это только для того, чтобы теплоход ходил в навигацию. Есть еще межнавигационные расходы, которые тоже достаточно велики.

Иванов: Бизнес этот не такой легкий, но крайне интересный.


Купить новый теплоход сегодня нереально, никто не рискует это сделать, потому что окупаемость теплохода в текущих условиях — 20-30 лет. В этом бизнесе очень многое зависит от погоды, от экономики в стране

Диалог о покупке теплохода стартует с 50 млн рублей

— Почему невыгодно строить свои теплоходы?

Цигенько: Купить новый теплоход сегодня нереально, никто не рискует это сделать, потому что окупаемость теплохода в текущих условиях — 20-30 лет. В этом бизнесе очень многое зависит от погоды, от экономики в стране. Есть огромное количество факторов, которые могут не только не окупиться, но и уйти в минус. Государство этот рынок никак не поддерживает.

— Какова средняя стоимость трехпалубного теплохода в России, и можно ли его купить на свободном рынке?

Иванов: На сегодняшний день количество судов, которое находится в нормальной эксплуатации в России, довольно ограничено. После кризиса 2011 года в продажу выходили теплоходы, их можно было продать-купить, стоимость была разной. Сейчас же политика продавца судна такова: если купит задорого, продам, а не купит — буду эксплуатировать сам. В свободной продаже судов практически нет. Если кто-то из судовладельцев решит продать теплоход, об этом сразу все узнают.

Цигенько: Согласно системе ценообразования, если спрос идет параллельно с предложением, значит, это приемлемая для обоих цена. В судоходном же бизнесе графики такие, что они не пересекаются.

— Но все же, если мы, к примеру, решимся купить пароход, за сколько продадите?

Цигенько: Если взять трехпалубный теплоход, то сумма, с которой начинается диалог продавца и покупателя, составляет 50 млн рублей.

Иванов: Здесь мало просто вложить деньги, этим бизнесом нужно заниматься, чтобы судно сохраняло свою привлекательность. Каждый год проводить ремонтные работы, улучшать качество обслуживания. Невозможно заниматься эти делом только ради прибыли, нужно любить теплоходы.

— Судовладельцы России как-то взаимодействуют между собой? Может, есть какая-то ассоциация, как это принято сейчас в некоторых сферах бизнеса?

Иванов: Судовладельцы — очень специфический круг, у нас одна каста, где мы так или иначе имеем представление друг о друге. Это очень помогает в кадровых вопросах, когда обращаешься в компании, где работал тот или иной работник (капитан, механик), которого ты рассматриваешь, спрашиваешь, как он, что из себя представляет, а коллеги рекомендуют кандидата либо нет. Более того, на реке информация распространяется быстрее, чем в Интернете. Если у кого-то ребенок родился, кто-то женился и т. д.

— Из какой отрасли пришли в судоходный бизнес?

Иванов: До этого мы занимались продажей строительных материалов, а точнее теплоизоляции. Потом решили параллельно развивать судоходный бизнес. У нас был подготовлен бизнес-план, согласно которому отрасль должна была приносить определенный доход, понимали риски, но не ожидали, что наступит кризис отрасли. Были идеи остановиться и не развивать бизнес, но мы решили идти до конца. Повторюсь, рентабельность этого бизнеса зависит от количества теплоходов. Чем их больше, тем выше рентабельность. И главное при этом — чтобы были высокие загрузки судов.

Цигенько: Мы не отдаем свои суда в аренду, они находятся в собственной эксплуатации, и при этом мы продаем только турпродукт, а не сами путевки. Сами путевки продают туристические агентства. Мы устанавливаем цену за путевку, дороже или дешевле которой агенты продать не могут.

Фото и видео: Роман Хасаев

Фото теплоходов предоставлены «Казанской судоходной компанией»


Гузель Шамилова
Справка

Иванов Сергей Иванович окончил Казанский государственный университет по специальности «юриспруденция». После этого работал в строительной компании, затем стал генеральным директором ООО «Казанская судоходная компания».

Цигенько Михаил Владимирович окончил Казанский авиационный институт, факультет технической кибернетики и информатики. Начинал работу программистом в институте, далее стал руководителем компании по продаже теплоизоляционных материалов, сейчас является исполнительным директором ООО «Казанская судоходная компания».

Новости партнеров