От обсуждения бюджета до разговоров о вреде высшего образования
На заседании Госсовета РТ за трибуну пустили представителей непарламентских партий, которые предпочли высказываться по своим проблемам, а не по заявленным темам
Сегодня на заседании Госсовета утвердили итоговый вариант проекта бюджета республики на 2017 год с планами на 2018—2019 годы. Кроме того, на этот раз депутаты решили дать слово представителям непарламентских партий, о чем, скорее всего, во время их выступления не один раз пожалели. Приглашенные выступающие по экспрессивности и характеру своих речей даже умудрились дать фору главе татарстанских коммунистов Хафизу Миргалимову.
Бюджет с 357 поправками утвержден
На 23-м заседании Госсовета РТ депутаты сразу во втором и в третьем чтениях одобрили законопроект о бюджете Республики Татарстан на 2017 год и плановый период 2018—2019 годов. С начала длительного и иногда даже скандального обсуждения парламентарии рассмотрели 357 поправок к проекту, и в итоге профильный комитет Госсовета рекомендовал все к принятию.
Итоговые цифры озвучил председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин. Он рассказал, что в 2017 году из федерального бюджета республика получит дополнительные межбюджетные трансферы в размере 10,29 млрд рублей. В 2018 году из этой суммы срежут 1 млрд рублей, в результате чего межбюджетный трансфер составит 9,3 млрд рублей. На 2019 год запланированная сумма составила 8,85 млрд рублей. Большая часть средств — это субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации — ежегодно по 25 направлениям на это будет направляться 6,6 млрд рублей. В 2017 и в 2018 годах также предусмотрены субсидии в размере 2 млрд рублей, в 2019 году — это 1,9 млрд рублей.
«В основном это поддержка сельхозпроизводителей в объеме 1,9 млрд рублей ежегодно», — пояснил Якунин. На поддержку социальной сферы в 2017 году выделено 88,3 млн рублей, в 2018 и 2019 годах — 72,5 и 71 млн.
На завершение комплексного проекта «Культурное наследие — остров-град Свияжск и Древний Болгар» в 2017-2018 годах из федерального бюджета республике поступит по 400 млн рублей ежегодно. Меньшая сумма будет затрачена на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения — в 2017 году на эти цели направят 349 млн, в 2018-м — 353, а в 2019-м — 345 млн рублей. Свою долю финансирования получат и моногорода — Фонд реализации моногородов в 2017 году даст Татарстану 630,2 млн рублей.
В целом, согласно утвержденному законопроекту, в 2017 году доходы увеличатся на 1,253 млрд рублей и составят 178,069 млрд рублей. 488,3 млн рублей из этой суммы дадут акцизы на алкоголь, а 765,5 млн рублей — акцизы на нефтепродукты. Рост доходной части также прогнозируется и в 2018-2019 годах — на 1,38 млрд рублей и на 1,686 млрд соответственно.
Расходная часть в 2017 году увеличится за счет создания межмуниципальных ресурсных центров некоммерческих организаций в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске, разработки и сопровождения интернет-портала некоммерческих организаций РТ и реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации» (на программу в 2017 году дополнительно выделят 392,2 млн рублей). Расходы в 2017 году составят 185,636 млрд рублей, а дефицит — 7,566 млрд рублей. В 2018 году дефицит бюджета составит 13,538 млрд рублей, в 2019 году — 15,132 млрд рублей.
«Вы можете не беспокоиться, Дворец культуры Ленина в Казани будет достойным»
Комментарий от депутатов после доклада был один, и прозвучал он из уст главы татарстанского отделения партии КПРФ Хафиза Миргалимова. По его словам, на заседании комитета, где обсуждались поправки партии, ему дали положительный ответ по поводу ДК Ленина, комплексу Ленино-Кокушкино и по бане в Буинске. За это он лично поблагодарил президента РТ Рустама Минниханова. Ответил на это сам президент.
— Я получил все ваши пожелания. Часть из них уже включена в этот год. По Ленино-Кокушкино мы работали, по Дворцу культуры Ленина мы тоже поручения дали, они учтены. Я точно не помню по Буинску… — после этих слов главе республики сразу же пояснили, что и там уже финансировали проектные работы.
— Мы взяли в работу. Эти вопросы будут максимально рассмотрены. Вы можете не беспокоиться, Дворец культуры Ленина в Казани будет достойным. Как наш музей Ленина, — пообещал коммунисту президент.
Был принят депутатами во втором и третьем чтениях еще один законопроект о бюджете — территориального фонда обязательного медицинского страхования. В ходе рассмотрения к нему поступили семь поправок, и все они были приняты. Заместитель председателя Комитета по бюджету, налогам и финансам Ильдус Касымов также рассказал, что доходная часть бюджета пополнится за счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1,422 млрд рублей и за счет бюджета РТ. Но поможет ли это перетянуть территориальному фонду ОМС обратно республиканских пациентов, больше доверяющих медицинским учреждениям других регионов, — непонятно. Дополнительно из бюджета РТ выделят 3,9 млн рублей и на выплату надбавок педагогическим работникам государственных медицинских организаций, занимающихся оказанием противотуберкулезной помощи.
С согласия парламентариев также будет расширена категория граждан, которая может рассчитывать на бесплатную юридическую помощь. В частности, в этот перечень войдут реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий. На 1 января 2016 года таких граждан в республике — 3 766 человек. Татарстан стал не первым регионом, где был принят соответствующий закон, — о данной категории уже обеспокоились депутаты в Оренбургской области, в Пермском крае.
Несовершеннолетним за рулем сказали «нет»
Из 16 проектов федеральных законов татарстанские депутаты не поддержали только один — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления права управления транспортными средствами категории «В» лицам, достигшим возраста 16 лет». Против предложения выдавать водительские права несовершеннолетним выступил комитет Госсовета РТ по законности и правопорядку.
— Мы получили отрицательные заключения ГИБДД по Республике Татарстан, Министерства юстиции Республики Татарстан. Суть этих доводов заключается в том, что, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, автомобиль является источником повышенной опасности. А в соответствии со статьей 21 Гражданского кодекса полная дееспособность граждан по общему правилу наступает только с 18 лет, — обосновал решение председатель комитета Шакир Ягудин. По его мнению, эти лица не отвечают требованиям безопасности дорожного движения и ставят под угрозу других его участников.
Заметил Ягудин и тот факт, что в законопроекте не учтено, что изменения нужно внести и в другие статьи. В итоге комитет рекомендовал депутатам не поддерживать этот законопроект, что, собственно, они и сделали.
«Путь профилактики преступлений — сокращение количества вузов»
На обсуждение законопроекта «О профилактике правонарушений в Республике Татарстан» было принято решение позвать непарламентские партии. Республиканский закон во многом соответствует Федеральному закону от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», что и отметила докладчик, министр юстиции РТ Лариса Глухова.
Среди непарламентских партий участие в прениях подтвердили 13 политических организаций: «Народ против коррупции», «Справедливая Россия», ЛДПР, «Российский объединенный трудовой фронт», «Партия дела», «Партия ветеранов России», «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», «Коммунистическая партия «Коммунисты России», «Аграрная партия России», «Партия Мира и Единства, «Партия пенсионеров России», «ОПЛОТ РОССИИ» и «Партия возрождения села». Однако слово попросили только представители пяти партий. На каждое выступление было выделено максимум 10 минут, правда, и этого оказалось более чем достаточно.
Первым выступил уполномоченный представитель татарстанского регионального отделения «Российский объединенный трудовой фронт» Риф Зарифуллин. Начал представитель «РОТ-фронта» с того, что выразил удивление «куцостью» закона, так как меры профилактики по полномочиям властных структур не расписаны.
— Госсовет должен творчески работать. И кабинет министров, который предлагает этот куцый закон, он, в принципе, тоже мог предложить какие-то идеи. Сотрудников там достаточно, правоведов достаточно. Я считаю, что в развитии федерального закона татарстанский должен быть более обширным по профилактике правонарушений, — раскритиковал закон спикер.
Дальше уже пошли рассуждения на тему большого количества неудовлетворенной молодежи в республике, которая с высшим образованием вынуждена работать по рабочим специальностям или идти в полукриминальный мир, чтобы заработать себе на жизнь. От молодежи представитель партии плавно перешел к пожилым людям, которых очень легко обмануть, и что в Татарстане, по его мнению, практически создана целая индустрия обмана пенсионеров. Затронул он и тему слабого образования в учебных заведениях и даже рассказал, что если раньше он сам уважал юристов из КФУ, хотя сама специальность ему не по душе, то сейчас он сомневается в качестве образования выпускников юрфака. В итоге Риф Зарифуллин сделал вывод: «Поэтому путь профилактики преступлений — сокращение избыточного количества вузов».
Таким образом, выстраивается следующая цепочка: переизбыток вузов и неудовлетворенность образованием толкают молодых людей в криминальную среду, а, попадая туда, они начинают обманывать престарелых доверчивых людей. Согласно логике представителя татарстанского регионального отделения «Российский объединенный трудовой фронт», действительно, решение проблем с образованием влечет за собой уменьшение количества преступлений.
Спикер, пользуясь моментом, также назвал бредом идею создания города Иннополиса, так как там просто невозможно сконцентрировать силы большого числа ученых. «На мой взгляд, это тоже бредовая идея. Не знаю, кто ее предложил руководству республики. Удивляет, что те с большой радостью, как говорится, на нее клюнули». Подытожил он свое выступление словами о том, что так рождается огромная масса липовых специалистов.
Заместитель председателя Государственного Совета Юрий Камалтынов, который вел заседания, все выступление благоразумно молчал, но перед объявлением следующего спикера все-таки попросил соблюдать парламентскую этику, не использовать непарламентскую лексику и не отклоняться от темы вопроса.
О добре и зле, морали и фальсификации выборов
Руководитель регионального отделения «Партии ветеранов России» Альберт Бикмуллин у трибуны заметил, что законопроект близок их партии и они готовы и способны принимать участие в его реализации. Кроме того, по его мнению, профилактика должна быть в приоритете перед административной и уголовной политикой государства. Предложил он и свои поправки к татарстанскому законопроекту. К слову, как ни странно, «Партия ветеранов России» в итоге оказалась практически единственной непарламентской партией, которая постаралась донести свою позицию по этому законопроекту и представила конструктивные дополнения, а не использовала право высказаться для других целей.
Руководитель регионального отделения партии «Коммунисты России» Дмитрий Новиков продолжил традицию представителя «РОТ-фронта» и начал рассуждать на тему представлений о добре и зле у каждого человека и о том, что в законе не прописаны общепринятые нормы поведения и морали. «Получается, что субъект профилактики будет исходить не из общепринятых норм морали, а из своих личных. Используемый законом такой подход противоречит принципу правовой определенности». По мнению спикера, во избежание недоразумений нужно точно определить, что является антиобщественным поведением. Но если в государстве не определены ценностные ориентиры — сделать это будет не просто. Таким образом, основной тезис представителя партии заключался в том, что закон о профилактике должен начинаться с определения ценностей, которые он защищает.
Если коммунист ушел в область трактовки закона, то председатель регионального отделения партии «Яблоко» Руслан Зинатуллин говорил только о наболевшем — о фальсификации прошедших выборов, о том, что Следственный комитет покрывает преступления, а в республике задерживают гражданских активистов по надуманным основаниям. Кто-то из депутатов в зале уже через несколько минут такого выступления не выдержал и прокричал, чтобы говорили по теме.
— Я по теме, — отреагировал представитель партии. И продолжил свой спич о нарушениях на выборах и реакции прокуратуры на соответствующее заявление.
На этом моменте не выдержал уже сам Камалтынов, попросивший высказаться по конкретной теме. Но и это не помогло: «яблочник» продолжал: «К сожалению, у нас отсутствует ответственность сотрудников правоохранительных органов за вынесение незаконных процессуальных решений. Поэтому им легче вынести отказ в возбуждении дела, чем попытаться разобраться и привлечь к ответственности виновных. А в Следственном комитете тех следователей, которые выносили отказные решения по фальсификации выборов, даже повышают по службе. Как говорил Фридрих Энгельс: «Есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не наказывать виновных». У меня в связи с этим возникает вопрос: на кого работают наши правоохранители и чего они хотят достичь?».
После этого реплики Камалтынов предостерег, что если Зинатуллин продолжит, то он будет вынужден прервать его выступление. «Я обращался ко всем представителем партии, чтобы они соблюдали определенный парламентский этикет. Вы находитесь в высшем законодательном органе Республики Татарстан и делаете голословные обвинения. Вас пригласили по конкретному вопросу. Или придерживайтесь повестки, или я лишу вас слова», — подбирая слова, заметил заместитель председателя Госсовета.
И только «ПАРНАС» за бортом
Глава отделения «Партии мира и единства» в Республике Татарстан Альберт Шарипов вышел к трибуне сразу же за виновником недовольства в зале и, видимо, стараясь по духу соответствовать названию своей партии, начал со слов о том, что он «не будет заявлять тут политические декларации». Его выступление можно было свести к тому, что, не имея достаточно обеспечения, органы правопорядка вызывают на подсознательном уровне чувство правового нигилизма и неуважения к правовой системе в целом. Он предложил внести в проект закона поправки о дофинансировании из бюджета РТ средств на ремонт помещений, приведение их в приличный вид, чтобы «у населения не возникло чувство безысходности и слабости власти».
Не изменяя себе, после непарламентских партий слово взял и руководитель фракции КПРФ в Госсовете РТ Хафиз Миргалимов. Правда, на фоне прослушанных выступлений его речь казалась уже совсем не такой одиозной, как обычно.
Интересно, что после серии выступлений депутаты поблагодарили представителей партий за участие, а министр юстиции РТ даже пообещала, что они тщательно изучат стенограмму и примут их предложения к сведению.
К слову, за кадром сегодня остался председатель регионального отделения «ПАРНАС» Марсель Шамсутдинов, который во время выступления своих коллег из других партий проводил одиночный пикет под окнами Госсовета. Дело в том, что его на заседание просто не пустили, — как он рассказал «Реальному времени», в понедельник ему пришла правительственная телеграмма с приглашением в Госсовет за подписью его председателя Фарида Мухаметшина. В среду он отнес выписку о подтверждении своего участия в канцелярию Госсовета, но попасть на заседание так и не смог.
— Сегодня приезжаю в 11 часов, а мне говорят: извините, мест в зале мало, пускаем только некоторые партии, «ПАРНАС» в этот список не попал, — рассказал Шамсутдинов.
После этого он сходил домой, сделал плакат «Долой политическую цензуру в парламенте Татарстана» и вышел на одиночный пикет. Представитель партии считает, что это нарушение закона. У него также есть подозрения, что его вчерашнее обсуждение темы выступления с соратниками прослушивали, после чего решили его не пускать.
— Я обсуждал это с Веселовым, Ясавеевым, Русланом Зинатуллиным и сделал вывод, что, прослушав тему моего выступления, власть решила, что «ПАРНАС» лучше не пускать за трибуну. Поэтому я говорю о том, что это политическая цензура, — рассказал «Реальному времени» Марсель Шамсутдинов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.