«Раскулачивание» по-татарстански: Верховный суд оставил экс-чиновника без иномарки за «признаки коррупции»

Тотальная проверка доходов и расходов не помешала казанскому сотруднику Росприроднадзора дважды слетать на Кипр

«Раскулачивание» по-татарстански: Верховный суд оставил экс-чиновника без иномарки за «признаки коррупции»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Новые подробности жизни экс-начальника отдела правового обеспечения Росприроднадзора РТ стали известны в понедельник на заседании Верховного суда РТ. Чтобы убедить суд в необходимости применения к Андрею Дрожжину таких антикоррупционных санкций, как изъятие имущества в доход государства, казанская природоохранная прокуратура обнародовала информацию о ежегодных турпоездках и крупных покупках Дрожжина, не попавших в декларацию о его расходах. Сам же ответчик призывал татарстанский суд отложить заседание и дождаться решения по схожему делу в отношении башкирской чиновницы. Подробности — в эксклюзивном репортаже «Реального времени».

Равняться на Башкирию в Татарстане не стали

На заседание 40-летний Андрей Дрожжин приехал не на спорной иномарке, а на такси. И первым делом заявил несколько ходатайств. Во-первых, просил суд отложить заседание до выздоровления своей тещи. По словам Дрожжина, дама не пришла на заседание, потому что потеряла голос, но будучи признанной третьей стороной в этом гражданском споре, очень хочет выступить. Не увидев справки о болезни, суд в ходатайстве отказал.

Тогда ответчик попросил апелляционную тройку дождаться решения Верховного суда Башкортостана по делу об антикоррупционном взыскании с главного специалиста администрации Стерлитамакского района Елены Колесник и ее супруга 2,8 млн рублей (стоимость грузовика Daewoo Novus, которая на 98 тыс. рублей разошлась с официальными доходами семьи за три года). Дрожжин напомнил, что именно с подачи башкирских судей, рассматривающих дело Колесник, появилось постановление Конституционного суда РФ от 29.11.2016 о проверке конституционности норм Гражданского кодекса РФ и федерального закона о контроле за соответствием расходов и доходов госчиновников.

Дожидаясь этого документа Верховный суд РБ приостановил рассмотрение по делу Колесник, а завтра намерен его возобновить. В целях обеспечения единообразия судебной практики Дрожжин просил татарстанский суд подождать. Но услышал в ответ: «какое бы решение ни вынес» суд соседнего региона, к делу Дрожжина оно никакого отношения иметь «не будет».

Лишить нельзя помиловать

Напомним, еще 21 октября 2016 года Советский райсуд Казани постановил обратить в доход государства автомобиль Nissan Sentra 2014 года, купленный Дрожжиным в том же году за 797,9 тыс. рублей. Собственник не представил доказательства его приобретения на законные доходы, посчитал суд. Инициатор иска — Казанская природоохранная прокуратура — считала и считает, что наряду с этой иномаркой, Дрожжин и его жена-соответчица не смогли обосновать еще две крупные покупки 2014 года — однокомнатную квартиру в ЖК «Победа» за 2,5 млн рублей и автомобиль Nissan Juke за 783 тыс. рублей. Общая стоимость трех обновок — 4 млн 83 тысячи рублей, что на 241 тысячу рублей меньше совокупного дохода семьи Дрожжиных за 2011—2013 годы, по оценке прокуроров.

Ответчик иск не признал, по его словам, покупки стали возможны благодаря родственникам: 2,5 млн рублей на квартиру получил в дар от матери, а еще 300 тысяч — в долг от тещи. Прокуроры и райсуд не поленились — изучили банковские счета родни и следов таких сумм там не обнаружили, а представленным распискам о получении матерью и тещей денег от третьих лиц не поверили.

Бедный богатый чиновник

Впрочем, решения о конфискации всего одной машины борцам с коррупцией показалось мало. Вчера на заседании суда заместитель казанского природоохранного прокурора Назим Псардия настаивал на отмене решения Советского райсуда и удовлетворении иска в полном объеме, то есть лишении Дрожжиных и двух машин, и «однушки». Благо жить им с детьми есть где — есть еще трехкомнатная квартира. Расписки близких ответчика зампрокурора назвал попыткой латания дыр и дал понять, что объективно траты Дрожжиных были значительно больше 241 тысячи рублей. Ведь при сравнении доходов за три года с расходами учитывались лишь три крупные покупки. Как будто все эти годы семья с двумя детьми питалась в социальных столовых и ходила в обносках, не тратилась на лечение и на бензин (до покупки Nissan муж и жена ездили на Chevrolet Aveo и Spark).

— Хотелось сказать, что ежегодно, начиная с 2011 года, Дрожжин с семьей осуществлял туристические поездки. Это большие расходы. Как при зарплате госслужащего в 25—30 тысяч рублей в месяц (от 300 до 400 тысяч в год), человек может себе позволить за 200 тысяч за границу съездить? Прошу суд — дать моральную оценку этому, — сказал Назим Псардия.

— Вы действительно осуществляли эти выезды? — поинтересовался один из судей.

— Да, выезды были, семья отдыхала. Я за свои деньги, жена с детьми — за счет тещи и тестя, — признался ответчик.

Начальник отдела информационно-аналитического и кадрового обеспечения управления Росприроднадзора РТ Елена Баруздина позицию прокуратуры целиком поддержала. И дополнила картину финансового благополучия бывшего коллеги — в рассматриваемый период, но до принятия закона о контроле за расходами, он приобрел земельный участок, на котором вскоре появился дачный дом.

Бессмысленность и бесперспективность коррупционного поведения

Из Росприроднадзора Андрей Дрожжин добровольно уволился минувшим летом после 14 лет работы в этом ведомстве. В суде он назвался временно безработным и, с одной стороны, пытался убедить апелляционную тройку, что незаконных и неподтвержденных доходов у него не было вообще, говорил, что, декларируя доходы и расходы, прекрасно осознавал ответственность и не пошел бы на нарушения. С другой стороны, Дрожжин сделал акцент на незначительность расхождения расходов с доходами, установленную райсудом. И ссылался на ноябрьское постановление Конституционного суда РФ, утверждая, что налицо несоразмерность взыскания.

«Только 241 тысяча подлежит обращению [в доход государства], если я ее не докажу!», — считает ответчик. А поскольку автомобиль стоит дороже, и в его покупку вложены средства от продажи прошлого «железного коня», то под взыскание, по мнению Дрожжина, могут попаcть и законные доходы. А ведь надо еще и долг теще отдавать. Впрочем, последний аргумент ответчика зампрокурора перекрыл своим — вместо погашения якобы имеющегося долга Дрожжин в 2016 году, в период активных проверок его деклараций, дважды… слетал на Кипр, потратив сначала 70, а затем 246 тысяч рублей.

Назим Псардия тоже привел цитату из постановления КС РФ о том, что приобретение государственным (муниципальным) служащим, выполняющим публичные функции, имущества, превышающего по стоимости доходы за три года, «рассматривается федеральным законодателем в качестве признака коррупционных проявлений в деятельности этого лица». А потенциальная угроза изъятия этого имущества, согласно документу, является превентивной мерой, поскольку чиновник должен «осознавать бессмысленность приобретения имущества на незаконные доходы и бесперспективность коррупционного поведения».

В итоге Верховный суд РТ отказал в удовлетворении апелляционных жалоб обеих сторон и оставил решение райсуда в силе. Исполнять его предстоит судебным приставам.

Ирина Плотникова, фото автора

Новости партнеров