Африканист о вторжении в Гамбию: «В Африке лишь несколько лидеров по своей воле лишились власти»

Как разрешится политический конфликт в маленькой западноафриканской стране?

В Западной Африке разгорается политический конфликт вокруг Гамбии. В стране прошли выборы президента, в которых победил оппозиционный кандидат Адам Бэрроу. Однако прежний глава государства свой пост покидать не спешит. И в страну вошли вооруженные силы из соседнего Сенегала. Эксперт-африканист Кирилл Бабаев в интервью корреспонденту «Реального времени» рассказал о причинах кризиса и сделал прогноз, чем он в итоге разрешится.

— Кирилл Владимирович, в эти дни в Гамбии происходит странная ситуация: там состоялись выборы президента, а прежний глава страны Яйя Джамме не покидает свой пост под предлогом нарушений в ходе голосования. Объясните, в чем подвох?

— Ситуация для Африки совсем не странная. В Африке по своей воле лишь несколько политических лидеров добровольно лишались власти — их можно посчитать по пальцам. Поэтому поведение президента Гамбии вполне предсказуемое. Он пришел к власти в результате военного переворота, и для него выборы не играли никакой смысловой роли. Поэтому естественно, что он будет пытаться удержать власть с помощью методов, которые он считает для себя вполне логичными, но которые, с точки зрения международного сообщества, законными не являются.

— Вы имеете в виду военные методы?

— Прежде всего, военно-политические, силовые.

— То есть выборы не были сфальсифицированы?

— В Африке нельзя быть до конца уверенным, потому что не существует какой-либо стабильной и надежной системы подсчета голосов или проверки подсчета, не существует международных наблюдателей, видеонаблюдения на выборах. Поэтому с точки зрения справедливости здесь можно только гадать. Тем не менее, раз избирательная комиссия признала их состоявшимися и признала, что оппозиционный кандидат одержал победу, логично было бы предположить, что президент покинет свой пост добровольно. Но как видите, этого не происходит по самым разным причинам.

«Яйя Джамме будет пытаться удержать власть с помощью методов, которые он считает для себя вполне логичными, но которые, с точки зрения международного сообщества, законными не являются». Фото kibaaro.com

— Почему Сенегал вводит войска в Гамбию? Им это больше всех надо? Можно ли предположить, что избранный президент Адам Бэрроу их человек?

— Сенегал всегда играл роль гаранта стабильности Гамбии. Не первый и не второй раз сенегальские войска входят на территорию страны. Это происходило и в прошлом, когда в Гамбии случались гражданские войны, перевороты или любая политическая нестабильность. Сенегал всегда вводил войска прежде всего для того, чтобы обеспечить стабильность в своей стране, потому что Сенегал является единственным географическим соседом Гамбии. Разумеется, эта страна достаточно зорко следит за тем, что происходит у соседей. Оппозиционный кандидат безусловно является более удобным, чем президент как для Сенегала, так и для европейских держав прежде всего, это Англия и Франция. А они заинтересованы в том, чтобы одиозный диктатор, который сейчас у власти в Гамбии, был заменен на более адекватного персонажа.

— Насколько высока вероятность военного столкновения?

— Считаю, что она крайне низка. Гамбия это небольшое государство, у нее очень мало вооруженных сил. Всего две-три тысячи человек это вся армия Гамбии. Противостоять сенегальским войскам вряд ли они смогут и вряд ли захотят. Я думаю, что это все произойдет достаточно мирно.

— То есть все-таки диктатор Джамме уйдет, а Бэрроу станет президентом?

— Так как на это есть соответствующая резолюция Совета безопасности ООН, на это есть воля африканских международных организаций, и сенегальские войска уже находятся на территории страны, я думаю, дело буквально пары дней и мы будем видеть новый политический режим в государстве.

— У меня лично сложилось впечатление, что ООН, Европа наблюдают, но практически не вмешиваются в этот процесс…

— Как раз они очень активно вмешиваются. Более того, влияют на него всячески, потому что для европейских стран Западная Африка является одним из приоритетов.

«Сенегал всегда играл роль гаранта стабильности Гамбии. Не первый и не второй раз сенегальские войска входят на территорию страны». Фото reuters.com

— Чем вообще Гамбия живет? И какое место занимает среди других африканских государств?

— Это достаточно бедная страна, небольшая. Там примерно однородное население. Никогда не было существенных политических долгосрочных проблем. Но там в основном занимаются сельским хозяйством, там есть редкоземельные металлы, но небольшое количество. Поэтому особых залежей или сокровищ на территории страны нет.

— Известно, что более 90 процентов населения составляют мусульмане. Рассматривается ли там фактор религиозного радикализма?

— Эти факторы были связаны только с фигурой президента, который несколько лет назад на почве ислама начал сильно менять свою политику, провозгласил страну исламской республикой и вообще осуществлял ряд эпатажных политических актов, которые могли бы заподозрить в нем фундаментального исламиста. Собственно, это как раз и есть то, чего, возможно, боятся сегодняшние европейские державы.

— Что такое Западноафриканский экономический и валютный союз? Почему эти страны лезут в этот процесс?

— Это объединение стран Западной Африки. Естественно, они заинтересованы в том, чтобы в регионе все было стабильно, для них это важно. Они просто боятся, что нестабильность может разрастись на их территорию: сегодня начнется в Гамбии, а завтра у них у самих будет проблема.

«Гамбия — достаточно бедная страна, небольшая. Там примерно однородное население. Никогда не было существенных политических долгосрочных проблем». Фото restbee.ru

— Насколько мне известно, Гамбия была колонией британской, а Сенегал и ряд других западноафриканских стран – французскими. Не является ли этот конфликт следствием колониальной борьбы?

— Нет. На сегодняшний день Англия и Франция действуют в одном ключе и обе заинтересованы в том, чтобы в Гамбии был заменен политический режим. Так что считаю, что избранный президент вскоре придет к власти, и это случится завтра-послезавтра.

Тимур Рахматуллин
Справка

Кирилл Владимирович Бабаев — российский ученый, доктор филологических наук, эксперт по странам Африки и нумизматике.

  • Сотрудник Института востоковедения РАН.
  • Создатель Фонда фундаментальных лингвистических исследований.
  • Вице-президент Общества востоковедов России.
  • Исполнительный директор издательского дома «ЯСК».


Новости партнеров