Шведский след в деле «Хизб ут-Тахрир», дело по Татфондбанку и «камерное» наступление в Татарстане

На коллегии МВД по РТ Рустам Минниханов поставил задачу не допускать появления в республике радикально настроенных мигрантов и «сращивания» лидеров диаспор с районными властями

Шведский след в деле «Хизб ут-Тахрир», дело по Татфондбанку и «камерное» наступление в Татарстане
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Судьба ТФБ и преступная помощь банкиров «обнальщикам» сегодня стали предметом обсуждения силовиков и президента Татарстана на коллегии МВД республики. Работу полиции за год Рустам Минниханов оценил на «отлично», но напомнил о нераскрытом кладбищенском погроме в Казани и общенациональной угрозе массового отравления «Боярышником». Мигрантам с «террористическим багажом» было велено закрыть въезд. На коллегии выяснилось, что в разработку попали татарстанские эмигранты-радикалы в Швеции, а совместно с ФСБ была сорвана подготовка теракта на Казанском авиазаводе. Подробнее — в репортаже «Реального времени».

Преступники избегают встреч с «Большим братом»

За 10 лет личный состав МВД Татарстана сократился почти вдвое, но впервые за десятилетку полицейским удалось поднять средний уровень раскрываемости выше 57%. Эту парадоксальную статистику озвучил глава ведомства, отчасти объяснив помощью народных дружинников и масштабным «камерным» наступлением. С начала установки камер в местах массового пребывания татарстанцев и в их многоквартирных домах раскрываемость пошла в рост, а число самих преступлений сократилось. Так, всего за год хулиганств в общественных местах стало меньше на треть, тяжких преступлений — на 20%, а краж — на 17,8%.

Именно камеры позволили найти и разбойника, вынесшего 5 млн из «БыстроБанка», и убийцу бизнесмена Вячеслава Липатова, застреленного в мае 2016 года в подъезде дома на улице Завойского, сообщил на коллегии министр Артем Хохорин. И добавил, что в эту субботу был раскрыт еще один разбой в Ново-Савиновском районе. Всего за год с помощью камер раскрыто 460 преступлений и 4,3 тыс. правонарушений.

Сейчас в республике круглосуточно «несут службу» больше 8 тысяч камер, причем 6,3 тысячи — в режиме онлайн, то есть у сотрудников дежурных частей полиции есть возможность не ждать звонка о преступлении, а наблюдать и действовать. В 2017-м запланирована установка еще 742 таких дозорных. В Казани — 222. Так, по восемь камер по программе «Безопасный город» должны появиться в районе Казанского речного порта и Дворца земледельцев, по пять — у Театра кукол и озера Изумрудное, и по четыре — на площади автовокзала «Южный» и в парке «Черное озеро».

Без финансовой поддержки из бюджета эти проекты реализовать бы не удалось, отметил Хохорин и поблагодарил Рустама Минниханова еще и за взрывотехническую лабораторию экспертно-криминалистического центра. Также в полиции научились делать радиотехнические экспертизы для расследования преступлений скиммеров, угонщиков и террористов с использованием нелегальных дистанционных устройств.

Дети «салафитов» бегут из школ

Терактов в 2016 году в Татарстане зарегистрировано не было, но было 45 преступлений террористического характера и 38 преступлений экстремистской направленности. 26 дел дошли до суда. В эту статистику не мог не попасть экс-телеведущий Рамиль Ибрагимов, обвиняемый в публичном оправдании теракта в гей-клубе Орландо, однако, речь на коллегии шла о более опасных вещах. Так, глава МВД республики раскрыл информацию: злые люди готовили теракты в Татарстане, включая главный — на Казанском авиазаводе. К счастью, деятельность группы была пресечена, а предполагаемый лидер пока безымянного джамаата уже арестован. По данным МВД, он проживал в Казани, но поддерживал контакт с российскими боевиками Исламского государства в Сирии (ИГ — запрещено в РФ).

Кстати, семь вернувшихся из Сирии татарстанцев в 2016 году были осуждены за участие в деятельности незаконных вооруженных формирований, еще один объявлен в розыск. К слову, МВД удалось выявить как минимум один канал «финансового содействия» участникам одного из террористических формирований в Сирии. Пользователям интернета предлагалось помочь террористам-новобранцам деньгами на оружие и продукты.

Далее Артем Хохорин рассказал об очередном ударе по другой запрещенной в России международной террористической организации. По его словам, совместно с ФСБ было возбуждено 13 уголовных дел в отношении 30 членов «Хизб ут-Тахрир» (организация, запрещенная в России). «Среди них — четыре участницы женской ячейки в Альметьевске и группа уроженцев Татарстана, проживающих в Швеции и занимающихся пропагандой радикальных идей среди русскоязычной аудитории сети интернет», — сообщил Хохорин. Впрочем, «настойчивые попытки распространения радикальных идей» полиция фиксирует не только в интернете. Новая тенденция: под влиянием родителей-«салафитов» их дети отказываются посещать школы в пользу домашнего обучения и частных медресе. В Альметьевском районе отмечены не единичные факты перевода детей на домашние формы обучения — из религиозных соображений, в числе «отказников» есть и первоклашки.

Поднимает голову и экстремистская молодежь — за год полицейские накрыли пять юных неонацистов в Бугульме и Казани. По словам министра, прошлой осенью в Кировском районе были выявлены сразу две группы, в которых подростки под руководством ребят чуть постарше занимались грабежами, вымогательствами, секс-насилием и даже «организацией рабского труда».

