Живая легенда из прошлого: татарский суфий из Чистополя в дагестанских сочинениях на арабском языке
История мусульман Урала и Поволжья тесно переплетается с суфизмом. Одним из ярких представителей, оставивших огромное духовное наследие, является Мухаммад-Закир ал-Чистави (Камалов). Казанский историк и колумнист «Реального времени» Алсу Хасавнех представляет нашему читателю выдержки из арабоязычных сочинений дагестанских авторов, в которых отражена биография татарского шейха.
Ученый во всех науках: рационалистических и традиционных
Биография Мухаммад-Закира ал-Казани ал-Чистави (Камалова, 1815—1893), который был шейхом суфийского братства Накшбандийа в Волго-Уральском регионе, к настоящему времени мало известна. Более подробно она изложена в некоторых дагестанских арабоязычных сочинениях. Одной из них является труд татарского ученого и суфийского шейха Мурадаллаха (Мухаммад Мурад) б. Бахадиршаха Абдаллаха б. Адилшаха ар-Рамзи ал-Манзалави ал-Казани (1855—1934). Речь идет о его малоизвестном сочинении «Нафаис ас-салихат фи тазйил ал-бакийат ас-салихат» (Драгоценности благих деяний в добавлении к другим благим деяниям). Это сочинение было включено в состав общей работы шейха Шуайба б. Идриса ал-Багини (1853—1912) «Табакат ал-Хваджакан ан-Накшбандиййа…» (Жития накшбандийских наставников). В нем рассматриваются биографии накшбандийских шейхов, начиная с Мухаммад Захида и завершая Халидом ал-Багдади. В частности, в разделе «Мавлана аш-шайх Мухаммад Закир-афанди ал-Казани ал-Чистави» Шуайб ал-Багини, ссылаясь на труд Мухаммад Мурада ар-Рамзи, приводит краткую биографию шейха Мухаммад-Закира.
Он пишет: «Мавляна шейх Мухаммад Закир афанди ал-Казани ал-Чистави, да продлит Всевышний Аллах его дни… Он является прославленным преемником [халифа] халидийской ветви [Накшбандийского тариката] в наших землях, служит образцом для нас всех. Не осталось ни одного уголка в Казани, где за ним не последовали бы великие ученые этого города и благороднейшие его представители. Он также являлся ученым во всех науках: рационалистических и традиционных. Он изучал фикх у единственного в своем роде, крупного ученого, покойного шейха Абдуллаха ал-Мучаскарави, да проявит к нему и нам Аллах Свою милость. Затем Мухаммад-Закир афанди занимался преподаванием, извлекая пользу из наук в своей стране в течение долгих лет, полученные знания применял в интересах многих своих современников. Затем он встал на путь халидийской [ветви Накшбандийского] тариката и научился зикру у шейха Махмуда-афанди ад-Дагистани ал-Алмали…
Махмуд-афанди [ад-Дагистани] вступил в тарикат под руководством шейха Хашима-афанди ал-Ямшани, а тот — под руководством шейха Дияаддина Зубайхуллаха аш-Ширвани. Последний был преемником Мавляна Халида [ал-Багдади] — да освятит Аллах их высочайшие сокровенные тайны. Автор этих строк много раз удостаивался чести быть знакомым с ним…».
Накшибандийская цепочка
Интересным в этом разделе является то, что в ней приводится цепь преемственности [силсила] предшественников М.-З. Камалова из Халидийской ветви Накшбандийского тариката (Махмуд-афанди ад-Дагистани ал-Алмали, Юнус ал-Халиди, Абдуллаха ал-Арзанджани и др.).
В этом же сборнике Шуайба ал-Багини имеется и собственное арабоязычное сочинение Мухаммад-Закира ал-Чистави «Табсират ал-муршидин мин ал-машаих ал-халидийин» (Руководство наставников от шайхов халидийской ветви), в рукописном варианте которого значится дата переписи — 1321 г. х./1903—1904 гг. Не в полном объеме оно было издано также в Казани в 1890 году на средства татарского богослова Галимджана Баруди (1857—1921 гг.).
В этом сочинении, помимо предисловия от издателя, кратких биографических сведений о М.-З. Камалове, даются подробные разъяснения некоторых вопросов накшбандийской этики и ритуальной практики. В нее включены основные положения и правила Халидийской ветви накшбандийского тариката, важные вопросы и ценные примечания.
Сведения о М.-З. Камалове имеются и в другом арабоязычном сочинении «Сирадж ас-саʻадат» (Светоч счастья), принадлежащем перу дагестанского шейха Хасана ал-Кахи, где автор, со слов своего шайха Сайфуллы-кади Башларова (1853—1919), приводит рассказ о том, как тот встал под наставничество М.-З. Камалова.
Личность дагестанского шейха Сайфуллы-кади Башларова интересна тем, что этот шейх, проведя большую часть жизни в Дагестане, получил разрешение на наставничество (иджаза) в накшбандийском, шазилийском и кадирийском тарикатах последовательно от трех шейхов Волго-Уральского региона: Мухаммад-Закира Камалова, Зайнуллы Расулева и Мухаммад-Салиха ал-Аджави, который был преемником мединского шейха Мухаммада-Али Захира ал-Витри ал-Мадани. В частности, в собрании рукописей ИВР РАН в Санкт-Петербурге хранится рукопись, включающая в себя иджазу (автограф), выданную этим мединским шейхом Мухаммад-Салиху.
Таким образом, дагестанские арабоязычные сочинения биографического жанра показывают тесные многовековые историко-культурные, религиозные связи Волго-Уральского региона, в частности, с народами Северного Кавказа. Особенно тесно суфийские связи наблюдаются на рубеже XIX—XX вв.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Хасавнех Алсу Ахмадулловна — старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства АН РТ, кандидат филологических наук.
- Родилась в Казани.
- В 1994 году закончила Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. Факультет татарской филологии, истории и восточных языков. Специальность: «Татарский язык и литература».
- В 1995—2001 годы — аспирантура (кафедра татарской литературы КГУ).
- В 1998—2000 годы — научная стажировка в Иорданию с целью сбора ценных материалов по теории суфийской поэзии.
- В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Этико-эстетические воззрения поэта-суфия XIX века Ахметзяна Тубыли».
- Основные направления научных исследований: татарская суфийская литература XIX — начала XX века; мусульманские деятели Поволжья и Урала.