Кризис 2015 года: что ждет российскую экономику на этот раз

На текущий момент российская экономика находится далеко не в лучшей своей форме. С точки зрения населения, кризисные явления наиболее заметно проявляются посредством того, что, несмотря на положительную динамику в последние месяцы, за истекшие полтора года рубль существенно ослаб к доллару США. Одновременно накопленная за 12 месяцев потребительская инфляция бьет свои многолетние рекорды и по итогам марта уже достигла 16,9%.

Однако я не склонен излишне драматизировать ситуацию. Как показывает практика, значительное ослабление национальной валюты способно в значительной мере нейтрализовать разного рода внешние шоки: экономические санкции, снижение цен на нефть, геополитическую ситуацию и прочее. Таким образом, существенно смягчается рецессия в экономике. Особенно вышеперечисленное актуально в случае с уязвимой к внешнему негативу российской сырьевой экономикой.

В этом плане интересно сравнить кризисы 2008-2009-х и 2014-2015 годов. Оба они сопровождались резким падением цен на нефть, существенным оттоком капитала и разного рода геополитическими потрясениями. При этом в первом случае ЦБ активно поддерживал рубль от слишком сильного падения и, соответственно, ограничивал рост потребительской инфляции на фоне девальвации. Это привело к тому, что в условиях кризиса продукция отечественных производителей практически не получила столь необходимого ей ценового конкурентного преимущества по сравнению с импортом. Сильно ухудшился платежный баланс из-за резкого сокращения экспорта при более-менее устойчивом импорте и резко сократились доходы бюджета. В итоге из-за слишком крепкого курса рубля в условиях нестабильности на финансовом рынке и снижения цен на сырье реальный ВВП РФ во втором квартале 2009 года буквально обвалился на 11,2% г/г. Бизнес был вынужден активно сокращать сотрудников, и ко второму кварталу 2009 года безработица МОТ превысила 9%. В целом поддержка курса рубля в прошлый кризис очень дорого обошлась российской экономике.

В 2014-2015 годах правительство и ЦБ учли допущенные ранее ошибки и своевременно организовали переход к плавающему курсу рубля. Несмотря на недовольство населения и некоторого импортозависимого бизнеса, ослабление рубля имело в целом положительные последствия для экономики. Так, в 2014 году экономика удержалась от рецессии, показав рост на 0,6%. В 2015 году минэкономразвития прогнозирует снижение показателя на умеренные 3%. Дешевый рубль уже поддержал рублевые доходы бюджета, который формируется в национальной валюте. За счет сокращения импорта и получения отечественной продукцией ценового конкурентного преимущества почти не сократилось промпроизводство, а бизнес за редким исключением практически не стал проводить сокращения персонала. К концу 2014 года безработица, рассчитанная по методологии Международной организации труда, составляла 5,2%, что близко к историческому минимуму еще со времен распада СССР.

Поскольку влияние внешних шоков постепенно сходит на нет, в последнее время рубль существенно укреплялся по отношению к основным валютам. Так, с максимумов конца 2014 года бивалютная корзина подешевела более чем на 40%. Да, это закономерно постепенно снижает ценовое конкурентное преимущество товаров отечественного производства и потенциально ставит под угрозу программу импортозамещения, т. к. для расширения производственных мощностей и замещения импорта требуется несколько лет дешевого рубля. Однако вряд ли ЦБ дальше будет искусственно ослаблять рубль посредством скупки с рынка валюты, как это делалось до кризиса 2008-2009 годов. Дело в том, что это ведет к всплеску так называемой монетарной инфляции. Учитывая то, что сейчас годовая потребительская инфляция и так находится на чрезмерно высоких уровнях в 16,9% годовых, это явно контрпродуктивная идея. На мой взгляд, сейчас регулятор максимально сосредоточится на политике инфляционного таргетирования, чтобы по мере постепенного укрепления рубля экономику все больше поддерживал не только дешевый рубль, но и низкие процентные ставки. Таким образом, прогнозируемое ЦБ сокращение потребительской инфляции к 2018 году до 4% в перспективе должно стать новым драйвером роста экономики.

В целом нынешний кризис благодаря использованию плавающего курса рубля будет гораздо «мягче» предыдущей рецессии. Несмотря на падение реальных доходов населения из-за усиления инфляционного давления, безработица будет умеренной, а российские производители получат существенное ценовое конкурентное преимущество на внутреннем и внешних рынках.

Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ «Финам»

Фото: trkterra.ru, www.gazeta.ru, 360tv.ru


Интернет-газета «Реальное время»

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Аналитика

Новости партнеров