Роскошные автомобили и кисель за 1 000 рублей: самые расточительные закупки 2016 года

Госкомитет Татарстана по закупкам подвел итоги 2016 года

Внимание к коллегиям Госкомитета РТ по закупкам всегда пристальное — то и дело в СМИ всплывают факты о странных закупках, совершенных на бюджетные деньги. Накануне ждали очередного разоблачения, но в докладе руководителя — сплошной позитив. Только представитель проекта ОНФ «За честные закупки» Игорь Бикеев говорил о реальном положении дел, но очень осторожно — «чтобы не было потом скандала», как объяснил он позже корреспонденту «Реального времени».

Заказчики «поджались»?

Доклад Ольги Редько, председателя Госкомитета РТ по закупкам на итоговой коллегии ведомства отличался оптимизмом: в 2016 году в рамках ФЗ № 44 общая сумма закупок в Татарстане составила 83,55 млрд рублей, экономия бюджетных средств по результатам заключенных контрактов 2,85 млрд — это 3,5%. Игорь Бикеев, представитель проекта ОНФ «За честные закупки» уточнил, что Владимир Путин ставил задачу довести эффективность до 5%. Так что «Гарантированная прозрачность» — наивысшая оценка в классе государственных заказчиков регионального уровня, которую присвоили Татарстану по итогам Национального рейтинга прозрачности закупок скорее аванс.

Однако в целом Бикеев считает, что тягу жить на широкую ногу в Татарстане победили. По мнению общественника, роскошные закупки уже не носят массовый характер, как это было в предыдущие годы, хотя периодически всплывают.

— Мы за год нашли примерно 100 сомнительных закупок. Это относительно не много и связано с результативностью общественного контроля. Вы помните о тех скандалах, которые происходили с закупками роскошных автомобилей, проведением корпоративов и тому подобного — сейчас заказчики существенно поджались, — говорит Игорь Бикеев.

Кисельные берега госзакупок

Освоить бюджетные деньги предприимчивые руководители, пытаются теперь по-другому. Главная лазейка — это подготовка конкурсной документации под конкретного заказчика. К примеру исполком Сабинского района Татарстана купит за 12,5 млн рублей автомобиль для перевозки лошадей. В конкурсной документации сказано, что авто должно быть белым с черной графикой. Видимо, лошадям будет спокойней, если они будут знать, что едут в машине цвета зебры.

— Если с расточительством все понятно, достаточно взять цену и сравнить со средней по региону. Заточка же конкурсной документации под конкретного поставщика — тоньше, и нам нужны эксперты-отраслевики, которые разбираются в определенных направлениях, например, кто-то в дорожном строительстве, кто-то в трубах для нефтегазовой отрасли и так далее, — говорит Бикеев.

Но есть и закупки, поражающие наглостью. Например, кисель по 1 000 рублей за килограмм, когда его рыночная цена — 60—70 рублей. Или жесткие диски для компьютера за 250 тысяч, при реальной цене в 50 тысяч рублей.

— Тут два варианта — или это удивительное разгильдяйство, когда люди не представляют себе реальную цену, либо кто-то захотел на одной закупке миллион заработать, — говорит Бикеев.

Причем, неоправданно много бюджетных денег за копеечную продукцию норовят отдать не государственные органы, а различные АО, которые находятся в госсобственности.

— Закупается автомобиль топовой комплектации, когда мы делаем запрос, насколько это целесообразно, государственные органы обычно подробно отвечают, а коммерческие предприятия, АО и так далее, нам присылают примерно следующий ответ: «спасибо за внимание к нам, но мы сами зарабатываем деньги и сами решаем куда их отправлять», — пожаловался Бикеев.

А кто это сделал?

Ильдар Халиков предостерег тех, кто в следующий раз попытается ответить также.

— Для бюджета Татарстана все равно, где находятся деньги — на счету Минфина или у «Татспиртпрома», или иной организации — это все народные бюджетные деньги, и прозрачность должна обеспечиваться, — сказал премьер.

Однако назвать конкретные имена эксперт по честным закупкам отказался. «Иначе скандал начнется», — сказал Бикеев корреспонденту «Реального времени». Неосторожность в конкретизации имен нарушителей, кстати, вылилась в скандал на коллегии Пенсионного фонда, когда ведомство обвинили в ущербе деловой репутации. Правда, Ильдар Халиков такую осмотрительность не оценил.

— Когда выходят такие вопросы и слайды, не должно быть «некой компании». Должно быть четко ясно и конкретно — нарушитель Иванов, район такой-то, такого-то числа совершил закупку, которая явно неэффективна. Я вас прошу материалы передать мне, а я разберусь, что в правоохранительные органы передать, что в административном порядке привести в порядок. У нас нет здесь своих, чужих, заслуженных, не заслуженных. Любой человек, организация или предприятие, которые совершают нарушение, должны быть наказаны. Только в этом случае система работает, — сказал премьер министр Татарстана.

Осторожность Бикеев попытался объяснить тем, что ОНФ странные закупки старается не выводить на уровень скандала сразу. Мол, в половине случаев, когда заказчику указывают на нарушение, он сам снимает закупку.

Отдельная история — это размещение тендеров пост-фактум, когда заказ исполнен, а конкурс только объявляется, ставшая в Татарстане традицией. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

В обход закона у единственного поставщика или по трейд-ин

Отдельная история — это размещение тендеров пост-фактум, когда заказ исполнен, а конкурс только объявляется, ставшая в Татарстане традицией. Эти примеры Бикеев скрывать не стал, их и так все знают — скульптуры у Центра семьи «Казан», строительство Зоопарка, парковки для ЧМ по футболу. Но из щекотливых ситуаций организаторы торгов научились выходить — после требований прокуратуры и антимонопольной службы такие закупки отменяются, и заказчик идет другим путем — покупает готовый объект у единственного поставщика.

— Налицо очевидный картельный сговор. Стройка ведется на кредитные средства, а это увеличивает стоимость объекта, — говорит Бикеев.

Еще одна уловка — трейд-ин. Обмен не попадает под действие законодательства о закупках, чем часто пользуются.

— Чиновник сдает старый автомобиль, меняет его на новый, доплачивая определенную сумму, и это проходит вне торгов, поскольку это не покупка, а мена, и здесь могут быть скрыты самые колоссальные нарушение, любые договорные матчи. Эту систему, кроме автомобилей можно повторять в самых разных плоскостях — с недвижимостью и так далее. Этот пробел следует закрывать, но это уже федеральное регулирование, — подвел итог эксперт ОНФ, оставляя надежду на то, что в наступившем году общественники не ограничатся констатацией проблемы, а предложат вариант борьбы с такими нарушениями.

Дарья Турцева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров