Ликбез от лидера Федерации еврейских общин России: что такое Ханука

Колонка главы ФЕОР о важном событии в жизни еврейского народа

Ликбез от лидера Федерации еврейских общин России: что такое Ханука
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Сегодня вечером евреи всего мира встретят важный праздник — Хануку, которая завершится 1 января. Тысячи синагог по всему миру, в том числе и казанская, озарятся светом ханукий (подсвечников). Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказывает об истории этого праздника и его значении для современных иудеев.

Истоками к Макковею

Говоря о Хануке, прежде всего, стоит начать с ее истории: истоки праздника лежат в событиях двухтысячелетней давности. Для еврейского народа это были непростые времена: во II веке до н. э. древняя Иудея вошла в состав огромной империи, которой управляла языческая династия Селевкидов. Один из царей этой династии, Антиох Епифан, решил принудить всех своих подданных к вере в греческих богов, что было совершенно недопустимо для иудеев, которые в большинстве своем отказались изменить вере отцов. Разъяренный отказом Антиох Эпифан в 167 году до н. э. приказал начать гонения на иудаизм, заставляя евреев под угрозой пыток и смерти отречься от веры в единого Бога.

В ответ на эти притеснения Иегуда Макковей и его братья подняли народ на восстание с завоевателями. Сперва казалось, что восстание будет подавлено, но вскоре повстанцы собрали достаточно сил, чтобы в 165 году до н. э. войти в Иерусалим и освободить свою главную святыню — Иерусалимский храм, оскверненный язычниками. После освобождения храма было необходимо его освятить при помощи меноры (храмового семисвечника). Но язычники знали об этом и преднамеренно испортили масло, которым зажигали светильник, и лишь после долгих поисков удалось обнаружить единственный кувшинчик, но масла в нем могло хватить только на один день горения меноры, а чтобы изготовить и принести масло в храм требовалось восемь дней.

Выход найден

Перед нашими предками возник вопрос — что же делать? Простым решением казалось подождать еще неделю — ведь храм все равно был осквернен уже три года, и еще восемь дней, казалось, не сильно изменили бы ситуацию. Однако вера Маккавеев в могущество Всевышнего сотворила чудо: они сразу же зажгли менору, и ее огонь горел без перерыва все восемь дней — до того момента, когда в храм доставили свежее оливковое масло.

Хотя война за свободу продлилась еще почти несколько десятилетий, и в ней случались и победы, и поражения, еврейский народ запомнил именно этот момент, поскольку именно в нем скрыт главный урок праздника Хануки — ты обязан делать все, что в твоих силах, веря в помощь Всевышнего, подобно тому как Всевышний помог нашим предкам, которые храбро поднялись против империи Селевкидов, сперва победить армию, которая была лучше вооружена и превосходила их в количестве воинов, а потом поддерживать огонь меноры в восемь раз дольше, чем это позволили законы природы. Это чудо сотворила искренняя вера евреев в помощь Творца, и эта вера оказалась самым сильным оружием! В истории праздника хранится свой скрытый смысл: война с греко-сирийскими войсками была не только войной за территорию, но и борьбой за духовную свободу и независимость евреев от чуждого влияния.

«Каждый вечер праздника в тысячах еврейских домов и общинах по всему миру будут зажигаться свечи на праздничной ханукии, а наши столы будут украшать традиционные ханукальные угощения». Фото timesofisrael.com

Ханукия — каждому дому

Еврейские мудрецы называют Хануку «днем прославления и благодарения», особенно подчеркивая необходимость каждый вечер в течение праздничной недели зажигать ханукию у входа в дом или на другом видном людям месте, чтобы этот огонь вновь и вновь служил нам напоминанием о совершенном чуде.

И каждый вечер праздника в тысячах еврейских домов и общинах по всему миру будут зажигаться свечи на праздничной ханукии, а наши столы будут украшать традиционные ханукальные угощения: сладкие пончики и латкес картофельные оладушки. Дома наполнятся детским смехом и радостью, и мы забудем о наших повседневных проблемах и суете, посвятив свое время близким.

Надеюсь, что в эти дни свет наших сердец озарит все вокруг теплотой и любовью!

Александр Борода
Справка

Александр Моисеевич Борода — президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР), основатель Еврейского музея и центра толерантности, член Общественной палаты РФ.

  • Родился в 1968 году в Москве.
  • Учился в Московском техникуме транспортного строительства.
  • Мобилизован в ряды Советской армии, проходил службу в морской авиации.
  • Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело». Принимал участие в строительстве ряда станций московского метро
  • В начале 1993 года начинает работу над журналом «Лехаим».
  • В 1996 году — президент регионального общественного Фонда развития еврейской культуры.
  • В 1996 году при его содействии начинается строительство Московского еврейского общинного центра.
  • С 2000 года — исполнительный вице-президент ФЕОР.
  • В 2008 году избран президентом ФЕОР.
  • В 2012 году основал и возглавил Еврейский музей и центр толерантности в Москве.
  • Член Общественного совета при Министерстве обороны РФ (входит в комиссию по комплектованию войск по призыву и контракту).
  • Награды и звания: орден Дружбы, почетный строитель города Москвы.

Новости партнеров