Иностранцы с опасными связями и мыслями

Пока дети салафитов бегут из школ, гостеприимный Татарстан пытается сдержать приток мигрантов. После федеральной реформы с созданием Росгвардии и передачей МВД функций ФСКН и миграционной службы гастарбайтерами вновь занимается полиция. Правда, президент РТ считает, что незаконная миграция — задача комплексная и решать ее в пределах своих полномочий должны все органы государственные власти.

«Нам нужны люди, которые не просто хотят подработать, а думают обосноваться в регионе», — заявил на коллегии Рустам Минниханов и поставил полицейским задачу — изучать каждого прибывшего на предмет «криминального багажа» и чуждых идей. Работа эта велась и раньше — за год из Татарстана выдворили 12 иностранцев со связями в ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России) — но ослаблять ее нельзя. Кроме того, президент РТ поставил задачу: «пресекать попытки «сращивания» неформальных лидеров диаспор с органами местного самоуправления и создание криминальных национальных группировок».

Минниханов считает необходимым работать на опережение — оперативно перекрывать радикалам возможность вести пропаганду и вербовку для международных террористических структур, а также пресекать деятельность «криминальных группировок, которые объединяются с террористами и служат для них источником финансирования». Также глава республики просил принять меры для раскрытия преступления на Ново-Татарском кладбище, где в сентябре от вандалов пострадали 80 надгробий. Сделать это, по мнению Минниханова, нужно, чтобы не допустить протестных проявлений и сохранить важнейшую ценность и конкурентное преимущество республики — межнациональный и межконфессиональный мир и согласие.

В числе других задач от президента — борьба с наркоманией, которую Минниханов сравнил с раковой опухолью, мол, нужно вырезать на корню, и с контрафактным алкоголем. Тут глава республики напомнил о трагедии с массовым отравлением «Боярышником» в Иркутске.

О пропавшем имаме — ни слова

Список резонансных нераскрытых дел от Артема Хохорина также не обошелся без кладбищенского погрома. Зато о загадочном исчезновении казанского имама Сулеймана Зарипова с представителем международного благотворительного фонда ни министр, ни президент почему-то не вспомнили, а ведь с момента пропажи прошел почти год. В то же время Хохорин потребовал от подчиненных держать на контроле расследование октябрьского убийства женщины-инвалида в лесопосадке Дербышек и июньское покушение на убийство сотрудницы одной из коммерческих компаний. Также в числе нераскрытых числится серия разбойных нападений на магазины в Альметьевском районе и АЗС в Казани и Зеленодольске.

К слову, о разбоях. Два дня назад на коллегии прокуратуры РТ до журналистов довели угрожающую статистику — о росте разбоев на 12%, а сегодня в МВД республики, напротив, объявили о «рекордно низком числе грабежей и разбоев». Правы, как выяснилось, оказались и прокуроры, и полиция. Рост разбоев, действительно, имел место, но в целом за 10 лет наблюдается обратная тенденция — их количество в Татарстане планомерно сократилось втрое. А поскольку в полицейской статистике принято считать грабежи и разбои вместе, то количество преступлений по этому объединенному показателю, действительно, «рекордно низкое».

Уголовного дела ТФБ нет и не будет?

А еще за год в Татарстане сократилось число автоугонов — почти на четверть (24,2%), краж (14,9) и мошенничеств (9,3). Зато стало больше выявленных фактов взяточничества (39%) и других должностных преступлений (34,9) в сфере экономики. Незначительно, на 4% подросла статистика преступлений в кредитно-банковской сфере. В 2015 году их было 569, в 2016-м стало 592.

А вот уголовного дела по Татфондбанку нет, есть лишь 150 заявлений от владельцев счетов, сообщил в перерыве заседания коллегии глава МВД по РТ Артем Хохорин. Он также опроверг слухи клиентов «ТФБ-Финанс», что к проверке их заявлений подключились московские следователи. «Эти заявления на сегодня находятся в работе, их рассматривает управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное следственное управление МВД по РТ», — сказал Хохорин. Предположительный срок проверки он не назвал, сославшись на большой объем работы.

— Соответствующие запросы направлены. Ждем получения всех ответов. Окончательное процессуальное решение будет принято после осмысления всей ситуации. Но, наверное, самое главное сегодня — не возбудить уголовное дело, а главное — вернуть вклады. Мы ни в коем случае не хотим помешать санации банка, той работе, которую правительство республики, в том числе Рустам Нургалиевич, проводит для того, чтобы этот банк все-таки удержать на плаву, — сказал министр, подарив надежду предприятиям, деньги которых «зависли» в ТФБ. Как выяснило «Реальное время», сотрудники татарстанской полиции также до недавних пор были клиентами вышеназванного банка.

А вот у отдельных сотрудников челнинского банка «Камский горизонт», похоже, есть шансы пополнить полицейскую статистику. По версии МВД, они уже стали фигурантами уголовного дела преступного сообщества «обнальщиков», которое через 50 фирм-«однодневок» обналичило 2,5 млрд рублей. Из доклада министра следовало, что «содействие в функционировании» этого преступного сообщества оказывали сотрудники «Камского горизонта». Сколько белых воротничков стали подозреваемыми и о каком содействии речь, в МВД пока не сообщают. Зато Артем Хохорин заявил, что лицензию у банка отозвали после того, как полиция поделилась своими подозрениями с ЦБ РФ.

Ирина Плотникова, фото и видео Олега Тихонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров