Формула поддержки: аграрии будут получать кредит сразу по льготной ставке
«Реальное время» продолжает тему нововведений в аграрном секторе. Сегодня мы рассказываем о новом механизме льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей, который участники рынка считают настоящей «революцией», а также о возможных потерях республики, грозящих ей через год.
Деньги — банкам
1 января вступило в силу постановление правительства РФ, которым вводится новый порядок субсидирования процентных ставок. Ключевое новшество заключается в том, что ставка по кредиту будет единой для всех заемщиков — 5%, а получать субсидию на возмещение 100% ключевой ставки Банка России будут не аграрии, а непосредственно банки, выдающие кредиты. «Принятое решение позволит повысить доступность кредитования для АПК и снизить финансовую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей», — значится в справке к документу.
Согласно постановлению, «субсидии будут предоставляться системно значимым российским кредитным организациям, а также российским кредитным организациям, отобранным Минсельхозом России». Важнейшим критерием отбора уполномоченного банка на участие в программе является наличие у него собственного капитала в размере не менее 20 млрд рублей, а также уже обкатанных кредитных продуктов и программ для предприятий АПК.
Начальник отдела финансирования Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ Марсель Махмутов сообщил «Реальному времени», что для участия в программе сегодня одобрено 10 крупнейших банков РФ.
— Участие в программе региональных банков пока не предусмотрено. Однако МСХП РТ за подписью Рустама Минниханова направил в Минсельхоз России письмо с просьбой допустить к участию в проекте региональные кредитные организации, традиционно кредитующие аграрный комплекс, в том числе «Ак Барс» Банк, «Энергобанк», и АКИБАНК. Федеральное ведомство ответило, что в течение года будет создана комиссия, которая и будет отбирать региональные банки для участия в программе субсидирования предприятий АПК, — говорит Махмутов.
Традиционно львиная доля выданных аграриям кредитов приходится на Сбербанк и «Россельхозбанк». В «Национальном докладе о ходе и реализации программы господдержки сельского хозяйства» за 2015 год эти две организации выдали 83% от общего объема предоставленных кредитных ресурсов, что в абсолютном выражении составляет 262,7 млрд рублей (почти на 40% больше, чем в 2014-м). При этом на долю краткосрочных кредитов пришлось 74% ресурсов, инвестиционных — 26%. Субсидирование ставок по кредитам позволило довести среднюю рентабельность отечественного АПК до 22,3% (целевой показатель на 2015 г. составлял 13%). Без учета субсидий рентабельность предприятий отрасли составила бы 10,9%.
Расходы бюджета МСХ РФ на субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам 2 107 г. уже определены — банки-агенты в общей сложности получат 55,5 млрд рублей. За Татарстаном закреплено почти 4,7 млрд рублей. Больше — только за Белгородской (5 млрд рублей) и Брянской (5,1 млрд рублей) областями. Меньше всего средств на эти цели будет выделено Магаданской области (2,1 млн рублей), Тыве (3,4 млн рублей), Ингушетии (3,7 млн рублей) и Алтайскому краю (4,2 млн рублей).
— Новшество серьезно облегчает жизнь аграриям, — поясняет Махмутов. — До недавнего времени они сначала получали кредит в полном объеме под 17—20% годовых в зависимости от банка, потом направляли эти средства на предусмотренные профильным постановлением цели, затем предоставляли пакет документов, подтверждающих целевое использование средств, а также справки об уплаченных процентах в Минсельхоз, и лишь после всего этого получали возмещение части процентной ставки. С 1 января сельхозтоваропроизводители будут получать кредит сразу по льготной ставке.
Начальник отдела финансирования МСХП РТ не исключает, что за упрощением порядка получения льготного кредита последует ужесточение критериев отбора потенциальных заемщиков (в документе прописаны лишь общие требования к ним: заемщик не должен иметь просроченной задолженности по кредитам, не иметь ограничений на ведение хозяйственной деятельности и не должен находиться в процессе банкротства):
— Постановление правительства, утверждающее новый порядок получения льготных займов, вышло только в конце декабря. Возможно, появятся другие нормативные акты, регулирующие процесс выдачи льготных кредитов, а также лимиты, в соответствии с которыми средства федерального бюджета будут распределяться по уполномоченным банкам, — говорит Марсель Махмутов.
Отметим, по состоянию на 1 января, остаток ссудной задолженности по выданным республиканским аграриям инвестиционным кредитам составляет 54,6 млрд рублей; по итогам года процентные ставки по инвесткредитам были просубсидированы на 4,8 млрд рублей (95% средств выделил федеральный бюджет, 5% — региональный). В части краткосрочных займов картина следующая: на 1 января аграрии должны были банкам 13,2 млрд рублей; по взятым к этой дате кредитам было выплачено субсидий на 850 млн рублей.
Представители агробизнеса по-разному оценивают перспективы нововведения.
Глава КФХ «Ягодная долина» Ильдар Ситдиков решение сделать ставку единой для всех заемщиков и при этом сопоставимой со среднеевропейской, считает настоящей «революцией» в кредитовании АПК:
— Мы много ездим по Европе и знаем, что наши коллеги получают кредиты под 2—4% годовых, в то время, как российские фермеры кредитуются под 20%. Но даже при таких ставках, при полном залоговом обеспечении, нет гарантии, что они этот кредит получат.
В настоящее время Ситдиков планирует к реализации проект создания потребительского кооператива по хранению и обработке плодово-ягодной продукции.
— До этого времени я принципиально не прибегал к заемным средствам, стараясь обходиться собственными ресурсами. Однако новый проект самостоятельно мы «потянуть» не сможем — нам потребуется порядка 20 млн рублей заемных средств. Признаюсь, я готов к тому, что получить кредит на новых условиях будет весьма непросто.
Председатель республиканской Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Камияр Байтемиров в оценках более скептичен:
— Конечно, 5% годовых сразу, а не путем последующего возмещения — это хорошо. Но учитывая нынешнюю политику регионального и федерального министерств сельского хозяйства, нетрудно предположить, кому достанется львиная доля кредитных ресурсов. Мне же справедливым видится следующая формула: в распределении средств исходить либо из эффективности малых форм хозяйствования, которым из общей суммы господдержки выделяется от 12 до 16% и которые при этом обеспечивают 53,7% валового регионального сельхозпродукта, либо пропорционально площади обрабатываемых их земель — а это порядка 30% сельхозугодий региона, — резюмирует Байтемиров.
Отложен, но не отменен
Есть и еще одна новость, касающаяся перспектив развития отечественного АПК: регионам удалось добиться переноса (правда, только на год) вступления в силу постановления правительства РФ, регламентирующего предельный уровень софинансирования программ со стороны федерального бюджета исходя из бюджетной обеспеченности региона. Формула проста: чем больше денег зарабатывает субъект, тем меньше денег он получает из Москвы.
Если бы документ, как на том настаивал Минфин РФ, вступил в силу с 1 января 2017 г., республика встала бы перед необходимостью серьезно сократить программы развития. Самый заметный секвестр пришелся бы на программы поддержки агропромышленного комплекса. И вот почему.
В настоящее время большинство направлений в рамках федеральной программы развития сельского хозяйства РФ на 2013—2020 гг. субсидируются в рамках пропорции 90/10, где 90% — это доля участия федерального бюджета, и 10% — республики. Вступи постановление в силу, максимум, на что мог бы рассчитывать Татарстан в части софинансирования со стороны РФ, — это 37%.
В битву за сохранение действующих пропорций включились руководители многих регионов, в том числе и Татарстана: письмо за подписью президента республики Рустама Минниханова и главы МСХП РТ Марата Ахметова было направлено и на имя главы МСХ РФ Александра Ткачева, и на имя Дмитрия Медведева. Минсельхоз РФ, в свою очередь, предлагал вице-премьерам Дмитрию Козаку и Аркадию Дворковичу «исключить применение предельного уровня софинансирования в отношении межбюджетных трансфертов, предоставляемых в рамках госпрограммы (поддержки сельского хозяйства РФ — прим. ред.), и поручить Минфину внести соответствующие изменения в проект постановления во избежание серьезной дополнительной нагрузки на региональные бюджеты». Кроме того, введение новых пропорций поставило бы под удар реализацию уже запущенных инвестпроектов в наиболее капиталоемких отраслях АПК. Из нынешнего бюджета госпрограммы в 210 млрд рублей в регионы должно уйти порядка 135 млрд рублей. Субъекты должны довложить в мероприятия программы 8,5 млрд рублей. Исходя же из новых правил, регионы должны были бы обеспечить софинансирование на уровне 73,3 млрд рублей.
В прошлом году объем поддержки АПК Татарстана со стороны федерального бюджета составил 9,7 млрд рублей. В 2017-м в регион планируется направить 9,4 млрд. Обязательства республики, предусмотренные бюджетом, — чуть более одного миллиарда. В соответствии с пропорцией 37/63, для сохранения текущего уровня финансирования программ поддержки сельского хозяйства из бюджета РТ должно быть выделено почти 16 млрд.
Очевидно, что новая схема потребует от Татарстана сократить действующие программы. В том числе — принятые и реализуемые регионом самостоятельно, без финансового участия Москвы. Например, действующую с 2014 г. программу технического перевооружения, в рамках которой сельхозтоваропроизводителям возмещается до 40% затрат на приобретение сельхозтехники. Каждый год только на эти цели регион тратил порядка 2 млрд рублей.
— Сказать, какие программы в случае утверждения предельного уровня софинансирования пошли бы под нож, довольно трудно, — говорит руководитель отдела финансирования МСХП РТ. — Вероятнее всего, пришлось бы сокращать все. Сельхозтоваропроизводителю важна любая помощь. Приоритетных и неприоритетных направлений для нас нет.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.