Казанский «Смайл» пошел в интернет-розницу

Дистрибьютор крупнейших брендов инвестировал десятки миллионов и привез «варяга» из Москвы для развития розничного бизнеса

После майских праздников казанская группа компаний «Смайл», один из крупнейших дистрибьюторов товаров повседневного спроса в Поволжье, намерена запустить собственный розничный интернет-магазин WELPI. Площадка первое время будет ориентирована на Казань. Эксперты «Реального времени» отмечают, что местный рынок интернет-коммерции в зачаточном состоянии, и появление каждого нового — тем более столь крупного — игрока будет повышать его капитализацию.

Розничный проект опытного дистрибьютора

Как стало известно «Реальному времени», 12 мая 2015 года татарстанская группа компаний «Смайл», один из крупнейших дистрибьютеров товаров повседневного спроса, планирует запустить собственный интернет-магазин WELPI. Это первый проект дистрибьютера в сегменте розничной e-commerce.

Для запуска нового проекта ГК «Смайл» пригласила топа из Москвы — Владимира Попова. На счету Попова руководство тремя крупными интернет-проектами: интернет-магазин детских товаров «Пять правил», Oldi, один из лидеров на рынке компьютерной техники, «Дочки-сыночки» (федеральная сеть онлайн и офлайн-магазинов детских товаров). С ноября 2014 года Попов является генеральным директором интернет-магазина WELPI группы компаний «Смайл».

Математик по образованию, он признался, что ему понравился способ, с помощью которого его нашли для руководства проектом — через Facebook. «Думаю, меня выбрали потому, что у меня есть подходящий опыт. Был опыт собственного предпринимательства, собственный интернет-магазин», — отмечает Попов.

Руководитель нового направления компании «Смайл» рассказал «Реальному времени», что еще с октября прошлого года, когда только велись переговоры о сотрудничестве с компанией, он присмотрелся к Казани. Попов не скрывает, что принял предложение о сотрудничестве с удовольствием. «Во-первых, мне очень понравился сам проект. Во-вторых, Казань — красивый и удобный город, с высоким качеством дорог и отсутствием пробок. Могу сказать, что качество жизни в Казани, на мой взгляд, выше, чем в Москве. Казань — это настоящая столица».

Nestle и Procter & Gamble

Что касается интернет-проекта «Смайла», то название WELPI придумали маркетологи. В итоге получилось WELPI — ассоциация с английским «well» (well —в пер. с англ. «хорошо»).

На «полках» интернет-магазина будет представлена вся продукция, которая дистрибутируется компанией. На первом этапа ассортимент — это порядка 5 тысяч наименований товаров. Прежде всего, это бакалея, продукция Nestle и Procter & Gamble, известные бренды напитков Pepsi и Coca-Cola, корма для животных Purina. «Это самая топовая продукция, которая имеет популярность у населения, начиная с кофе, сухих завтраков, детского питания, консервированной продукции, шоколада, заканчивая бытовой химией: различные порошки, шампуни», — комментирует ассортимент магазина его руководитель.

Кроме того, в магазине будет представлена продукция соков J7 для верхнего сегмента потребителей, а также соки «Добрый», другие газированные напитки из более низкой ценовой категории, а также молоко ультрапастеризации «Домик в деревне». Также будет представлена вся снековая продукция: чипсы, сухарики и так далее. В дальнейшем в магазине появятся крупы и макаронные изделия.

В формате дискаунтера

Владимир Попов заверил, что покупать в интернет-магазине будет дешево. Насколько же это окажется правдой, покажет время. Попов отмечает: «Мы выходим в формате дискаунтер и можем такую цену предложить, потому что сами являемся дистрибьюторами». Цена доставки будет бесплатной при определенной сумме заказа. Попов выразил надежду на средний чек в районе двух тысяч. «Мы ожидаем, что первые чеки будут в районе тысячи рублей. Но не стоит забывать, что есть товары-драйверы, которые позволят средний чек раскачать. Например, это детские товары, детское питание, стиральные порошки и так далее», — отметил руководитель проекта.

Доставка заказа будет осуществляться из собственного логистического центра группы компаний, который территориально находится в районе Константиновки. «С этой точки зрения у группы «Смайл» все хорошо. Одно из наших подразделений имеет очень большой опыт, в том числе и в обслуживании интернет-магазинов», — отмечает генеральный директор. Транспортное подразделение группы уже обслуживает «М.Видео» в Казани, а также «Леруа Мерлен» в Москве. Компания уверена, что проблем с доставкой заказа не будет, так как в Казани нет таких больших проблем с пробками, как, например, в столице России. С Владимиром Поповым солидарен и интернет-маркетолог компании «Флорист.ру» Альберт Афанасьев. Он отмечает: «Если сравнивать с Москвой, то в Казани ситуация на дороге не так катастрофична, как в столице, но нужно будет приучать людей пользоваться доставкой».

Доставка заказа будет до двери. «Иначе многие плюсы от покупки товаров в интернет-магазине исчезают», — говорит Попов. К слову, известная сеть FMCG-продукции «Ашан» также имеет свой интернет-магазин. В нем представлены товары только по четырем категориям: мебель, товары для сада и отдыха, игрушки и детские товары, в том числе и детское питание. Заказ можно забрать в пунктах самовывоза, в 18 городах России. Казань не входит в число городов с пунктами самовывоза, поэтому здесь можно воспользоваться службой доставки.

Десятки миллионов — в сеть

Характеризуя интернет-рынок России, Владимир Попов отмечает, что он находится на стадии развития. Как таковая интернет-торговля в регионе менее развита, чем в столице. На нем, по словам Попова, есть единственный сильный игрок — интернет-гипермаркет продуктов повседневного спроса «Утконос», который работает на рынке с 2003 года и держит 80% рынка всей России.

Попов амбициозно заявляет, что группа компаний сейчас открывает рынок в Казани. «Сейчас, если зайти в «Яндекс» и попытаться узнать, сколько запросов жителями Казани делается на слово «купить продукты» или «купить бытовую химию», то это всего порядка 10 запросов в месяц. Поэтому наша задача сейчас — это создать рынок и сделать так, чтобы людям было удобно пользоваться сервисом и на этом сгенерировать регулярные покупки».

Стандартная цена клика в Казани, по результатам анализа Владимира Попова, достаточно низкая. «Для нас это очень хорошо, потому что мы относительно дешево выйдем на рынок, — резюмирует Попов, — но в дальнейшем, конечно, будет сложнее, потому как мы не просто выйдем на рынок, но и поднимем цену клика на рынке». По мнению Попова, сейчас самое подходящее время для выхода на рынок, когда у компании есть возможности и есть товар.

Точные объемы инвестиций в проект наш собеседник не раскрыл. «Цифра достаточно существенная, десятки миллионов рублей, — отметил Попов. — Это прежде всего инвестиции в IT-инфраструктуру».

В планах компании и территориальное расширение сферы своего влияния. Компания планирует охватить все регионы ПФО. «Благодаря нашему сервису Smile logistix мы рассчитываем буквально в течение одного-двух месяцев дотянуться до Набережных Челнов, Чебоксар и Йошкар-Олы из Казани». Затем руководство компании не исключает работу с потребителями более далеких регионов с тем же самым сайтом, но с местным ассортиментом.

Что есть на интернет-рынке Казани

Дмитрий Каначин, директор торговой сети «ВПРОК», считает, что «на данный момент регион не насыщен интернет-магазинами». Сам по себе рынок очень маленький, и каждый новый игрок будет расти, скорее всего, не за счет конкурентов, а за счет того, что будут приходить новые покупатели», — считает представитель офлайн-ритейлера, который также запустил недавно продажи через Интернет.

Альберт Афанасьев считает, что рынок e-commerce в Казани очень сегментирован и представлен как местными игроками, так и крупными федеральными представителями. Представитель компании «Флорист.ру» отмечает положительную динамику роста числа заказов, сделанных через Интернет. «Население не только Казани, но и всей России активно вовлекается в удаленную покупку товаров (по исследованию TNS прошлого года, сайт китайского интернет-гиганта Aliexpress вошел в топ-10 наиболее посещаемых сайтов среди россиян)».

В свою очередь, Дмитрий Каначин не может согласиться с «Флорист.ру» и отмечает, что лишь один-два процента казанцев совершают онлайн-покупки. «Конечно, потребитель еще не привык покупать продукты питания в интернет-магазинах, хотя достаточно активно покупает бытовую технику и одежду. Поэтому у компании есть большой потенциал», — заключил Каначин.

Своего рода феноменом интернет-торговли Казани является проект «Супер Мамочки», изначально появившийся как форум-площадка для будущих и молодых родителей. Стоит отметить, что практически во всех региональных центрах подобного рода проекты закрылись. Несмотря на то, что в Казань активно приникают международные и федеральные операторы одежды и товаров для детей, такие как, например, «Дочки-сыночки», Lamoda, проект «Супер Мамочек» активно развивается и пользуется популярностью у татарстанцев.

Среди неудачников можно отметить онлайн-проект «Пятерочки». Интернет-магазин «Е5» холдинг «Х5 Retail Group» запустил в начале 2012 года, а в декабре 2014-го руководство объявило о прекращении его деятельности. «Они открыли свой «Е5» как супермаркет, в котором представлены непродовольственные товары. Это даже не бытовая химия, а все то, чего нет в самом магазине. Заказ нужно было получать в шкафу выдачи заказов в самом магазине», — комментирует своих уже бывших конкурентов Владимир Попов. Основной проблемой проекта «Пятерочки», которая послужила причиной закрытия «Е5», по словам Попова, стала слабая команда продакт-менеджеров.

Мухи отдельно, котлеты отдельно

Дмитрий Потапенко, эксперт розничной торговли и предприниматель, имеет диаметрально противоположное мнение об интернет-торговле. По его словам, торговля в сети сама по себе существовать не может. Интернет-магазин — это каталог офлайнового магазина. «Любому человеку нужно, как говорится, пощупать. Поэтому, если речь не идет об агрегаторах, таких как Amazon или газеты «Из рук в руки», то интернет-торговля — это только каталог. Это желтые страницы, лежащие в виртуальном пространстве. Это рекламная площадка и инструмент продвижения», — подчеркивает он.

Потапенко объясняет, что говорить об интернет-торговле как таковой можно только тогда, кода нет осуществленного продукта. «Когда будет виртуальный продукт, такой как, например, доступ к играм, то тогда и можно говорить о торговле в сети. А когда в Интернет вывешивается каталог с товаром, а продается по сути физический продукт, то это всего лишь пристежка к офлайну», — подчеркивает эксперт.

Дружеское приветствие нового игрока и самореклама

«Реальное время» опросило экспертов рынка интернет-торговли.

Дмитрий Потапенко — предприниматель, эксперт розничной торговли:

— Компания является дистрибьютором и пристегивает к своему официальному бизнесу интернет-магазин. Где тут новизна? За этим ходом нет ничего, кроме пиара. Это чистый пиар. Когда компания занимается саморекламой, это одна история. Когда же компания занимается действительно чем-то новым, то это уже другой разговор.

В данном случае компания, являясь дистрибьютором, пристегивает к своему офлайновому бизнесу портал — интернет-магазин. И ничего нового в этом нет: ни нового направления, ни прорыва. Будет ли этот интернет-магазин работать, большой вопрос, потому как торговля в сети и в офлайне — это принципиально разные вещи. Клиенты зачастую могут не пересекаться.

Альберт Афанасьев — интернет-маркетолог «Флорист.ру»:

— Есть ли сейчас сегменты и рынки, где присутствие здоровой конкуренции можно было бы охарактеризовать негативно? В конечном счете при условиях правильной игры для конечного потребителя это только плюсы. Для представителей бизнеса это возможность держать себя в тонусе, находить и придумывать возможности улучшения своего бизнеса, новые решения и выводить новые предложения на рынок.

Наверно, основную конкуренцию они будут иметь с офлайном. Люди привыкли к супермаркетам шаговой доступности, гипермаркетам и аутлетам для покупок «на всю неделю». Правда, сами по себе покупки в Интернете, естественно, набирают обороты, люди все чаще пользуются услугами доставки. И мы это хорошо видим по нашей статистике: из года в год идет хороший рост, регионы догоняют центр.

В существующих условиях рынка, если говорить о нестабильности на валютном рынке и кризисе, есть как плюсы, так и минусы. Из очевидных минусов — риски, связанные с импортной продукцией, покупаемой в валюте, возможно снижение потребительского спроса в случае ухудшения ситуации. Однако для сильных игроков кризис дает и новые возможности. Заметно дешевеет реклама: например, Avito стартовал в 2007-2008 годах, они получили, по их признанию, очень много медийного времени за довольно низкий бюджет. Возможно, обладая меньшими издержками, интернет-магазин предложит более выгодные цены, что на фоне постоянных разговоров о кризисе и желании людей экономить привлечет к ним нужную аудиторию. На примере «Флорист.ру» (а цветы — это все же в основном импорт) мы не только не увидели падения продаж, но заметили очень высокий рост, который даже превзошел наши ожидания на мартовские праздники. Может, и нет никакого кризиса.

Из крупных в Казани никого не припомню, есть у нас «Два шага», конкуренцию составит «Комус». Повторюсь, думаю, их основные конкуренты — это сети супермаркетов шаговой доступности вроде «Магнита», «Пятерочки», «Ашана».

Анастасия Юрьева
Справка

Группа компаний «Смайл» является одной из крупнейших компанией-дистрибьюторов FMCG-продукции и 3PL-операторов в Москве, Московской области и ПФО. Имеет 13 филиалов по всей России. Компания основана в 1993 году.

ГК «Смайл» — эксклюзивный дистрибьютор продукции Procter & Gamble, Nestle, Wrigley, «Орими Трэйд», MacCoffee, Bonduelle, «Увелка» и других.

В основной деятельности компании 6 направлений: дистрибьюция, логистика, девелопмент, BTL, IT- сервис, вендинг.

Структура группы компаний:

  • ООО «Фирма «Смайл» — дистрибуция с уставным капиталом в 760 106 000 руб. (на 19.01.2015 г.);
  • ООО «С-Лоджистик», ООО MSG — логистика и девелопмент;
  • ООО «Промо-С» — маркетинговое сопровождение бизнеса;
  • ООО «РБС» — IT-поддержка бизнеса;
  • ООО «Энергия» — вендинг.

Седьмым направлением группы компаний является ООО «Интернет-магазин» в лице генерального директора Попова Владимира Николаевича.

Филиальная сети дистрибьюции: Казань, Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Бугульма, Набережные Челны, Ижевск, Киров, Йошкар-Ола, Чебоксары. А также филиалы коммерческой логистики в Москве, Уфе, Ульяновске.

Основными участниками являются Мустафин Рафик Назипович (25%), Пеппи Виктор Юрьевич (30%), Тимуца Виталий Васильевич (45%).

Генеральный директор — Тимуца Виталий Васильевич.

Российский рынок интернет-торговли, по оценке Expert Online, показывал самую высокую динамику роста и считался самым быстрорастущим среди инновационного бизнеса. Розничная интернет-торговля в период с 2005 по 2013 годы показала рост оборота с 50 млрд рублей до 474 млрд рублей, то есть более чем в 9 раз. Общая доля оборота в объеме розничной торговли увеличилась с 0,9% до 2,8% в указанный период.

По оценке президента Ассоциации компаний интернет-торговли Дениса Людковского, доля трансграничной торговли в российском рынке e-commerce выросла в 2014 году до 7 млрд долларов, что составляет 35% по сравнению с 2013 годом. По прогнозам эксперта, доля этого сегмента в 2015 году будет составлять до 60%.

Основными игроками российского рынка интернет-торговли являются мелкие, средние и специализированные на определенных видах товара онлайн-площадки. В России их насчитывается порядка 39 тысяч.

Новости партнеров