Новый заход: земельному банку Алексея Семина пригрозили силовым приемом

Власти республики думают о новом механизме изъятия неиспользуемых земель в окрестности Казани

После сокрушительной победы властей Казани в борьбе за изъятие 100 га земли у крупнейшего татарстанского рантье Алексея Семина на севере от Казани многолетняя позиционная война вновь перемещается на восток. Как стало известно «Реальному времени», устремления по возврату в госсобственность вновь вынашиваются в отношении его пригородных земель в восточном направлении. Чтобы избежать поражения в противостоянии с лендлордами, президент Татарстана поручил разработать жизнеспособный и, с юридической точки зрения, безупречный механизм изъятия неиспользуемых земель.

Все «переводы» земель остановили

«Об эффективности использования пригородных земель мы много говорим, но почему-то ничего не меняется», — сокрушается Рустам Минниханов на каждой коллегии управления Росреестра. Те, кто осведомлен о земельных «войнах» последних лет, понимают, что не утихающее раздражение властей до сих пор вызывают татарстанские лендлорды, которые владеют сотнями гектаров земли вокруг Казани и, похоже, не собираются поступаться «ни пядью» земли. Власти неоднократно говорили, что те «придерживают» земли для последующей перепродажи.

«За 10 лет мы присоединили к населенным пунктам 14 тысяч гектаров земель сельхозназначения, но, к сожалению, более половины из них, а я думаю, еще больше, не осваиваются, — констатировал очередной раз на недавней коллегии «мертвый застой» вокруг Казани Рустам Минниханов. — Мы исходили из того, что на переведенных землях люди будут строить жилье и все остальное, но нет… для кое-кого это просто бизнес. Многие люди поверили, вложились, начали строить, но нет ни инженерной, ни социальной инфраструктур. Много недовольных людей». Не забыл он о выкупленных землях сельхозназначения. «Марат Готович, и они не используются, — одной репликой обрисовал он привычное статус-кво. —Я обращаюсь к прокурору — без ваших мер воздействия как использовать наши законные права? В этом деле надо наводить порядок», — наверное, уже в сотый раз произнес глава республики.

Тут же он сообщил, что с этого года прекращены все переводы земли, подав «стоп-сигнал» по остановке запущенного 10 лет маховика по разрастанию стихийно сложившего вокруг Казани земельного рынка.

Как запустить судебный конвейер экспроприации

В окружении президента корреспонденту «Реального времени» подтвердили, что уже в будущем году «активизируется работа по изъятию земельных участков у неэффективных собственников», так как земельный пояс наделов вокруг Казани простаивает в пустоте. «Есть заинтересованные в их застройке компании, но им предлагают выкупать площади по завышенным рыночным ценам, и в итоге ни у кого ничего не получается. Упираемся в тупик», — говорит собеседник.

Однако и на пути изъятия земель через инициирование судебных исков государство вновь упирается в тупик. «Многие законодательные нормы в этой области не работают на практике, можно сказать, они «мертвые». К примеру, собственник пустующих сельхозугодий всегда может нанять трактор для вспахивания земли — недорого стоит — и сможет доказать суду, что земля работает, — говорит он. — Другое дело, участки в статусе ИЖС. В течение трех лет здесь все-таки должен появиться фундамент в доказательство того, что земля используется по целевому назначению. Так что сейчас вырабатывается правовой механизм для запуска судебного конвейера по изъятию земель». По его словам, инвентаризация всех переведенных под жилищное строительство земельных участков вокруг Казани уже завершена, так что «начнем не с нуля».

В территориальном управлении Росреестра Зеленодольского района РТ добавили, что претензии могут быть адресованы по «семинским» и «симаковским» землям — 90% переведенных в их пользу земель пустует. «Знаете трассу Казань — Зеленодольск: вдоль нее застроена только Дубровка (коттеджный комплекс «Загородный клуб»), а остальные — «семинские» и «симаковские» земли простаивают», — рассказал представитель ведомства.

Иначе говоря, многолетняя эпопея за отвоевывание земель у Алексея Семина, начавшая в 2011 году с доброго дружеского высказывания Рустама Минниханова «земли у тебя много» на выставке антикварного искусства, продолжится. Вслед за этим сокрушительную победу в суде против группы ASG одержал исполком Казани, в пользу которого было возвращено 100 га земли в Высокогорском районе Татарстана, принадлежащей Алексею Семину. После этого в конце 2012 года Рустам Минниханов впервые призвал провести ревизию всех сделок с сельхозугодьями, которые уже не используются больше трех лет, и обращаться в суд для их изъятия. К тому моменту за группой ASG Алексея Семина числилось 20 тыс. гектаров земли. Зато потом, несколько лет назад, в Арбитражном суде Татарстана провалился иск исполкома Зеленодольского муниципального района к ЗАО «Управляющая компания «АС менеджмент» (входит в ASG), который требовал изъятия 19,5 га земель сельхозназначения в селе Айша из-за неиспользования более трех лет по целевому назначению. После проигрыша местные власти не подавали новые иски. В перерывах между судебными войнами еще раз звучали призывы проверить эффективность использования земель, но уже в Верхнеуслонском районе. И, похоже, теперь предстоит взять реванш властям Зеленодольского района.

Готовы к любому повороту событий

Девелоперы достаточно спокойно отнеслись к очередному предупреждению властей. «ASG получило в управление ряд земельных массивов сельскохозяйственного назначения вдоль трассы Казань — Зеленодольск еще в 2007 году, — подтвердили «Реальному времени» в самой компании. — И это далеко не большая часть земель вдоль указанной трассы».

По данным ASG, с того времени категория земли не менялась, и «до настоящего времени здесь ведет сельскохозяйственную деятельность ООО «Овощевод». Мы считаем, что к данной проблеме необходимо подойти системно и, прежде всего, не исключать диалога с собственниками для выработки действенных механизмов по вовлечению в оборот земель», — прокомментировали в пресс-службе компании.

«По каждому случаю необходимо разбираться детально. Исключить, прежде всего, коррупционный фактор — не допустить передела собственности, поэтому процедуры должны быть публичными», — осторожно прокомментировали грядущие изменения в компании.

Гендиректор ГК ДАР Андрей Симаков сказал, что готов к любому повороту событий, но подчеркнул, что «земля у них не распродается и честно осваивается». «Если говорить о переведенных землях, то их у нас не так много — 130 га, из которых примерно освоено 95—100 га, — описал он масштабы малоэтажной застройки компании. — Нельзя махом весь объем застроить: люди покупают земли, идет плановая застройка, мы подводим сети».

Он увидел подоплеку «наезда» на компанию в затянувшемся конфликте с кадастровой службой. «Правда, кадастр нашел у нас один неиспользуемый участок в 90 соток — мы его зарезервировали для строительства ГРП (газораспределительной подстанции) для проведения газа для загородного поселка «Благодатное» в поселке Новочувашском. Участок в статусе ИЖС, но не осваивается — все знают, что мы ведем газ, но нас штрафуют», — рассказал Андрей Симаков.

Симаков согласен с тем, что большая часть земель в округе не осваивается, а сами участки продаются по демпинговым ценам по 20—30 тысяч рублей без коммуникаций. «Очень много земли переведено, но никто не знает, что с ними делать. Деньги вкладывать никто не хочет, поэтому продают по минимуму», — объясняет он.

По его оценке, рынок загородного жилья Казани не может «проглотить» в год больше 100 га, поэтому пустые участки будут оставаться еще долго.

«Судебная практика по такой категории дел имеется, и она вполне однозначна: если лицо не освоило и не начало использовать земельный участок, то его право прекращается, — отмечает юрист адвокатское бюро «Линия права» Андрей Набережный. — Основную сложность в них представляет процесс доказывания, но, исходя из практики, мы видим, что муниципалитет предоставляет минимальное количество доказательств, а основное бремя доказывания ложится на ответчика».

Перспективы удовлетворения исков об изъятии неоднозначны. По оценкам юриста, если такие иски начнут массово удовлетворяться в одном из регионов, то это станет беспрецедентным случаем. Запуск «судебного конвейера» по изъятию земли существенно снизит привлекательность этого рынка для инвесторов, поскольку многие из них приобретают земельные участки, в том числе, и на долговременную перспективу. «К этому нужно подходить с осторожностью», — предупредил он. Так или иначе, но владельцы ничего не теряют — по закону земли должны быть выставлены на аукцион, а вырученные средства должны пойти собственнику в виде компенсации.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров