Как башкиры продажу «Башнефти» обмывали: где больше всего пьют в ПФО

На фоне падения продаж алкоголя в России рынок Приволжского федерального округа вырос в 2016 году на 3%. По данным Росстата, жители ПФО купили в январе — сентябре 161,8 млн декалитров алкоголя, из которого большая часть — пиво. Однако драйвером рынка стали не пенные напитки, а сидр, медовуха и дешевое вино. При этом, как выяснила аналитическая служба «Реального времени», рост продаж в регионе обеспечили в основном Башкортостан, Мордовия и Марий Эл.

В Поволжье стали пить больше, в России — меньше

Объем продаж алкоголя в Приволжском федеральном округе за 9 месяцев 2016 года, по данным Росстата, составил 161,8 млн декалитров, что на 3% больше уровня прошлого года. Впрочем, по динамике продаж регионы федерального округа разделились на две равные группы: на семи из 14 территорий продажи росли, на оставшихся семи — падали.

В среднем на одного жителя ПФО в этом году было продано 54,5 литра алкоголя. Больше всего, как и в прошлом году, по данным официальной статистики, пьют в Кировской области — почти 71 литр на душу населения. Меньше всего в этом году стали пить в Саратовской области — 42,2 литра. В прошлом году меньше всего пили в Мордовии — около 38 л на человека. Впрочем, реальные объемы потребления алкоголя вряд ли изменились настолько сильно. Скорее всего, дело в выводе части отрасли из «тени» благодаря повсеместному внедрению в рознице с 1 июля 2016 года системы ЕГАИС.

Тем временем алкогольный рынок России за соответствующий период показал падение продаж. Согласно данным Росстата, по итогам трех кварталов 2016 года розничные продажи алкоголя в стране составили 816,4 млн дал, что на 1,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Так, пива было продано меньше на 1,7% (606,8 млн дал), вина — на 1,6% (39,4 млн дал), игристых вин и шампанского — на 4,2% (14,6 млн дал), а коньяка и бренди — на 2,3% (7,4 млн дал). Продажи виски и вовсе сократились на 8,7%, до 2,8 млн дал, пишет РБК.

Продажа алкогольных напитков в натуральном выражении в Приволжском федеральном округе за 9 месяцев 2016 года, данные Росстата, тыс. дал

Регион

2014

2015

2016

прирост

Приволжский федеральный округ

179 603,4

157 477,3

161 859,8

3%

Республика Татарстан

26 419,9

24 696,2

23 226,8

-6%

Республика Башкортостан

27 305,6

16 506,0

22 639,1

37%

Нижегородская область

18 918,2

18 730,3

19 005,5

1%

Самарская область

18 540,6

19 294,5

18 940,1

-2%

Пермский край

14 734,5

12 943,0

13 931,6

8%

Саратовская область

9 450,3

10 748,6

10 504,5

-2%

Оренбургская область

10 984,6

9 322,1

9 474,4

2%

Кировская область

9 565,4

9 295,7

9 203,9

-1%

Удмуртская Республика

10 364,0

9 354,7

9 025,8

-4%

Пензенская область

12 433,6

8 860,1

6 919,2

-22%

Ульяновская область

6 590,5

6 521,2

6 417,1

-2%

Чувашская Республика

5 476,3

5 355,0

5 399,7

1%

Республика Мордовия

4 722,6

3 076,1

3 964,9

29%

Республика Марий Эл

2 877,3

2 774,2

3 207,6

16%

«Башнефть»: пропили или обмыли?

Лидером по приросту продаж алкоголя в натуральном выражении среди регионов Поволжья в этом году стала Республика Башкортостан. Здесь было продано 22,6 млн дал алкоголя против 16,5 млн дал в прошлом году. Жившие весь год в ожидании реприватизации «Башнефти» жители республики заливали томительное ожидание прощания с одним из ключевых активов региона водкой. Потребление самого русского спиртного в Башкирии выросло в этом году на рекордные для ПФО 26% до 4,2 литра на душу населения. Впрочем, лидером по продажам водки на одного жителя в этом году стала маленькая Марий Эл, где покупали по 6,2 литра на человека — на 11% больше, чем в прошлом году.

Продажи ликероводочных изделий с содержанием спирта до 25% на душу населения в Башкирии взлетели в этом году на рекордные 61%, хотя в остальных регионах они, в основном, падали. Примерно такая же картина по продажам ликероводочных изделий с содержанием этилового спирта свыше 25% — рост на 25% и первое место по продажам на душу населения в ПФО. Коньяки — плюс 22% к уровню прошлого года. Для сравнения, на втором месте по динамике продаж напитков данной группы Оренбургская область — всего лишь плюс 6%. А вот вино башкиры в этом году не жаловали, в итоге рынок винодельческой продукции показал падение почти по всем сегментам.

Напомним, распоряжение о продаже «Роснефти» 50,075% акций компании «Башнефть» за 329 млрд 690 млн рублей премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал 10 октября 2016 года. Летом 2015 года «Башнефть» внесли в список стратегических предприятий, одновременно с этим передав часть госпакета правительству Башкортостана. Указом Президента РФ от 16 мая 2016 года «Башнефть» была исключена из перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, что предполагает продажу 50% акций компании.

Водка и пиво — в лидерах спроса

Больше всего в Поволжье пьют пиво и водку — ничего нового. Из 161,8 млн дал общего объема проданного в январе — сентябре 2016 года в Поволжье алкоголя больше всего пришлось на пиво, которого было реализовано 134 млн дал. Продажи пенного напитка показывают относительную стабильность во всех регионах ПФО, кроме четырех. Взрывной рост рынок пива пережил в Мордовии и Башкирии, где в этом году было продано на 46% и 41% пива больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако до уровня 2014 года показатели там дотянуться не смогли. В отличие от Марий Эл, где пенного напитка в 2016 году продали на 19% больше, чем в прошлом и позапрошлом годах.

А вот в Пензенской области продажи пива, по официальным данным, буквально рухнули — на четверть по сравнению с прошлым годом и в два раза по сравнению с позапрошлым. Из-за этого регион, занимавший по объему потребления алкогольных напитков на душу населения безоговорочное первое место в ПФО в 2014 году, спустился во вторую половину списка.

Продажи водки в ПФО за январь — сентябрь 2016 года Росстат зафиксировал на уровне 11,7 млн дал — на 2% больше, чем в прошлом году. Лидер по продажам водки — Татарстан. Причем республика лидирует в округе с большим отрывом. Башкиры, несмотря на появившийся благодаря Игорю Ивановичу Сечину повод выпить «беленькой», обогнать татар не смогли и обеспечили 1,7 млн дал. Более млн декалитров водки было продано еще в двух регионах — Нижегородской области и Пермском крае. Остальные регионы предпочитают не повышать градус. Кроме марийцев, которые стали покупать в этом году на 11% больше водки, чем раньше.

Из забавных показателей — взрывной, благодаря низкой стартовой базе, рост продаж виски в Мордовии. Если в прошлом году на территории региона было продано всего 0,3 тыс. дал этого напитка, то в текущем году — втрое больше. В два раза увеличились продажи виски в Оренбургской области — с 3 тыс дал до 6. А вот в Пермском крае, напротив, спрос упал почти в полтора раза. Впрочем, в регионе все равно продается виски больше, чем в регионах-лидерах по динамике продаж вместе взятых. На первом же месте по продажам виски Татарстан с 41,7 тыс. дал, несмотря на существенное (–33%) падение рынка.

Объем продаж водки в регионах ПФО в январе — сентябре 2016 г., тыс. дал, данные Росстата

Регион

2014

2015

2016

прирост

Приволжский федеральный округ

13 616,8

11 489,3

11 765,9

2%

Республика Татарстан

2 193

2 121

2 154,2

2%

Республика Башкортостан

2 440,5

1 376,8

1 729,8

26%

Нижегородская область

1 445,9

1 361,6

1 297,2

-5%

Пермский край

1 454

1 120,9

1 176,2

5%

Самарская область

921,8

870,4

843,4

-3%

Удмуртская Республика

940

889,5

843,2

-5%

Кировская область

887,3

813,6

800,9

-2%

Чувашская Республика

744,4

656,1

603,4

-8%

Республика Марий Эл

410,2

383,5

426,5

11%

Саратовская область

511,7

404,9

412,6

2%

Оренбургская область

471,8

396,8

412,4

4%

Ульяновская область

397,5

398,4

366,5

-8%

Пензенская область

392,8

344,1

365,7

6%

Республика Мордовия

405,9

351,8

334

-5%

Сидр и медовуха как драйверы алкогольного рынка

Наилучшую динамику прироста продаж по итогам 2016 года показывают алкогольные напитки из категории «Прочее» Росстата, куда официальная статистика относит сидр, пуаре (сидр на основе грушевого сусла), медовуху и тому подобное. В целом по ПФО этот сегмент вырос в январе — сентябре 2016 года на 64% почти до 0,4 млн дал. В 2014 году в регионе за сопоставимый период было продано всего лишь 0,06 млн дал таких напитков.

Кстати, сидр и медовуха стали драйвером российского алкогольного рынка в целом. Продажи в этой категории достигли 3 млн дал; по сравнению с 2015 годом они выросли на 34,8%, а в 2014-м — и вовсе на 316,8%. Таким образом, сидр и медовуха впервые обогнали такие категории, как виски и ликеро-водочные изделия крепостью до 25 градусов.

Популярность яблочного и медового напитков связана не только с предпочтениями потребителей, но и с махинациями производителей, объясняет РБК со ссылкой на экспертов. В декабре 2012 года в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» была принята поправка, которая выделила сидр и медовуху в отдельную категорию. Ранее они считались слабоалкогольными напитками. Согласно законодательству сидр и медовуха — это напитки крепостью до 6 градусов, произведенные в результате брожения яблочного, грушевого или медового сусла без добавления этилового спирта. Также в производстве может использоваться восстановленный яблочный или грушевый сок.

Объем продаж сидра, пуаре, медовухи в январе — сентябре 2016 года в ПФО, тыс. дал, данные Росстата

Регион

2014

2015

2016

прирост

Приволжский федеральный округ

68,7

240,7

394

64%

Республика Мордовия

0,6

12,7

66,6

424%

Саратовская область

15,6

49,5

60

21%

Нижегородская область

12,4

33,8

41,3

22%

Пензенская область

2,2

16,5

33,1

101%

Кировская область

0,7

18

31,3

74%

Самарская область

8,2

22

30,9

40%

Пермский край

8,4

11,9

27,7

133%

Оренбургская область

1

11,1

23

107%

Ульяновская область

2

20,1

22,8

13%

Республика Башкортостан

10,6

28,8

22,3

-23%

Удмуртская Республика

2,9

4

19,2

380%

Республика Марий Эл

1,1

6,5

7,6

17%

Чувашская Республика

0,8

3,6

6,4

78%

Республика Татарстан

2,2

2,2

2

-9%

  • Ольга Апенкина

    Ольга Апенкина председатель Алкогольной ассоциации РТ

    Кризисная ситуация в стране повлияла на потребительские предпочтения граждан. Покупатели все чаще обращают внимание на дешевый продукт. Такая же тенденция наблюдается и на алкогольном рынке.

    Несмотря на это, в предновогодний период в торговых сетях и магазинах широко представлены известные бренды алкоголя. Поставщики алкогольной продукции стараются предоставить перед праздником дополнительные скидки на свою продукцию. Это реальные скидки, которые позволяют конечному потребителю приобрести для новогодних мероприятий качественную, а главное, безопасную продукцию по доступным ценам.

    В Республике Татарстан ведется активная борьба с контрафактным алкоголем. Хочется предостеречь наших сограждан от соблазна приобретения контрафактной продукции. Людей привлекает ее дешевизна, но риски ее употребления слишком высоки. Известны многочисленные случаи отравления фальсификатом, а также летальные исходы.

    Убедительно прошу покупать алкогольную продукцию только в специализированных магазинах, имеющих лицензию на розничную продажу алкоголя.

    С наступающим Новым годом!

  • Альбина Борисова руководитель отдела маркетинга сети бутиков алкогольной продукции Alcostore

    В новогодние праздники стандартно наблюдается резкий скачок в продажах игристых вин. Мы замечаем, что в предновогодний сезон клиенты больше предпочитают покупать элитные напитки, руководствуясь мнением, что на Новый год могут позволить себе больше, чем обычно. По нашему мнению, кризис на объемы потребления алкоголя практически никак не повлиял. Возможно, такая тенденция наблюдалась в сегменте продажи более дешевого алкоголя. В этом сегменте, думаю, клиенты могли перейти на более бюджетные напитки. Что касается нас, мы специализируемся на элитном алкоголе и работаем с премиум-клиентами, поэтому кризисного влияния не заметили.

    В новогодний сезон клиенты активно покупают алкогольные напитки, объем выручки увеличивается минимум в два раза. При этом, в годовой выручке доля новогодних продаж составляет примерно 25%.

  • Артем Тюменев руководитель сети алкогольных магазинов «АлкоДьюти»

    В новогодний период традиционно растет потребление игристых вин, а также увеличивается употребление элитного крепкого алкоголя: виски, коньяков премиального сегмента. За рассматриваемое время потребление игристых вин увеличивается примерно в 7—8 раз, а крепких напитков в 4 раза.—

    В последнее время объемы потребления алкогольных напитков остаются практически на одном и том же уровне. Если ранее люди тратили на алкоголь, к примеру, 500 рублей, то и сейчас они тратят примерно такую же сумму, однако, покупают уже более дешевые напитки. Причина заключается в том, что за последние два года цены на алкоголь выросли в среднем на 30—50%. Водка практически не изменилась в цене, а вот на весь остальной алкоголь, в основном, импортный, цены возросли. В то же время, при сохранении общего объема потребления алкоголя, в этом году стало наблюдаться некоторое перераспределение объемов потребления водки и винодельческой продукции: на 3—4% стали больше пить водку и, соответственно, на столько же стали меньше пить вина. Причина как раз кроется в повышении цен на вина. Если раньше более-менее приличное натуральное вино можно было приобрести за 150—180 рублей, то сейчас надо будет заплатить около 300 рублей. Соответственно, люди покупают алкоголь из сегмента крепких напитков, а такой напиток по приемлемой цене — это водка.

    В предновогодний период цены на алкоголь в сторону увеличения не меняются, наоборот, многие производители предлагают большие скидки, проводят промо-акции. В этот период торговые сети сильно конкурируют, проводят выгодные акции, и появляется возможность, например, купить напиток, стоящий обычно более 1000 рублей, за 700—800. Таким образом все пытаются повысить свою доходность на фоне увеличения оборотов.

    Выручка в предновогодний сезон в среднем составляет 20—25 % от годового объема. Однако стоить отметить, что по розничным продажам она составляет примерно 18%. В то же время магазины, учитывая инфляцию, ежегодное повышение акцизов, длительность новогодних каникул, закупают алкоголь больше, и их доля в годовой выручке может составлять 23—25%.

  • Татьяна Кручинина заместитель руководителя сети «Арыш мае»

    В эти предновогодние дни каждый выбирает тот алкогольный напиток, который предпочитает. Основным напитком, как и раньше, остается водка. Безусловно, предстоящие праздники влияют на выбор, и акцент смещается в сторону более дорогих позиций из средней ценовой категории и премиум. Помимо водки в новогодние дни резко возрастает спрос на игристые вина, шампанское предпочитают и в качестве новогоднего подарка коллегам и партнерам, и как основной напиток в новогоднюю ночь. В магазинах «Арыш мае» широкий выбор игристых вин производства АО «Татспиртпром», вменяемые цены и акции сделают выбор не таким затратным.

    Прежде всего, казанцы стали более разборчивы. На праздник выбирают алкоголь немного дороже, чем обычно. Имеет значение внешнее оформление бутылки, известность бренда — берут на «стол», чтобы показать достаток и благополучие в уходящем году. Традиционно в предновогодние дни горожане больше обычного приобретают шампанские и игристые вина. В целом, в декабре объемы продаж винодельческой продукции увеличиваются: тихие вина, игристые — новинка «Согно Сегрето», вермуты, винные напитки (Грог, Глинтвейн). Объективно люди употребляют те напитки, к которым больше расположены: кто любит водку, вряд ли в новогоднюю ночь перейдет на вино, но по традиции фужер хорошего шампанского выпьет. Поэтому для России и Татарстана лидером продаж по прежнему остаются водки. Семьи с невысокими доходами приобретают известные и качественные водки «Казанская престижная», «Усадская хлебная», «Русская валюта» по самым выгодным ценам (МРЦ), по акциям в торговых сетях. Люди с более устойчивым финансовым положением отдают предпочтение более дорогим водкам, полагаясь на мнение друзей и знакомых или на свое впечатление от употребления в компании, это могут быть раскрученные (навязанные СМИ и ТВ) российские бренды. Стало модно, патриотично, покупать «Ханскую» на важные застолья и торжества, на подарок к столу, когда идут в гости.

    В связи с уменьшением покупательской способности населения наблюдается некоторое снижение продаж. Идет смещение в сторону напитков эконом-класса.

    Общероссийская статистика дает информацию об общей тенденции снижения потребления крепкого алкоголя (водок) в РФ. Вместе с тем, следует признать, что в теневом обороте находился значительный объем спиртосодержащей продукции, поэтому справедливо мнение специалистов о том, что в ситуации кризиса люди не перестают покупать привычные товары, а ищут способы замены на более доступные по цене аналоги. В этом одна из причин существования контрафактной спиртосодержащей продукции — спрос на нее. Внедрение системы ЕГАИС призвано искоренить оборот контрафакта в легальной розничной и сетевой торговле.

    В декабре 2015 г. на территории РТ было реализовано 394 799 декалитров алкогольной продукции производства ТСП, из них 7 564 декалитров — игристого и шампанского вина. В среднем по РТ продается 248 542 декалитров продукции ТСП ежемесячно. Данные не включают продажи за пределами РТ.

    В предновогодний период продажи возрастают в среднем на 30—40% по сравнению со среднемесячными продажами в сети. Доля декабря в общих оборотах сети за год — 10 %

    За новогодним столом алкогольные напитки употребляют даже те, кто в течение года воздерживается от алкоголя. Поскольку новогодние каникулы длинные, люди стараются приобрести продукцию впрок на все выходные, тем более что на протяжении ряда лет, повышение цен, акцизов, внедрение системы ЕГАИС приходились именно на первые дни нового года.

    На 6 декабря 2016 года торговая сеть «Арыш мае» представлена 1 070 торговыми объектами. Доля реализации алкогольной продукции в декалитрах от объема всей реализации алкогольной продукции на территории РТ составляет 7%.

    В 2016 году флагманский магазин «Арыш Мае» посетили 9 094 туристов. Магазин включен в городской туристический маршрут «Казань пятью органами чувств» и «Казань для настоящих мужчин», разработанных ТИЦ.

Фаиль Гатаулин, Сергей Кощеев
Аналитика

Новости партнеров