Минниханов: «Как бороться с этими пьяницами, агрессивными водителями? Только самыми жесткими мерами»

Президент РТ выступил за ужесточение наказаний за нарушения ПДД, а Артем Хохорин призвал дать бой «махровым» неплательщикам

Сегодняшнее заседание в кабмине РТ было посвящено ситуации на дорогах в Татарстане. Участие в нем принял и президент РТ Рустам Минниханов. В итоге досталось всем: и исполкому Казани за разметку, которую нанесли только в сентябре—октябре и которая через полтора месяца практически стерлась, и муниципальным районам, где растет количество ДТП и смертей на дорогах, и даже татарстанским приставам.

Количество ДТП и смертей в РТ растет

В целом с ситуацией на дорогах Татарстана все достаточно хорошо, и республика является показательным субъектом в России, но в то же время нерешенными остаются отдельные проблемы. Об этом сегодня говорили на совместном заседании Кабинета министров РТ и коллегии МВД РТ «О ситуации на дорогах». Отчитывался о ситуации в этом году министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин. Как следствие существующих проблем, о которых стоит задуматься, он отметил рост количества ДТП и погибших на дорогах республики (напомним, ранее татарстанские дороги признавались независимыми экспертами самыми опасными).

— Динамика отмечается в каждом третьем муниципальном образовании, в 17 — выросло количество погибших, в некоторых — более чем в два раза. Почти половина погибших в ДТП приходится на региональные дороги, — рассказал Хохорин.

В каждом втором ДТП сопутствующим фактором его совершения стали недостатки содержания дорожной сети — рост по сравнению с прошлым годом в 1,5 раза. Из того факта, что который год предложения в план дорожных работ, основанные на реальном положении дел, в полном объеме не выполняются, министр сделал вывод, что Управление ГИБДД не вышло на должный уровень взаимодействия с Минтранспорта РТ.

Плохое состояние объектов пешеходной инфраструктуры он назвал прямой причиной аварий. Практически каждый пятый из переходов у детских образовательных объектов не соответствует нормам — там отсутствуют дорожная разметка, дублирующие дорожные знаки на проезжей части, пешеходные ограждения, искусственное освещение. Эти проблемы преимущественно встречаются в Казани, Нижнекамске, Набережных Челнах и в целом ряде районов республики. Всего в этом году было выдано 312 предписаний на устранение недостатков, составлено 172 административных материала, более 100 из которых отправили в органы прокуратуры.

— Это, конечно, не панацея. Цель — не наказать как можно больше, а все-таки устранить недостатки. Понятно, что привести в порядок все пешеходные переходы невозможно, это влечет за собой большие финансовые затраты. Стоимость одного перехода составляет около 600 тысяч рублей, поэтому на 2017 год предлагаю привести в соответствие пешеходные переходы у школ и детских садов. На это потребуется порядка 85 млн рублей, — предложил докладчик.

Кроме того, в конце ноября в республику поступил документ, согласно которому Татарстан входит в число проблемных регионов, где наблюдается рост количества нарушений правил перевозки пассажиров, рост случаев ДТП и числа пострадавших в происшествиях по вине водителей автобусов. Как оказалось, самыми проблемными являются заказные перевозки, которые не проходят обязательный технический контроль, не требуют регистрации на автовокзале и личных данных пассажиров. Сейчас по заказной схеме работает каждый четвертый автобус. Самым популярным направлением являются Набережные Челны. Для разрешения проблемы предполагаются внеплановые проверки перевозчиков и проведение рейдов, направленных на профилактику нарушений при перевозке пассажиров.

«Махровым» неплательщикам объявили бой

Общее число ДТП с участием водителей в нетрезвом состоянии по республике снизилось, однако уже с пойманных нарушителей не удается взыскать штрафы. По отчету МВД, с начала года удалось взыскать с пьяных водителей только 59% штрафов. При этом общий показатель взыскания штрафов с начала года превысил 90%. «Невзысканными» за вождение в нетрезвом виде остаются более 9 тысяч штрафов.

— Обращаю внимание руководителей районных органов МВД на работу с махровыми неплательщиками — за это будет отдельный спрос, соответствующая задача ставилась. В некоторых районах они спокойно разъезжают под носом полиции, судебных приставов, администрации, имея на своем счету десятки тысяч рублей неоплаченных штрафов, и никакой реакции, — прокомментировал Хохорин.

Среди тех самых «отдельных» районов числятся Буинский, Верхнеуслонский, Мамадышский.

Помимо пьяных неплательщиков, в республике не могут найти управу на водителей, которых лишили прав на вождение автомобилей. Например, в Лаишевском районе до сих пор у каждого четвертого, лишенного права на вождение, документы остаются на руках, а в Верхнеуслонском районе и Пестречинском — у каждого пятого. Высока доля таких водителей и в Казани, и в Набережных Челнах.

Чуть позже, после завершения доклада, Рустам Минниханов прокомментировал ситуацию со штрафами. Несмотря на высокий процент взыскания штрафов с нарушителей, глава республики призвал все равно усердно работать в этом направлении. Особенный интерес вызвали у него штрафы за езду в нетрезвом состоянии.

— Пьяный должен самым первым прийти штраф заплатить. Я смотрю на Аминова и Григорьева. Нам нужно общественное порицание — этих людей надо знать в лицо. Как сделать, чтобы фотографии этих пьяных людей показывали? — начал рассуждать президент.

«Понятно, что, скорее всего, исполком Казани такая ситуация устраивает, но в целом это не нормально»

В целом Хохорин отметил, что остаются сложности с финансированием проблемных участков. Президенту Татарстана Рустаму Минниханову он предложил рассмотреть вопрос передачи остатков из дополнительного финансирования дорожных фондов муниципальных образований для устранения очагов аварийности — этот вопрос уже обговорен с Минтрансом.

К слову, только в Казани выявлено 34 опасных участка и зафиксировано 1000 ДТП. Обратился министр за помощью и в разрешении проблемы порядка распределения полномочий — юридические лица администраций районов города говорят об отсутствии финансирования, а представители исполкома указывают, что за содержание дорожной сети отвечают районы города (более подробно о проблеме читайте в интервью главного госавтоинспектора РТ Ленара Габдурахманова).

— Получается замкнутый круг — одни отвечают за все, но не имеют денег, а другие имеют определенные бюджет, но не являются ответственными, — отметил докладчик.

В итоге все административные материалы за нарушения правил ремонта и содержания дорог, невыполнение предписаний были отменены. «Понятно, что, скорее всего, исполком Казани такая ситуация устраивает, но в целом это не нормально. Поэтому я прошу Верховный суд республики подключиться к разрешению этой юридической коллизии и совместно выработать определенные предложения».

Напомнил министр внутренних дел РТ и о щекотливой ситуации с нанесением дорожной разметки в Казани — средства на это были выделены из бюджета республики. В предусмотренные сроки эти работы сделаны не были, и в итоге нанесена разметка была только в конце сентября—октябре, уже при неблагоприятных погодных условиях и с нарушением технологического процесса. «На сегодня, спустя всего полтора месяца, нанесенная дорожная разметка местами изношена до 90%, это фактически потерянные деньги». Подозрения вызывает и качество использованных материалов, потому что, например, на федеральной трассе разметка, нанесенная также не в лучших погодных условиях в начале года, эксплуатируется до сих пор.

«Разговаривать могу я, а вы должны работать»

Главный судебный пристав Татарстана Радик Ильясов отчитался уже непосредственно по взысканиям штрафов. На 1 декабря 2016 года у приставов на исполнении находилось 655 тысяч исполнительных производств на 578 млн рублей. Всего за 11 месяцев работы было окончено 457 тысяч исполнительных производств на 383 млн рублей (93% от всех производств). После многочисленных представленных сухих цифр вопросы начал задавать президент республики. Он отметил, что работать надо и по части иногородних штрафов. Радик Ильясов пояснил, что исполнение такого рода штрафов возлагается на те территории, где нарушители проживают.

— Ну вот и работайте, это же твои коллеги! — обрубил Рустам Минниханов.

— Будем разговаривать, — отреагировал главный судебный пристав РТ.

— Не надо разговаривать. Разговаривать могу я, вы должны работать, — резко заметил глава республики. И, уже смягчившись, продолжил:

— Эта тема актуальна. Выходи на руководство, работай с коллегами. Может быть, семинар или совещание провести. Если надо, я письмо напишу вашему руководителю, чтобы провести его в Татарстане.

Отреагировать на критику позвали двух глав районов — Лениногорского и Заинского. Однако ни тому, ни другому убедительно объяснить столь плохие показатели по количеству аварий на дорогах так и не удалось. Например, как ни крути, после того, как Рягат Хусаинов заступил на пост главы Лениногорского района, количество смертей на дорогах увеличилось в среднем с 7 до 12 человек, — об этом ему напомнил премьер-министр РТ Ильдар Халиков, акцентируя внимание на том, что за годы количество дорог не изменилось, а смертей стало больше.

«На машине он может принести ущерба больше, чем выстрел из какого-то оружия»

Подробно по представленным ему результатам года в итоге прошелся Рустам Минниханов. Так, он заметил, что нужно найти меры поддержки в виде грантов или премий народным инспекторам, сообщающим о нарушениях через специальное приложение. Раскритиковал глава республики и возможные ужесточения за нарушения в правилах дорожного движения. Предполагается, что сумма штрафа поднимется до 5 тысяч рублей. По его словам, для определенной категории граждан — «золотой» молодежи, бизнесменов — эта сумма является совсем не значительной.

— Примут или не примут — это их вопрос. Но другого рецепта нет. Как бороться с этими пьяницами, агрессивными водителями? Только самыми жесткими мерами. Это преступник. Если человек вышел с ружьем и в кого-то выстрелил — есть закон. На машине он может принести ущерба больше, чем выстрел из какого-то оружия, — считает президент РТ.

Он попросил парламент выйти с инициативой от имени правительства ужесточить наказание за нарушения ПДД.

На фоне очередной трагической аварии с участием детей в Ханты-Мансийском автономном округе много на заседании говорили и об обеспечении безопасности детей в республике. Рустам Минниханов призвал там, где есть школьные маршруты, обязательно проложить проезжую дорогу и всегда на контроле держать проведение техобслуживания транспорта для детей.

— Обратите внимание, предупредите всех директоров школ, — обратился к министру молодежи и спорта РТ Владимиру Леонову, сидящему в зале, президент. — Все выезды возьмите под контроль, под персональную ответственность руководителей спортивных или молодежных учреждений. Мы будем проводить елку — обратите внимание, каждый автобус надо проверить, — раздал указания глава Татарстана.

Дал Рустам Минниханов и поручение мэру Казани Ильсуру Метшину — разрешить тот самый юридический казус, о котором говорил Артем Хохорин. Отметил он и необходимость вовремя наносить разметку с учетом погодных условий и сроков.

Раздав указания, президент Татарстана сменил строгий тон на более благожелательный и вынес вердикт: в целом в республике проведена большая работа, и в масштабах страны Татарстан является одним из лидеров. И тут же сменил настроение, вспомнив, что при всей успешности в России показатели республики в несколько раз хуже европейских, где количество смертей при авариях на дорогах ниже раза в три.

Мария Горожанинова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров